Судья Кашапова Н.Н. Дело № 33а-2826/2021
№ 2а-263/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2021 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,
при помощнике судьи Смородиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к принятию мер по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц, надлежащему содержанию защитного сооружения по апелляционному представлению прокурора Ельнинского района Смоленской области на решение Ельнинского районного суда Смоленской области от 18 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения прокурора ФИО в поддержание доводов апелляционного представления, возражения относительно доводов апелляционного представления представителя административного ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях ФИО1, объяснения представителя заинтересованного лица - ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО2, согласившейся с доводами апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Ельнинского района Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее – МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Территориальное Управление) о признании незаконным бездействия по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения (убежища) (далее – ЗС ГО) с инвентарным номером №, расположенного в здании филиала ООО «Починковская швейная фабрика» по адресу: ..., возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением вышеуказанного ЗС ГО (убежища), а именно: обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц; провести текущий ремонт; выполнить мероприятия по обозначению ЗС ГО и маршрута движения укрываемых лиц к ним; ограничить доступ посторонних лиц в ЗС ГО.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения учреждениями и организациями, расположенными на территории района требований законодательство по использованию и содержанию объектов и имущества гражданской обороны установлено, что вышеуказанное сооружение расположено в здании филиала ООО «Починковская швейная фабрика», не готово к приему укрываемых: не обеспечивается сохранность существующих объектов гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, не проводится техническое обслуживание; не выполнены мероприятия по обозначению защитных сооружений и маршрутов движения, укрываемых к ним; не обеспечена герметичность убежища; в помещении не проведен текущий ремонт. В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявленным к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует, что свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил средств гражданской обороны. В нарушение требований законодательства Управлением не принято мер по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности – вышеуказанного убежища, а также по его надлежащему содержанию. Каких-либо договоров, соглашений, направленных на сохранение названного имущества, не заключалось, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Ельнинский район» Смоленской области.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Ельнинского района Смоленской области ФИО3 административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях ФИО1 административный иск не признала в полном объеме, указав, что Территориальное Управление не наделено полномочиями по созданию, сохранению объектов гражданской обороны, не занимается вопросами гражданской обороны. Также указала, что данный объект включен в реестр федерального имущества с номером, которому предшествует буква «В», то есть, данный объект включен в реестр федерального имущества временно до установления собственника (л.д. 49-51).
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО4 заявленные требования поддержала. В отзыве на административный иск ГУ МЧС России по Смоленской области указало, что убежище расположено в здании филиала ООО «Починковская швейная фабрика», объект зарегистрирован в реестре федерального имущества со статусом защитное сооружение гражданской обороны, в нарушение требований законодательства ООО «Починковская швейная фабрика» меры по обеспечению сохранности убежища не принимаются (л.д. 52-54).
Представитель заинтересованного лица ООО «Починковская швейная фабрика» ФИО5 оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда, указав, что здание по адресу: ... приобретено швейной фабрикой в 2007 г. На момент приобретения не было информации о том, что в подвале данного здания находится ЗС ГО.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в 2018 г. при проверке данного ЗС ГО комиссией принято решение о возможности снятия данного объекта с учета как объекта ЗС ГО, поскольку нуждаемость в нем у жителей г. Ельня отсутствует. Кроме того, в ходе проверки установлено, что данный объект требует капитального ремонта.
Решением Ельнинского районного суда Смоленской области от 18 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления прокурора Ельнинского района Смоленской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны является собственностью РФ, имеет оформленный паспорт, стоит на учете в качестве ЗС ГО, с учета не снято, постановка на учет незаконной не признана, законность исключения спорного объекта из реестра федерального имущества по делу не установлена.
Административный ответчик Территориальное Управление подал возражения на апелляционное представление.
Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Смоленской области в отзыве поддержало апелляционное представление прокурора.
Представители заинтересованных лиц Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области и ООО «Починковская швейная фабрика», от которых поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционного представления в их отсутствие, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Так, Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно ст. 1 приведенного закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Статья 9 Федерального закона № 28-ФЗ наделяет организации следующими полномочиями в области гражданской обороны: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - Положение о гражданской обороне).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Исходя из приведенных правовых норм, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, наделены полномочиями в области гражданской обороны, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.
Обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию также предусмотрено пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (далее – Правила № 583), они должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (пункт 1.2 Правил № 583).
В силу пункта 1.3 данных Правил № 583 в организациях, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организации, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил).
Таким образом, правовое регулирование правоотношений в сфере гражданской обороны основано на территориально-производственном принципе, согласно которому на предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, возлагается обязанность по учету, содержанию объектов защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ельнинского района Смоленской области во исполнение задания прокуратуры Смоленской области совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Дорогобужского, Глинковского и Ельнинского районов ГУ МЧС России по Смоленской области проведена проверка исполнения учреждениями и организациями, расположенными на территории Ельнинского района требований законодательства по использованию и содержанию объектов и имущества гражданской обороны.
29 апреля 2021 года составлен акт проверки, из которого следует, что в здании филиала ООО «Починковская швейная фабрика» по адресу: ... расположено защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, которое никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявленным к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует, чем нарушены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные МЧС России от 15 февраля 2002 г. № 583 (л.д. №).
С целью устранения заявленного бездействия прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявил административный иск к МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях как к органу, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, в полномочия которого входит обеспечить сохранность имущества, находящегося в федеральной собственности.
Вышеприведенное ЗС ГО имеет паспорт убежища (противорадиационного укрытия) от 12 июля 2005 г. В паспорте указано, что противорадиационное укрытие принадлежит Ельнинскому Райпо, расположено по адресу: ... (л.д №).
Указанное ЗС ГО занесено в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области, который ведется согласно Приложению № 5 к п. 2.1 Правил № 583 (л.д. №).
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках здания, расположенного по адресу ..., здание находится в собственности ООО «Починковская швейная фабрика», дата регистрации права 05 сентября 2007 г. (л.д. №).
Согласно выписке из Реестра Федерального имущества от 18 марта 2019 г. и сообщению руководителя Территориального Управления от 10 февраля 2021 г. указанное убежище числится в реестре и принадлежит Российской Федерации (л.д. №).
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) с инв. № от 24 июля 2018 г., утвержденному заместителем главы муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области, указанное защитное сооружение находится на балансе Ельнинского филиала ООО «Починковская швейная фабрика» (л.д. №).
В день вынесения судом первой инстанции решения МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях представило в суд сообщение от 18 июня 2021 г. о том, что спорное ЗС ГО, расположенное в здании филиала ООО «Починковская швейная фабрика» по адресу: ... исключено из реестра федерального имущества в связи с отсутствием оснований для регистрации права собственности Российской Федерации и сведений о зарегистрированных правах РФ на него (л.д. №).
Разрешая заявленные прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об отнесении объекта к ЗС ГО, и принял во внимание, что на момент вынесения решения объект исключен из реестра федерального имущества.
С данными выводами не может согласиться судебная коллегия в силу следующего.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п. 2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу п. 2.2 Правил № 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Порядок снятия объекта с учета предусмотрен пунктами 2.5 - 2.14 Правил № 583.
Вместе с тем, судом первой инстанции не было установлено, где именно находится ЗС ГО; в связи с чем оформлен паспорт ЗС ГО, признавались ли в установленном законом порядке действия по его заполнению, составлению и подписанию незаконными, соответствующая информация не запрашивалась у уполномоченных органов, равно как и ООО «Починковская швейная фабрика» не было привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика, несмотря на то, что о последнем указано как о балансодержателе ЗС ГО в акте инвентаризации 2018 года.
Кроме того, судебная коллегия обращает также внимание на то, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки представленным сведениям об исключении ЗС ГО с инвентарным номером из реестра федерального имущества, не установлены обстоятельства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, не проверено то обстоятельство, проводилась ли установленная законом процедура снятия ЗС ГО с учета.
Учитывая, что судом первой инстанции в полном объеме не определены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, к участию в деле не привлечен административный ответчик, что повлияло на исход рассмотрения административного искового заявления, судебное постановление подлежит отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ельнинского районного суда Смоленской области от 18 июня 2021 года отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи