ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2655/2021 от 15.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шевченко В.П. Дело № 33а-1601/2022

Дело № 2а-2655/2021

УИД: 26RS0010-01-2021-004905-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 15.09.2022

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего Шишовой В.Ю.,

судей Полупан Г.Ю. и Дубинина А.И.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий, решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе главы Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО2 на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.10.2021.

Заслушав доклад судьи Полупан Г.Ю., объяснения представителя административного истца – администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация), Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Георгиевского городского округа Ставропольского края (далее – Управление ГО и ЧС по Георгиевскому городскому округу СК), в котором просила признать незаконными действия комиссии Управления ГО и ЧС по Георгиевскому городскому округу СК при обследовании домовладения № , составленные ими документы по обследованию недостоверными; признать незаконным решение главы Администрации об отказе во включении в реестр на получение шифера в июле 2021 года, возложить обязанность включить в реестр пострадавших от градобоя 22.05.2021 на получение шифера в определённом экспертной комиссией объёме.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.10.2021 административные исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным отказ главы администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края во включении домовладения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, д.10, в реестр для выделения строительных материалов в виде шифера от 15.07.2021 № 1020/09-13.

Суд обязал администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, д.10, в реестр для выделения строительных материалов в виде шифера.

В удовлетворении требования ФИО1 к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Управлению ГО и ЧС по Георгиевскому городскому округу СК о признании незаконными действий комиссии по визуальному обследованию пострадавших объектов с целью установления возможного материального ущерба в результате опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, град», произошедшего 22.05.2021 в Георгиевском городском округе Ставропольского края, и акта визуального обследования объектов на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края с целью установления возможного материального ущерба в результате опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, град», произошедшего 22.05.2021 в Георгиевском городском округе Ставропольского края, составленного 18.06.2021 в отношении домовладения, расположенного по адресу: , отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.02.2022 решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.10.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба главы Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО2 - без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.03.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ставропольский краевой суд.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - глава Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что законодательством Ставропольского края определены меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в виде материальной помощи. При этом право на получение материальной помощи ставится в зависимость от наличия у гражданина регистрации и постоянного проживания в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Однако суд не дал оценки тому обстоятельству, что административный истец не проживает и не зарегистрирован по ул.Садовой, 10, в ст.Незлобной. Суд также не учел, что обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выделению строительных материалов в виде шифера действующим законодательством не установлена.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ФИО4 представлены письменные возражения.

В судебном заседании представитель Администрации ФИО3 настаивал на удовлетворении доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств процессуального характера не поступило.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Во исполнение требований части 7 статьи 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 176 КАС РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).

Исходя из положений части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, д.10.

22.05.2021 на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края произошло опасное метеорологическое явление - сильный ветер, в том числе шквал, крупный град, в результате которого часть домовладений, расположенных в ст.Незлобной Георгиевского городского округа Ставропольского края пострадала.

Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 22.05.2021 № 1540 созданы комиссии по визуальному обследованию пострадавших объектов с целью установления возможного материального ущерба в результате указанного опасного метеорологического явления.

24.05.2021 на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края введён режим чрезвычайной ситуации.

В целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации из резерва материальных ресурсов Ставропольского края министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выделен строительный материал - шифер для пострадавших граждан, для получения которого необходимо, чтобы факт причинения ущерба в результате чрезвычайной ситуации был подтверждён в период действия указанной чрезвычайной ситуации.

24.06.2021 постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края № 1923 режим чрезвычайной ситуации отменён.

16.06.2021 административный истец ФИО1 обратилась к административному ответчику с письменным заявлением о выделении ей материальной помощи в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, д.10. Указала, что её дом пострадал в результате града, просила выделить шифер для ремонта крыши до 100 листов.

Письменным ответом главы администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 15.07.2021 № 1020/09-13 ФИО1 отказано во включении домовладения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, д.10, в реестр для выделения строительных материалов в виде шифера.

Основанием к отказу послужил акт обследования данного домовладения.

Так, в акте от 18.06.2021 визуального осмотра объекта на территории Георгиевского городского округа с целью установления возможного материального ущерба в результате опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, град», следует, что в момент осмотра домовладения собственника или его представителя не было, придомовая территория заросла сорной растительностью, что затрудняет проход к калитке и домовладению.

Не согласившись с полученным отказом, административный истец, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилась в суд с настоящим административным иском.

Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что акт обследования домовладения административного истца не соответствует приказу Госстроя РФ от 02.08.2002 № 167 «Об утверждении Порядка проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций», в нём отсутствует необходимая информация, фактически домовладение ФИО1 не обследовалось, при этом административным истцом представлен акт от 22.05.2021 о наличии повреждений на крыше её дома, что свидетельствует о формальности оспариваемого отказа, учитывая также факт включения соседних домов в перечни домовладений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, основанным на неверном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям, а также на неверной оценке юридически значимых обстоятельств административного дела, и находит основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьями 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Ставропольском крае отношения, связанные с предоставлением за счёт средств краевого бюджета мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, урегулированы Законом Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, но не имеют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края права на получение мер социальной поддержки, утверждённым постановлением Правительства Ставропольского края от 21.12.2017 № 519-П (далее также – Порядок).

Согласно положениям названных нормативных правовых актов Ставропольского края обязательными условиями для получения гражданами, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, единовременной денежной выплаты являются: постоянное проживание пострадавшего гражданина на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; наличие в жилом помещении повреждений, произошедших в результате чрезвычайной ситуации, не повлёкших нарушения условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт»; отсутствие у пострадавшего гражданина права (в том числе реализованного права) на получение мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края для граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.

Реализация права на установленные Законом Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации осуществляется по заявительному принципу в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края (часть 4 статьи 4 названного закона).

Пунктом 6 части 2 статьи 4 упомянутого краевого закона предусмотрено, что гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества; 100 тыс. рублей на человека - финансовая помощь в связи с полной утратой имущества.

Вместе с тем, статьёй 4.2 этого же закона закреплено, что в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, защиты прав и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ставропольского края, Правительство Ставропольского края вправе устанавливать иные меры социальной поддержки, определять порядок и условия их предоставления для определяемых им категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ставропольского края, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, но не имеют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края права на получение мер социальной поддержки.

Из полученных по запросу судебной коллегии дополнительных доказательств по делу следует, что 27.05.2021 проведено оперативное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ставропольском крае, оформленное протоколом № 2, с повесткой дня, в том числе, о мероприятиях по ликвидации последствий комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края, а также нанесённого материального ущерба.

Во исполнение протокола оперативного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ставропольском крае № 2 от 27.05.2021 министром жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края подписан приказ № 166 от 16.07.2021 о выделении материальных ресурсов, согласно которому в распоряжение главы Георгиевского городского округа Ставропольского края для проведения аварийно-восстановительных работ на повреждённых объектах из резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае выделены следующие материальные ресурсы: лист хризотилцементный 7-волновой в количестве 41 410 штук на 11 180 700 рублей и гвозди шиферные 120*5мм (10кг) в количестве 768 на 90 240 рублей.

Для установления количества пострадавших от чрезвычайной ситуации административным ответчиком проводилось обследование объектов на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края, о чём составлен реестр актов визуального обследования объектов на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края с целью установления возможного материального ущерба в результате чрезвычайной ситуации опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего 22.05.2021 в Георгиевском городском округе Ставропольского края, утверждённый 24.05.2021 главой Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Кроме того, постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 25.05.2021 № 1588 утверждён перечень домовладений, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего 22.05.2021 в Георгиевском городском округе Ставропольского края.

Административный истец ввиду невключения принадлежащего ей на праве собственности домовладения в реестр и перечень 16.06.2021 обратилась с соответствующим заявлением на имя главы муниципального образования, представив копию паспорта и копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

18.06.2021 комиссией по визуальному обследованию пострадавших объектов с целью установления возможного материального ущерба в результате опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего 22.05.2021 в Георгиевском городском округе Ставропольского края, проведено визуальное обследование домовладения административного истца. В составленном акте указано, что по адресу Георгиевский городской округ, ст.Незлобная, ул.Садовая, 10, расположено два домовладения, одноэтажное строение из белого кирпича, визуально крыша которого полностью перекрыта новым шифером, двухэтажное строение из красного кирпича повреждений на крыше не имеет. В момент осмотра собственники отсутствовали, на звонки по контактному номеру телефона не отвечали, придомовая территория заросла сорной растительностью, что затруднило проход к домовладению и калитке, осмотр осуществлялся на расстоянии 3 метров.

По итогам визуального осмотра ФИО1 получила отказ от 15.07.2021, мотивированный отсутствием видимых повреждений кровли двух строений, расположенных по ул.Садовой, 10, в ст.Незлобной Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Оценивая акт визуального обследования от 18.06.2021, судебная коллегия исходит из того, что в нём с достаточной полнотой описаны обстоятельства осмотра, объекты недвижимости и условия, при которых данный осмотр осуществлялся, что позволяет однозначно определить объекты недвижимости, которые осматривались. Данный акт составлен уполномоченным на это органом, включающим в себя четырёх членов комиссии.

В обоснование правомерности своих требований, административным истцом представлен акт от 22.05.2021, подписанный ФИО5, ФИО6, ФИО7 о том, что ими произведено обследование крыши литер «б» домовладения № 10 по ул.Садовой в ст.Незлобной георгиевского городского округа с целью установления и ремонта повреждений крыши градом 22.05.2021, зафиксировано сквозное повреждение 18 фрагментов шифера, а также наличие следов вмятин на металлических частях конька и навеса, прилегающих к домовладению, пробоины заклеены на время герленом.

Частью 4 статьи 70 КАС РФ закреплено, что документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов

При этом в статье 84 КАС РФ отмечено, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3). Доказательство признаётся судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4). При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учётом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (часть 5).

Принимая во внимание приведённое правовое регулирование процессуальной процедуры принятия и оценки представленных доказательств, судебная коллегия не может признать надлежащим доказательством представленный административным истцом акт от 22.05.2021, поскольку он составлен не компетентным и не уполномоченным при сложившихся правоотношениях органом, а заинтересованными лицами.

Иных доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающих факт повреждения недвижимого имущества административного истца в период опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего 22.05.2021, материалы дела не содержат и сторонами по делу не представлены.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что административный истец зарегистрирована и проживает по иному адресу, отличному от адреса нахождения объектов недвижимости по ул.Садовой, 10, в ст.Незлобной Георгиевского городского округа Ставропольского края, что в силу прямого указания подлежащих применению норм материального права исключает возможность получения ею мер социальной поддержки, как в денежной форме, так и в иной форме, определённой Правительством Ставропольского края, в данном случае, в виде строительных материалов.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из указанной нормы процессуального права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания решения, действий (бездействия) незаконными необходимо установить не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

По настоящему спору такой совокупности условий судебной коллегией не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При установленных по настоящему административному делу обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании отказа от 15.07.2021 незаконным и возложении обязанности включить домовладение в реестр для выделения строительных материалов в виде шифера с принятием по административному делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.10.2021 в части удовлетворения требования ФИО1 о признании незаконным отказа главы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 15.07.2021 № 1020/09-13 и возложении на администрацию георгиевского городского округа Ставропольского края обязанности включить домовладение, расположенное по адресу: , в реестр для выделения строительных материалов в виде шифера отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных административных исковых требований отказать.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу главы Георгиевского городского округа Ставропольского края ФИО2 удовлетворить частично.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий В.Ю. Шишова

Судьи А.И. Дубинин

Г.Ю. Полупан

Апелляционное определение в полном объёме составлено 15.09.2022.