Судья – Кашкаров С.В. Дело № 33а-10530/2020 (№ 2а-2662/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» июня 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Ефименко Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Маркиной И.С.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам начальника УЖКХ администрации МО г.-к. Анапа ФИО1, представителя ООО «УО «Номер 1» ФИО2 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации МО г.-к. Анапа, УЖКХ администрации МО г.-к. Анапа о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником жилого помещения, квартиры <№..>, расположенной в многоквартирном жилом доме (далее по тексту – МКД) по адресу: <Адрес...>.
В конце января 2019г. граждане МКД по адресу: <Адрес...> решили начать процедуру выбора способа управления многоквартирным домом, в связи с чем, ФИО4 выступил инициатором общего собрания собственников.
После ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, застройщик ООО «Зодчий Двор» по договору управления многоквартирным домом от 05.02.2019г. передал указанный МКД под управление управляющей компании ООО «Русь».
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома от 14.06.2019г., проводимого в форме очно-заочного голосования был избран способ управления многоквартирным домом.
Согласно протоколу 1/2019 от 14 июня 2019 года, большинством голосов жильцов дома было принято решение, котрым в качестве управляющей организации выбрана управляющая компания ООО «Русь».
14.06.2019г. между ФИО4 и ООО «Русь» был заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <Адрес...> корпус 1, <Адрес...>.
29.08.2019г. ФИО4 в своем почтовом ящике обнаружил уведомление о результатах открытого конкурса и обращение директора ООО «Управляющая организация «<№..>» к жильцам многоквартирного дома о том, что с <Дата>г. на основании проведенного конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом адресу: <Адрес...> корпус 1 и корпус 2 к управлению домом приступает ООО «Управляющая организация «<№..>».
Из ответа ООО «Русь» от 09.09.2019г. ФИО4 стало известно, что УЖКХ МО г-к. Анапа 03.06.2019г. были проведены торги в виде открытого конкурса на право заключения договора управления МКД по адресу: <Адрес...> корпус 1 и корпус 2.
Победителем конкурса признано ООО «Управляющая организация «<№..>».
Административный истец считает, что его право, как собственника жилого помещения на самоопределение по выбору способа управления многоквартирным жилым домом, закрепленное законом нарушено, поскольку процедура проведения торгов в виде открытого конкурса на право заключения договора управления МКД по адресу: <Адрес...> корпус 1, грубо нарушена органом местного самоуправления администрацией МО г-к Анапа, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 26 ноября 2019 года административные исковые требования ФИО3 к администрации МО г-к Анапа, управлению ЖКХ администрации МО г-к Анапа о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом удовлетворены. Суд признал недействительными результаты конкурса, проведенного администрацией муниципального образования г-к. Анапа от 03.06.2019г. на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> корпус 1.
С указанным решением суда не согласились начальник УЖКХ администрации МО г.-к. Анапа < Ф.И.О. >4, представитель ООО «УО «<№..>» < Ф.И.О. >5 и подали апелляционные жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.
В возражениях на апелляционные жалобы директор ООО «Русь» < Ф.И.О. >7, а также ФИО3 полагают обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалоб несостоятельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражений, обсудив их, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3, суд первой инстанции указал, что наличии решения собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления домом и управляющей организации, проведение управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г-к Анапа конкурса являлось незаконным.
Однако, судом апелляционной инстанции установлено, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Как следует из материалов дела, ФИО4 является собственником квартиры <№..>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.03.2019г.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес...>, введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.01.2019г. <№..>.
Собственниками многоквартирного жилого дома было организовано проведение внеочередного общего собрания, одним из вопросов которого являлся выбор способа управления многоквартирным домом (вопрос <№..>), в том числе выбор управляющей компании (вопрос <№..>). Срок окончания приема решений собственников 14.06.2019г.
Согласно бюллетеням голосования собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес...> корпус 1, собственники путем письменного голосования (в феврале 2019 года) выразили свою волю на управление их многоквартирным жилым домом управляющей компанией ООО «Русь».
В последующем, протоколом <№..> от 14.06.2019г. закреплены решения собственников многоквартирного жилого дома по вопросам повестки дня, в частности, по вопросу <№..> решено выбрать способ управления многоквартирным домом - управляющая организация, по вопросу <№..> решено выбрать управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом - ООО «РУСЬ» ОГРН <***>.
В дальнейшем, между собственниками помещений вышеуказанного МКД и ООО «РУСЬ» заключен договор на управление, обслуживание и ремонт общего имущества дома, согласно которому ООО «РУСЬ» приняло на себя обязательства как управляющая компания по надлежащему содержанию общего имущества дома, а также предоставлению коммунальных услуг владельцам помещений.
Вместе с тем, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что 03.06.2019г. управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г-к Анапа проведены открытые торги по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <Адрес...>.
По результатам проведения указанного открытого конкурса, на основании протокола <№..> от 03.06.2019г. победителем торгов было признано ООО «Управляющая компания «<№..>» ОГРН <***> в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес...>.
Порядок проведения конкурса по выбору управляющей организации регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ <№..> от <Дата>.
Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ <№..> от <Дата>, нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В соответствии положениями части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения такого извещения, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Указанная выше норма является императивной, предусматривает обязанность проведения конкурса органами местного самоуправления.
Таким образом, в случае не выполнения требований в указанной норме, орган местного самоуправления не освобождается от обязанности проведения конкурса, при этом у собственников возникает право требовать проведения такого конкурса.
Кроме того, вышеуказанная норма определяет обязанность собственников заключить договор управления с управляющей организацией, отобранной по результатам конкурса, в течение двух месяцев с момента проведения конкурса. Если собственники не заключили такой договор, он считается заключенным автоматически.
Согласно пунктам 32 и 37 Правил, утвержденных Постановлением Правительства <№..> от 06.02.2006г. извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 40 указанных Правил определено, что не позднее, чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех лиц, принявших от застройщика помещения путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Из материалов дела следует, что согласно извещению о проведении торгов <№..>, сведения о конкурсе размещены <Дата>, дата начала подачи заявок - <Дата>, дата окончания подачи заявок - <Дата>. Срок отказа от проведения торгов - <Дата>, дата вскрытия конвертов - <Дата>, дата проведения конкурса - <Дата>.
В подтверждение надлежащего уведомления собственников административным ответчиком представлен акт от 29.04.2019г. о размещении сообщения о проведении открытого конкурса <№..> по отбору управляющей организации на право заключения договора на управление и содержание имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес...>. К указанному акту приложено уведомление о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, в соответствии с пунктом 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства <№..> от 06.02.2006г.
Согласно пункту 1 статьи 59 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (пункт 1 статьи 84 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации).
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции полагает возможным предоставление указанного выше акта в качестве письменного доказательства размещения административным ответчиком объявления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Пунктом 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства <№..> от 06.02.2006г. установлено, что решения конкурсной комиссии оформляются протоколом.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу <№..> от 03.06.2019г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению <№..>, в конкурсе принимало участие два участника, победителем конкурса признано ООО «Управляющая компания «<№..>».
Таким образом, конкурс завершен 03.06.2019г., в результате проведенного конкурса управляющей организацией выбрана ООО «Управляющая компания «<№..>».
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственников возложено бремя по содержанию своего имущества.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации законодателем предусмотрена возможность самостоятельного выбора собственниками многоквартирного дома управляющей организации.
Обязанность по проведению конкурса по выбору управляющей организации, в случае ввода многоквартирного дома в эксплуатацию возложена на орган местного самоуправления (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 39 Правил, утвержденных постановлением Правительства <№..> от 06.02.2006г., в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, возможность выбора управляющей организации самими собственниками предусмотрена законодательством до дня проведения конкурса.
Согласно протоколу <№..> от 14.06.2019г. общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес...>, способом управления выбрана управляющая компания ООО «Русь».
С целью реализации решения общего собрания многоквартирного дома 14.06.2019г. был заключен договор на управление, обслуживание и ремонт общего имущества между ООО «Русь» и ФИО3
Согласно извещению о проведении торгов от 23.04.2019г. и уведомлению о проведении конкурса от 29.04.2019г. срок отказа от проведения конкурса - 03.06.2019г.
Вместе с тем, судебной коллегией усматривается, что решение общего собрания собственников принято и реализовано после окончания сроков отказа от проведения конкурса.
На основании изложенного, принимая во внимание надлежащее уведомление собственников о проведении конкурса в установленные сроки, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу, что у собственников многоквартирного дома имелась возможность принять и реализовать решение общего собрания до дня проведения конкурса, и тем самым отменить проведение конкурса, однако, указанное право собственниками не реализовано.
В связи с чем, конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом, распложенным по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, проведен администрацией муниципального образования город-курорт Анапа 03.06.2019г. в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3, в связи с чем, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО3 административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы начальника УЖКХ администрации МО г.-к. Анапа < Ф.И.О. >4, представителя ООО «УО «<№..>» < Ф.И.О. >5 удовлетворить.
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 ноября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации МО г-к Анапа, управлению ЖКХ администрации МО г-к Анапа о признании недействительными результатов конкурса - отказать.
Председательствующий
Судьи