ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2666/2023550007-01-2023-002342-72 от 13.09.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ретуева О.Н.

Дело № 33а-5583/2023 № 2а-2666/2023 55RS0007-01-2023-002342-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей Латышенко Н.Ф., Харламовой О.А.

при секретаре Жапаровой А.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2023 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению У. к департаменту контроля Администрации города Омска о признании незаконным приказа департамента контроля Администрации города Омска от 22 марта 2023 года № 6 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 12 пункта 1 указанного приказа

по апелляционной жалобе У. на решение Центрального районного суда г. Омска от 7 июня 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

установила:

подпунктом 12 пункта 1 приказа департамента контроля Администрации города Омска № 6 от 22 марта 2023 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» (далее также – Приказ) нестационарный торговый объект – павильон площадью <...> кв.м, установленный по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), определен самовольно размещенным движимым имуществом.

Приказ официально опубликовано в газете «Третья столица», № 13(1350), 23 марта 2023 года.

У. обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Приказ в части подпункта 12 пункта 1, указав, что является владельцем нестационарного торгового объекта названного в этом подпункте объекта, при этом не уведомлялся об издании Приказа, а также не получал его копию. Ссылаясь на положения законодательства, полагает, что подпункт 12 пункта 1 Приказа является незаконным, отмечая, что реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения названных органов.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 7 июня 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе У. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что решение суда основано только на актах по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов. Данный акт составлен специалистами отдела развития потребительского рынка и торговли администрации Центрального административного округа города Омска, которые не имеют специального образования, а также без использования специализированных средств. Отмечает, что на основании доказательств, представленных в материалы дела, невозможно определить кадастровый номер земельного участка, на котором расположен торговый объект, а также то, что данный земельный участок находится в муниципальной собственности. Представленная схема из программы «2ГИС» является только информационной, по ней нельзя определить точное расположение торгового объекта. Указывает, что на представленных в материалы дела фотографиях, видно только сам торговый объект без его адресной привязки, то есть по данным фотографиям нельзя определить местонахождение торгового объекта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены в установленном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи торгового павильона от 17 декабря 2022 года, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «Цветочный базар» и У.., последний приобрел у общества с ограниченной ответственностью «Цветочный базар» в собственность торговый павильон площадью <...> кв.м, находящийся по адресу: <...> (л.д. 12). Между сторонами составлен акт приема-передачи торгового павильона (л.д. 13).

Договор на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), отсутствует.

4 марта 2023 года департаментом контроля Администрации города Омска в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на основании постановления Администрации города Омска от 9 апреля 2013 года № 371-п «О департаменте контроля Администрации города Омска», а также в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 30 января 2014 года № 95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результате которых был выявлен нестационарный торговый объект, размещенный вне схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п. Об этом 4 марта 2023 года составлен акт контроля за порядком размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска № 4-НТО-ОАО-2023 (л.д. 28, 29), согласно которому торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>, находящегося в муниципальной собственности. Перемещение нестационарного торгового объекта возможно без нарушения целостности конструкций. Фактический пользователь объекта не установлен. Торговое место по договору на размещение нестационарного торгового объекта не предоставлено. В действиях неустановленного лица могут присутствовать признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях (самовольное занятие земельного участка). К названному акту приложены фотографические материалы и карта-схема территории (л.д. 30, 31).

В схеме нестационарных торговых объектом место для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), отсутствует. В целях включения данного нестационарного торгового объекта в схему нестационарных торговых объектов обращения не поступало.

21 марта 2023 года директором департамента контроля Администрации города Омска утвержден План выноса (демонтажа) движимого имущества на территории города Омска на 2023 год (л.д. 35,36), пункт 12 которого содержит указание на вынос нестационарного торгового объекта площадью 28,8 кв.м, владельцем которого является неустановленное лицо. В нем также указано следующее местонахождение нестационарного торгового объекта: <...> (18 метров северо-западнее). Основанием для выноса является акт контроля за порядком размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска № 4-НТО-ОАО-2023. Периодом выноса определен 2023 год.

План выноса (демонтажа) движимого имущества на территории города Омска на 2023 год размещен на официальном портале Администрации города Омска во вкладке «Подразделения», «Департамент контроля», «Вынос движимого имущества» (л.д. 37).

Подпунктом 12 пункта 1 приказа департамента контроля Администрации города Омска № 6 от 22 марта 2023 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» (л.д. 22-26) нестационарный торговый объект - павильон площадью <...> кв.м, находящийся по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), определен самовольно размещенным движимым имуществом. Согласно пункту 2 Приказа срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов определен до 31 марта 2023 года. Пунктом 3 Приказа определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до 12 мая 2023 года.

Приказ официально опубликован в газете «Третья столица», № 13 (1350) от 23 марта 2023 года (л.д. 32, 33), а также размещен на официальном портале Администрации города Омска во вкладке «Подразделения», «Департамент контроля», «Нормативно-правовые акты» (л.д. 38).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что нестационарный торговый объект эксплуатировался административным истцом, а также иными лицами, в том числе установленными актом контроля, в отсутствие договора, что нарушает требования законодательства, поэтому административные исковые требования У. о признании незаконным подпункта 12 пункта 1 приказа департамента контроля Администрации города Омска № 6 от 22 марта 2023 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (пункт 1). Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (пункт 2).

Статьей 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года № 92 «Об Уставе города Омска», определена структура органов местного самоуправления города Омска.

Согласно пункту 3 названной статьи Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.

Органы местного самоуправления города Омска являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем (пункт 6 статьи 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года № 92 «Об Уставе города Омска»).

Постановлением Администрации города Омска от 9 апреля 2013 года № 371-п «О департаменте контроля Администрации города Омска» утверждено Положение о департаменте контроля Администрации города Омска.

Как следует из пункта 1 данного Положения, департамент контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 15 Положения о департаменте контроля Администрации города Омска предусмотрено, что одной из целей работы департамента контроля Администрации города Омска является участие в реализации мероприятий по совершенствованию нестационарной торговли на территории города Омска.

Согласно подпункту 2 пункта 16 Положения о департаменте контроля Администрации города Омска задачей департамента контроля Администрации города Омска является осуществление контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

В силу пункта 18 Положения о департаменте контроля Администрации города Омска в сфере осуществления контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска департамент контроля Администрации города Омска: 1) выявляет нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации города Омска; 2) осуществляет принудительный вынос нестационарных торговых объектов, самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации города Омска; 3) совершает процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе составляет протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 61.3 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее также – Порядок) утвержден постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Согласно пункту 7 Порядка нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе мобильный торговый объект. Павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

Пунктом 9 Порядка установлено, что органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска.

В силу пункта 24 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: 1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов; 2) предоставления компенсационного места.

Согласно пункту 10 Порядка самовольно размещенный нестационарный торговый объект – нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения данного Порядка, а также нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта по основаниям, предусмотренным законодательством.

В соответствии с пунктом 12 Порядка владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях.

В силу пункта 28 Порядка выявленные самовольно размещенные нестационарные торговые объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.

Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена и порядок их выноса и (или) демонтажа регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (далее также – Положение), утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30 января 2014 года № 95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске».

Согласно пункту 4 Положения департамент контроля Администрации города Омска осуществляет выявление самовольно размещенного движимого имущества в отношении нестационарных торговых объектов, не связанных прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенных без соблюдения Порядка размещения нестационарных торговых объектов, либо не демонтированных владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов, в том числе подъемных или выдвижных устройств, перекрывающих (открывающих) движение транспортных средств в виде шлагбаума), самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.

Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества (за исключением самовольно размещенного нестационарного торгового объекта) оформляется актом о выявлении самовольно размещенного движимого имущества по форме согласно приложению № 1 к данному Положению. Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов. В случае выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт контроля за порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска. Приложением к акту контроля является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (пункт 5 Положения).

Пунктом 5-1 Положения установлено, что на основании составленных актов (актов контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска готовят годовые планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории города Омска по форме согласно приложению № 2 к данному Положению, которые утверждаются руководителем соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска и размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска.

В силу пункта 6 Положения выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество.

Согласно пункту 8 Положения на основании акта (акта контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска готовят распорядительный документ руководителя соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска (далее также - Распоряжение (приказ)) с учетом размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания приказа в отношении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта приложением к приказу является карта-схема.

В силу пункта 9 Положения в Распоряжении (приказе) указываются: место нахождения объекта; срок принудительного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества, составляющий не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока, установленного для добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества; должностное лицо уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска, которому поручено присутствовать при выносе и (или) демонтаже; адрес площадки, куда будет перенесено самовольно размещенное движимое имущество и демонтированные конструктивные элементы; организация, которая будет осуществлять вывоз и (или) демонтаж самовольно размещенного движимого имущества; срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество, составляющий не менее 7 календарных дней, но не более 10 календарных дней; срок, в который выносятся и (или) демонтируются нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные в пределах территории, указанной в карте-схеме, определяемый в соответствии с абзацем вторым пункта 24-1 данного Положения.

В соответствии с пунктом 10 Положения не позднее 7 календарных дней до дня истечения срока, установленного для добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества, Распоряжение (приказ) и фотографический материал места размещения самовольно размещенного движимого имущества (в случае выноса и (или) демонтажа нестационарного торгового объекта - приказ с картой-схемой) публикуются в средствах массовой информации и в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска, копия Распоряжения (приказа) (в случае выноса и (или) демонтажа нестационарного торгового объекта - приказа с картой-схемой) вывешивается на фасаде подлежащего выносу и (или) демонтажу движимого имущества либо иной его доступной части.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что копия Распоряжения (приказа) в трехдневный срок после подписания Распоряжения направляется: в департамент общественной безопасности Администрации города Омска для обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами; в департамент информационной политики Администрации города Омска для опубликования в средствах массовой информации и размещения в сети «Интернет»; гарантирующему поставщику электроэнергии для принятия мер по расторжению договора энергоснабжения самовольно размещенного движимого имущества; в Акционерное общество «Омскэлектро» для уведомления.

Оспариваемые положения Приказа приняты административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочии.

Как указывалось ранее, Приказ официально опубликован в газете «Третья столица», № 13 (1350) от 23 марта 2023 года (л.д. 32,33), а также размещен на официальном на официальном портале Администрации города Омска во вкладке «Подразделения», «Департамент контроля», «Нормативно-правовые акты» (л.д. 38).

Предшествующий Приказу План выноса (демонтажа) движимого имущества на территории города Омска на 2023 год также размещен на официальном портале Администрации города Омска во вкладке «Подразделения», «Департамент контроля», «Вынос движимого имущества» (л.д. 37).

При принятии Приказа соблюдены все вышеприведенные нормы, регулирующие процедуру его вынесения.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, которые могли бы указывать на законность размещения торгового павильона. Договор на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), У. не заключался, в схеме расположения нестационарных торговых объектов размещение торгового павильона административного истца не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о незаконности оспариваемых положений Приказа не основаны на нормах законодательства и фактически сводятся к несогласию с выносом размещенного нестационарного торгового объекта.

Что касается довода о том, что на основании доказательств, представленных в материалы дела, невозможно определить кадастровый номер земельного участка, на котором расположен торговый объект, а также то, что данный земельный участок находится в муниципальной собственности, то надлежит учесть следующее.

В акте контроля от 4 марта 2023 года № 4-НТО-ОАО-2023 и в возражениях административного ответчика на административный иск содержится информация о том, что нестационарный торговый объект - павильон площадью <...> кв.м, находящийся по адресу: <...> (18 метров северо-западнее), расположен на земельном участке с кадастровым номером № <...>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 сентября 2023 года, запрошенной судом апелляционной инстанции, данный земельный участок находится в Омской области, городе Омске, Октябрьском административном округе. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная между домами № 51, № 59 по улице 3-й Молодежной (от улицы 3-я Молодежная до переулка Камерный). Земельный участок с кадастровым номером № <...> находится в муниципальной собственности города Омска, право собственности зарегистрировано 13 августа 2015 года.

В карте-схеме территории определено местоположение нестационарного торгового объекта, исходя из которого также можно установить, что павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером № <...>.

Что касается довода о том, что представленная схема из программы «2ГИС» является информационной, по ней нельзя определить точное расположение торгового объекта, а на фотографиях, представленных в материалы дела, видно только сам торговый объект без его адресной привязки, поэтому по данным фотографиям нельзя определить местонахождения названного торгового объекта, то надлежит учесть следующее.

Согласно пункту 5 Положения в случае выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт контроля за порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в котором указываются: сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта (адресный ориентир); дата, время составления акта контроля; наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт контроля; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт контроля; сведения об отсутствии (наличии) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска; сведения о владельце нестационарного торгового объекта (при наличии); сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи, в случае отказа от подписи делается отметка с указанием мотивированного отказа; сведения о наличии (отсутствии) возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций. Приложением к акту контроля является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также карта-схема территории в радиусе 20 метров от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (далее - карта-схема). В карте-схеме указываются места размещения иных нестационарных торговых объектов, находящихся в границах территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта. В отношении иных самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, попадающих в границы территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта, составляется отдельный акт контроля и проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 5 - 24 данного Положения.

В случае издания приказа в отношении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта приложением к приказу является карта-схема (пункт 8 Положения).

Карты-схемы, которые приложены к акту контроля и оспариваемому Приказу выполнены на адресном плане города Омска с соблюдением всех требований Положения.

Названный довод опровергается оформленными в соответствии с требованиями Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске фотографическим материалом земельного участка, где размещен нестационарный торговый объект, а также картой-схемой территории, являющимися приложением к акту контроля за порядком размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска от 4 марта 2023 года № 4-НТО-ОАО-2023.

Вышеназванные нормы не содержат требований о том, что фотографический материал, приложенный к акту контроля, должен отражать адресную привязку объекта. Фотографический материал прикладывается совместно с картой-схемой, на которой указано местоположение нестационарного торгового объекта. Также местоположение указано и в самом акте контроля.

Что касается довода о том, что решение суда основано только на актах по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, а данный акт составлен специалистами отдела развития потребительского рынка и торговли администрации Центрального административного округа города Омска, которые не имеют специального образования, а также без использования специализированных средств, то надлежит учесть следующее.

Акт контроля за порядком размещения нестационарного торгового объекта на территории г. Омска № 4-НТО-ОАО-2023 составлен главным специалистом отдела контроля в сфере экономической деятельности департамента контроля Администрации города Омска Л. и ведущим специалистом отдела контроля в сфере экономической деятельности департамента контроля Администрации города Омска М.

Указанный довод судебная коллегия признает необоснованным, поскольку Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, которым регламентированы вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, какие-либо требования к уровню образования специалистов, осуществляющих мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов в целях контроля за соблюдением порядка их размещения, а также к средствам осуществления такого обследования не установлены.

Решение суда первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы является обоснованным. В названном решении приведено обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований с ссылками на нормы законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В данном случае такая совокупность условий отсутствует.

Однако в силу пункта 5 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене, если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело.

В силу части 1 статья 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела.

Согласно части 2 статьи 177 КАС РФ по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей, а при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение, и приобщена к административному делу.

В силу части 1 статьи 184 КАС РФ после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.

В соответствии с частью 1 статьи 404 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания, за исключением периода, на который суд удалялся в совещательную комнату; носители информации, полученной с использованием судом стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу (часть 4 статьи 205, часть 1 статьи 206 КАС РФ).

Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу статьи 204 КАС РФ, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование. При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

Из материалов дела усматривается, что решение постановлено судом в судебном заседании 7 июня 2023 года, в котором присутствовали стороны, фиксирование хода судебного заседания осуществлялось при помощи диктофона (л.д. 50, 51).

Исходя из анализа статьи 177 КАС РФ, резолютивная часть решения, оглашенная незамедлительно после разбирательства административного дела, и мотивированная часть решения на бумажном носителе должны быть идентичны, то есть соответствовать друг другу по смыслу и содержанию.

В результате проверки приобщенного к материалам дела компакт-диска (л.д. 49) установлено, что судом после возвращения из совещательной комнаты вынесена и оглашена резолютивная часть решения. Аудиозапись резолютивной части решения, оглашенной в судебном заседании, по своему содержанию частично не соответствует резолютивной части, изготовленной судом на бумажном носителе и изложенной в мотивированном решении суда (л.д. 49, 52).

Абзац первый резолютивной части решения согласно аудиопротоколу судебного заседания оглашен следующим образом:

«В удовлетворении административных исковых требований У. к департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» № 6 от 22.03.2023 в части подпункта 12 пункта 1 отказать.».

Абзац первый резолютивной части, изготовленной на бумажном носителе и приобщенной к материалам дела, а также резолютивной части мотивированного решения суда изложен следующим образом:

«В удовлетворении административных исковых требований У. к департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» № 6 от 22.03.2023 в части самовольно размещенного нестационарного торгового объекта площадью <...> кв.м. по адресу <...>, отказать.»

Таким образом, судебной коллегией выявлено несоответствие между резолютивной частью решения Центрального районного суда г. Омска от 7 июня 2023 года, оглашенной в судебном заседании, и резолютивной частью, изготовленной судом на бумажном носителе, которая имеется в материалах дела, а также изложенной в мотивированном решении суда.

Учитывая изложенное, в материалах дела отсутствует подписанная судьей резолютивная часть решения суда, оглашенная в судебном заседании.

В связи с этим решение суда по настоящему административному делу не может быть признано законным. Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, так как исходя из пункта 5 части 1 статьи 310 КАС РФ оно является безусловным основанием для отмены решения.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 данного Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.

В названном пункте в качестве основания для направления дела на новое рассмотрение не указан случай, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В связи с этим суд апелляционной инстанции отменяет решение Центрального районного суда г. Омска от 7 июня 2023 года и принимает по административному делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении административного искового заявления У. к департаменту контроля Администрации города Омска о признании незаконным Приказа в части подпункта 12 пункта 1.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 7 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления У. к департаменту контроля Администрации города Омска о признании незаконным приказа департамента контроля Администрации города Омска от 22 марта 2023 года № 6 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 12 пункта 1 указанного приказа отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий <...>

Судьи <...>

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2023 года.

<...>