ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-266/2022 от 22.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-266/2022 Дело №33а-6836/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Кагитиной И.В., Тимошенко Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаиловой Гульнары Талятовны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым, заинтересованные лица – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Отдел по межнациональным отношениям Администрации города Симферополя Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации города Симферополя Республики Крым, о признании решения незаконным в части и обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Исмаиловой Гульнары Талятовны на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца Исмаиловой Г.Т. – ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Административный истец Исмаилова Г.Т. обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений просила признать незаконным подпункт пункта Решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом, в части отказа в выдаче Исмаиловой Г.Т. заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г.Симферополя Республики Крым в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заново рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, поданного административным истцом.

Требования мотивированы тем, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ получила Решение о разрешении на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и начала возводить на данном земельном участке жилой дом. Вместе с тем за срок действия решения - <данные изъяты> год, истец не успела разработать проект землеустройства, однако продолжала строить дом и проживать на данном земельном участке. В результате фактически и юридически самовольно возвела дом в ДД.ММ.ГГГГ году, закончив его постройку.

Административный истец обратилась в Администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок). Так как дом истца был поставлен на кадастровый учет еще в ДД.ММ.ГГГГ году, ему был присвоен кадастровый . Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году истица изготовила технический план на жилой дом, в ДД.ММ.ГГГГ году заключила с ГУП РК «<данные изъяты>» договор на поставку электроэнергии, при этом доступ к электроэнергии у истца был по лицевому счету, без договора.

В ДД.ММ.ГГГГ году истец получила разрешение на подключение к водоснабжению и в ДД.ММ.ГГГГ году заключил договор о предоставлении услуг по холодному водоснабжению. Указанные обстоятельства подтверждают, что построенный истцом дом является жилым и может быть признан объектом ИЖС. Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления истца, Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ г. Симферополь Республика Крым, действующей при Администрации г. Симферополя (далее – Комиссия), принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, поскольку самовольная постройка условиям, указанным в пункте 15 Порядка, не соответствует. Вместе с тем, истец с принятым решением не согласен, считает его незаконным, а также указывает на то, что принятое решение лишает права истца на получение земельного участка в собственность.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец Исмаилова Г.Т. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что мнение суда первой инстанции о том, что большая часть объема дополнительных строительных работ ни на момент обращения истца с заявлением, ни на момент принятия оспариваемого истцом решения не выполнена, не основано на материалах экспертизы или каких-либо иных документах. Более того, как следует из выводов экспертизы, определить период возведения постройки не представляется возможным в связи с тем, что отсутствует методика определения даты начала/окончания работ.

Кроме того, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде были приобщены вместе с ходатайством некие скриншоты из программы, содержащие картографический материал спутниковых снимков, отображающих поверхность земли. Вместе с тем, указанные снимки не изучались в ходе заседания Комиссии для подготовки заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом и соответственно не могли быть основанием для принятия соответствующего решения.

В судебном заседании представитель административного истца Исмаиловой Г.Т. – ФИО5 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Представитель Администрации г.Симферополя Республики Крым ФИО6 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Исмаилова Г.Т. обратилась в Администрацию г.Симферополя с заявлением, в котором, на основании статьи 22 Закона от 15 января 2015 года № 66- ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», просила предоставить ей земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдать заключение о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом.

ДД.ММ.ГГГГ подпунктом 4 пункта 2 решения Комиссии, оформленного протоколом, Исмаиловой Г.Т. отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку самовольная постройка не соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка.

Согласно сообщения Отдела по межнациональным отношениям Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в выдаче заключения гр. Исмаиловой Г.Т. в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, расположенной по адресу: <адрес>, является несоответствие самовольной постройки условиям, указанным в Порядке, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение, расположенное на земельном участке, возведено после ДД.ММ.ГГГГ.

Для проверки доводов о несоответствии возведенной постройки установленным параметрам, по ходатайству административного истца, а также представителя административного ответчика была назначена судебная строительно - техническая экспертиза.

Согласно выводов, изложенных в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, при сопоставлении фактических данных объекта незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, состоящего из двух этажей по адресу: <адрес> с требованиями градостроительных, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных норм и правил, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части, в которой возможно было рассмотреть - соответствует, следовательно, объект незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, состоящего из двух этажей по адресу: <адрес>, градостроительным, строительным, экологическим, санитарно - гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части, в которой возможно было рассмотреть - соответствует; определить период возведения постройки, расположенной по адресу: <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что отсутствует методика определения даты начала/окончания строительных работ.

Согласно представленным административным ответчиком сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, на строении, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, крыша отсутствует, а по состоянию проведенной съемки на ДД.ММ.ГГГГ на указанном строении имеется крыша.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что возведенная Исмаиловой Г.Т. самовольная постройка, с заявлением о признании которой объектом индивидуального жилищного строительства она обратилась к ответчику, является объектом незавершенного строительства со степенью готовности <данные изъяты> %, что свидетельствует о том, что большая часть объема дополнительных строительных работ ни на момент обращения истца с заявлением, ни на момент принятия оспариваемого истцом решения, административным истцом не выполнена.

Также, возведенное истицей строение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам, установленным положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а соответственно не может быть использовано для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ.

Кроме того, ответчиком было правомерно отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания возведенной ею до ДД.ММ.ГГГГ постройки объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду отсутствия совокупности соответствующих условий, установленных пунктом 15 Порядка. А учитывая отсутствие оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным решения, у суда отсутствуют основания и для удовлетворения остальной части исковых требований.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ).

Согласно пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принята в состав Российской Федерации с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон №66-ЗРК), принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии со статьей 22 Закона №66-ЗРК гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:

1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;

2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ;

3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;

4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;

5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.

Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка он определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до ДД.ММ.ГГГГ (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

В заявлении указывается номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно со Службой государственного строительного надзора Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района в установленном порядке и размещенных на информационных стендах уполномоченных органов (пункт 7 Порядка).

Согласно пунктов 13, 14 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения. Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 15 Порядка Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:

1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки;

2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;

3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;

4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ;

5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;

6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;

7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу пункта 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган Комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Положение), а также состав Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Пунктами 1.1, 1.2 Положения предусмотрено, что Комиссия является постоянно действующим совещательным органом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации, Республики Крым, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Положением.

Комиссия создана для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В соответствии с разделом 2 Положения основными задачами Комиссии являются:

2.1. Рассмотрение вопросов возможности подготовки Заключений на самовольно возведенные объекты капитального строительства, расположенные на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

2.2. Подготовка Заключения либо подготовка решения об отказе в выдаче Заключения в связи с несоответствием самовольной постройки пункту 1.4 раздела 1 настоящего Положения.

Согласно пункта 3.1 Положения Комиссия для решения возложенных на нее задач принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Заключения.

Из пунктов 5.5, 5.6 Положения следует, что решение Комиссии оформляется протоколом; в случае принятия положительного решения Заключения направляются в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым. В случае принятия решения о невозможности признания самовольной постройки жилым домом материалы с выписками из протокола направляются в Управление муниципального контроля Администрации города Симферополя Республики Крым для ведения работы по сносу такого объекта.

Как установлено судом первой инстанции, основанием для принятия решения об отказе в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства послужили установленные обстоятельства несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ при сопоставлении фактических данных объекта незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, состоящего из двух этажей по адресу: <адрес> с требованиями градостроительных, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных норм и правил, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части в которой возможно было рассмотреть - соответствует, следовательно, объект незавершенного строительства со степенью готовности <данные изъяты> %, состоящего из двух этажей по адресу: <адрес>, градостроительным, строительным, экологическим, санитарно - гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части, в которой возможно было рассмотреть - соответствует; определить период возведения постройки, расположенной по адресу: <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что отсутствует методика определения даты начала/окончания строительных работ.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Доказательствам по настоящему делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции, согласно представленным административным ответчиком документам на строение, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требованиям пункта 15 Порядка оно не соответствует.

Учитывая установленные обстоятельства по делу, выводы эксперта, документы, исследованные при даче заключения, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Довод жалобы о несоответствии выводов суда первой инстанции тому, что большая часть объема дополнительных строительных работ ни на момент обращения истца с заявлением, ни на момент принятия оспариваемого истцом решения не выполнена, не основано на материалах экспертизы или каких-либо иных документах судебной коллегий отклоняется, поскольку данным доводам дана надлежащая оценка при вынесении решения, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судом норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены судом первой инстанции, обосновано опровергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствами, заявленные административным истцом требования рассмотрены в рамках действующего законодательства.

Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Таким образом, судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Исмаиловой Гульнары Талятовны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: И.В. Кагитина

Е.Г. Тимошенко