ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2678/2022 от 13.10.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Прошин В.Б. № 33А-10058/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№2а-2678/2022)

(42RS0009-01-2022-003509-72)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» октября 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Тройниной С.С., Бунтовского Д.В.,

при секретаре: Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Хлобыстова Е.В. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2022 года по административному исковому заявлению Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово: Пост 1 - пр-т Советский, 70 (Центральный район); Пост 2 - ул. Трубная, 14 (Рудничный район); Пост 8 - ул. Терешковой, 31 (Центральный район); Пост 10 - ул. 40 лет Октября, 18 (Кировский район); Пост 17 - ул. Островского, 2 (Заводской район); Пост 19 - ул. Ворошилова, 18д (Ленинский район); Пост 20 - ул. Космическая, 4 (Заводской район); Пост 26 - пр-т Московский, 45 (Ленинский район). Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в срок до 01.09.2023 осуществить подготовку и предоставление в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: Пост 1 - пр-т Советский, 70 (Центральный район); Пост 2 - ул. Трубная, 14 (Рудничный район); Пост 8 - ул. Терешковой, 31 (Центральный район); Пост 10 - ул. 40 лет Октября, 18 (Кировский район); Пост 17 - ул. Островского, 2 (Заводской район); Пост 19 - ул. Ворошилова, 18д (Ленинский район); Пост 20 - ул. Космическая, 4 (Заводской район); Пост 26 - пр-т Московский, 45 (Ленинский район).

Требования мотивирует тем, что административным истцом в августе 2021 года на основании поручения прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», исполнения законодательства в сфере мониторинга состояния атмосферного воздуха.

Как следует из положений пунктов 3.2.18, 3.2.19 Устава на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации и осуществлению технического обслуживания и метрологического обеспечения наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети.

Обязанности по обеспечению сохранности государственной наблюдательной сети, в том числе соблюдение установленных ограничений деятельности в охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть.

Таким образом, именно на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определении их местоположения.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой установлено, что на территории г. Кемерово расположены 8 стационарных постов наблюдения: Пост 1 - пр-т Советский, 70 (Центральный район); Пост 2 - ул. Трубная, 14 (Рудничный район); Пост 8 - ул. Терешковой, 31 (Центральный район); Пост 10 - ул. 40 лет Октября, 18 (Кировский район); Пост 17 - ул. Островского, 2 (Заводской район); Пост 19 - ул. Ворошилова, 18д (Ленинский район); Пост 20 - ул. Космическая, 4 (Заводской район); Пост 26 - пр-т Московский, 45 (Ленинский район). Вместе с тем, как следует из ответа Кемеровского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на требование прокуратуры, в нарушение части 3 статьи 13 Федерального закона № 113-ФЗ, пункта 5 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов, вышеуказанные стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязанность осуществить подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово является публичной обязанностью ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны данного учреждения.

По факту выявленных нарушений 25.08.2021 Кемеровским природоохранным прокурором было внесено представление начальнику Учреждения. Между тем, нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены, охранные зоны не установлены.

Таким образом, ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на протяжении длительного времени допускаются нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что может повлиять на достоверность получаемой с метеорологических станций информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенном пункте, и ведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2022 года исковые требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Хлобыстов Е.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. Доводы мотивирует тем, что оспариваемое решения является незаконным и подлежит отмене в части в связи с нарушением или неправильным применением норм материального права. Указывает, что под действие ч. 3 ст. 13 Федерального закона №113-ФЗ, требований Положения об охранной зоне попадают стационарные пункты наблюдений № 01, 02, 10, то есть объекты государственно наблюдательной сети, расположенные на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и принадлежащих ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на праве оперативного управления. Отмечает, что земельные участка, закрепленные за стационарными пунктами наблюдений № 01, 02, 10, являются ранее учтенными объектами недвижимости. Формальное нарушение действующего законодательства, определяющего порядок оформления охранной зоны, не лишает такой зоны установленного правового режима охраны и соблюдения повышенных требований. Таким образом, требования административного истца не могут быть исполнены в полном объеме в силу закона.

На апелляционную жалобу помощником Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Нуртдиновой Д.Д. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Быкову Л.А. и Бутина С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Фролову Т.Е., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением. Соблюдение требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам подлежит доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ст. 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

В силу чч. 1, 3 ст. 63.1 Закона № 7-ФЗ единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды и включает в себя, в том числе государственный мониторинг атмосферного воздуха.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ) мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха, и обеспечение его проведения, организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха (ст. 5 Закона № 96-ФЗ).

Согласно чч. 1, 2 ст. 23 Закона № 96-ФЗ в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды (далее - Положение № 477).

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы.

Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство (пункт Положения № 477).

Согласно пп 3, 4, 5 Положения № 477 организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в частности, предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния.

Согласно пп 4, 5.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.

В соответствии с уставом ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» утвержденным приказом Росгидромета от 31.08.2017 (далее - Устав), ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» является унитарной некоммерческой организацией созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории, в том числе, Кемеровской области, а также для выполнения отдельных функций.

Как следует из положений пунктов 3.2.18, 3.2.19 Устава на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации и осуществлению технического обслуживания и метрологического обеспечения наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети.

Обязанности по обеспечению сохранности государственной наблюдательной сети, в том числе соблюдение установленных ограничений деятельности в охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть.

Принятый в порядке реализации конституционных требований Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» исходит из того, что деятельность гидрометеорологической службы обеспечивает органы государственной власти, Вооруженные Силы Российской Федерации, а также население информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, включая экстренную информацию (статьи 1 и 5), посредством мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе за счет соответствующих наблюдений на стационарных пунктах наблюдений, вокруг которых - в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - создаются охранные зоны, положение о которых утверждается Правительством Российской Федерации (статья 1 и часть 3 статьи 13).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее Закон № 113-ФЗ) под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок установления, изменения и прекращения существования охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть и находящихся в федеральной собственности определен Положением об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - Положение об охранной зоне), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392.

Пунктами 2, 3 Положения об охранной зоне установлено, что охранная зона устанавливается для стационарных пунктов наблюдений, расположенных на земельных участках, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - организации наблюдательной сети), или на части акватории водного объекта. Охранная зона устанавливается на срок существования стационарного пункта наблюдений.

Как следует из положений п. 12 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением относится к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии ч. 1 ст. 104 ЗК РФ целями установления зон с особыми условиями использования территорий являются, в том числе защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на протяжении длительного времени допускаются нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что может повлиять на достоверность получаемой с метеорологических станций информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенном пункте, и ведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что в августе 2021 года Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса проведена проверка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» исполнения законодательства в сфере мониторинга состояния атмосферного воздуха.

03.08.2021 административным истцом в адрес начальника Кемеровского ЦГМС филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» было направлено требование о предоставлении информации о количестве наблюдательных постов, расположенных не территории г. Кемерово и степени их технического оснащения, с указанием нормативного количества и степени оснащения (с приложением сведений об адресах расположенных наблюдательных постов, расположенных на территории г. Кемерово); сведения о наличии установленных охранных зон вокруг наблюдательных постов, расположенных на территории г. Кемерово (с приложением подтверждающих документов в отношении каждого стационарного пункта).

Как следует из ответа Кемеровского ЦГМС филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» №08-10/257-2721 от 04.08.2021 в соответствии с государственным заданием регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществляются в г. Кемерово на 8 стационарных постах наблюдения: Пост 1 - пр-т Советский, 70 (Центральный район); Пост 2 - ул. Трубная, 14 (Рудничный район); Пост 8 - ул. Терешковой, 31 (Центральный район); Пост 10 - ул. 40 лет Октября, 18 (Кировский район); Пост 17 - ул. Островского, 2 (Заводской район); Пост 19 - ул. Ворошилова, 18д (Ленинский район); Пост 20 - ул. Космическая, 4 (Заводской район); Пост 26 - пр-т Московский, 45 (Ленинский район). Вокруг стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Кемерово, охранные зоны, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствуют в условиях плотности застройки городской территории.

25.08.2021 Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой начальнику ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

20.09.2021 ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» за №3506/31 направлено письмо, из которого следует, что установление (регистрация) охранных зон на стационарных пунктах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ) №8,17,19,20,26 не представляется возможным в связи с отказом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово №04-01/5203 от 05.10.2016, мотивированного несоответствием земельных участков, на которых установлены ПНЗ, территориальным зонам «обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях». При этом, в отношении земельного участка, на котором установлен пост №17 в настоящее время ведутся работы по подписанию договора сервитута земельного участка с его собственником. На основании указанной причины, ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не может оформить право собственности на рассматриваемые земельные участки. Кроме того, причиной ненадлежащего исполнения требований законодательства, служит отсутствие целевого финансирования на проведение процедуры подготовки проекта межевания территории. Вступление в силу Положения о создании охранных зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 №392, упрощает процедуру установления охранных зон пунктов государственной наблюдательной сети со стороны федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, однако не решает проблемы оформления права собственности на земельные участки, на которых в настоящее время установлены посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. В рамках устранения допущенных нарушений ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» планирует проведение ряда мероприятий, направленных на устранение нарушений действующего законодательства.

01.02.2022 Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено требование о предоставлении информации и документов о принятых мерах, направленных на устранение нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха, указанных в представлении от 25.08.2021, в срок не позднее 08.02.2022.

07.02.2022 административном ответчиком в рамках рассмотрения указанного требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуре было сообщено, что в соответствии с письмом Росгидромета от 29.09.2021 №100-01/745 «О предоставлении целевой субсидии в 2022 году» предоставление субсидии на выполнении изысканий в 2022 году не планировалось, в связи с чем соответствующая заявка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не направлялась. Подготовка проектов межевания территории за счет собственных средств не представляется возможной. Установление охранных зон на стационарные пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха №8,17,19,20,26 в настоящий момент не представляется возможным, так как земельные участки, на которых расположены ПНЗ, принадлежат третьим лицам, либо относятся к муниципальной собственности. В отношении земельных участков, на которых расположены ПНЗ №17, 26 заключены договоры аренды; в отношении остальных ПНЗ ведутся работы (переписка) на предмет передачи земли в аренду (ПНЗ №8) и (или) предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отношении ПНЗ №19) проводятся инженерные работы, готовится обращение в уполномоченные органы).

11.03.2022 Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено требование в срок не позднее 16.03.2022 представить документально подтвержденную информацию о запросе у Росгидромет дополнительного финансирования для проведения работ по установлению охранных зон для стационарных пунктов наблюдения, расположенных в г. Кемерово; об обращении в администрацию г. Кемерово, иные государственные органы с целью получения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование для размещения стационарных пунктов наблюдения в г. Кемерово и установления охранных зон; о правообладателях земельных участков, на которых расположены пункты наблюдения, а также о правовых основаниях их занятия.

Как следует из ответа ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» от 15.03.2022 №307/35-06/2-6 ПНЗ №1,2,10 расположены на земельных участках с кадастровыми номерами №№, , , находящимися в собственности Российской Федерации и принадлежат ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования. ПНЗ №17 расположен на земельном участке с кадастровым номером №№, принадлежащем ООО «Симвод» и используемым учреждением на основании договора аренды земельного участка от 01.09.2021. ПНЗ №26 расположен на земельном участке с кадастровым номером №№, принадлежащем собственникам помещения многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, и используемым ими на основании договора об использовании объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме от 01.12.2021.

В отношении земельных участков, на которых расположены ПНЗ №8,19,20 Кемеровским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» поданы заявления о предоставлении земельных участков, что подтверждается копиями расписок в получении документов на предоставление услуги.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по подготовке необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово лежит на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», как организации, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей.

Судом первой инстанции правильно определено, что охранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и их наличие вокруг стационарных пунктов наблюдений является обязательным. Исключительные случаи, в которых не требуется устанавливать охранные зоны, законом не определены.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такая совокупность условий по настоящему делу установлена, поскольку административный ответчик допустил бездействие, выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово: Пост 1 - пр-т Советский, 70 (Центральный район); Пост 2 - ул. Трубная, 14 (Рудничный район); Пост 8 - ул. Терешковой, 31 (Центральный район); Пост 10 - ул. 40 лет Октября, 18 (Кировский район); Пост 17 - ул. Островского, 2 (Заводской район); Пост 19 - ул. Ворошилова, 18д (Ленинский район); Пост 20 - ул. Космическая, 4 (Заводской район); Пост 26 - пр-т Московский, 45 (Ленинский район).

Возложение на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» обязанности по подготовке необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово способствует восстановлению нарушенных прав в том смысле, в котором это установлено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и отвечает критерию правовой определенности, поскольку обязывает административного ответчика совершить определенные действия по конкретному вопросу.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного истца, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: