ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2680/19 от 12.03.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Машевец С.Ю. дело № 33а – 9518/2020 (№ 2а-2680/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Ткач И.И.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Рзаевой Н.М. по доверенности Урошевича А.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рзаева Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2009г.

Рзаева Н.М. обратилась с заявлением на имя главы города Сочи об утверждении в порядке перераспределения схемы расположения земельного участка общей площадью 952 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <...><...>, вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью)», категория земель - земли населенных пунктов.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30.11.2018г. <...>.01-21/41930 отказано в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Рзаева Н.М. считает данный отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи незаконным и нарушающим права и законные интересы истца, в связи чем, обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит суд признать незаконным изложенное в письменном сообщении Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30.11.2018г. <...>.01-21/41930 решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 952 кв.м на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...><...>; считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>, выполненную 19.10.2018г. ООО «Консалтинговое бюро «Законный интерес» утвержденной и согласованной; обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Рзаевой Н.М. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>; указать, что настоящее решение суда является основанием для постановки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью) на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402005:11, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...>, подготовленной 19.10.2018г. ООО «Консалтинговое бюро «Законный интерес».

Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Рзаевой Н.М. отказано.

С указанным решением суда не согласился представитель Рзаевой Н.М. по доверенности Урошевич А.В. и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Рзаевой Н.М., суд первой инстанции указал, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, при неправильном применении норм материального права.

Так, из материалов дела следует, что Рзаевой Н.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <...><...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 27.03.2009г.

Рзаева Н.М. обратилась с заявлением на имя главы города Сочи об утверждении в порядке перераспределения схемы расположения земельного участка общей площадью 952 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <...>, <...>, вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью)», категория земель - земли населенных пунктов.

Письмом от 30.11.2018г. № 21.01-21/41930 департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказано в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, поскольку предложенное Схемой образование земельного участка площадью 952 кв.м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402005:11, находящегося в частной собственности и земель муниципальной собственности, приведет к изломанности границ образуемого весельного участка, а также к нерациональному использованию свободных муниципальных земель, так как планируется за счет земель общего пользования, которые могут быть использоваться как коридор для существующих и будущих инженерных коммуникаций, парковочный карман для машин, а также, в целях - перспективного расширения существующего проезда общего пользования.

Кроме того, департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи указал, что схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с п.п. 11 п. 31 Административного регламента.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.

Положением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрены следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.

Положением п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которыми установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков нормы предоставления земельных участков, в том числе, для индивидуального жилищного строительства - до 1000 кв.м.

На основании ст. 39.28 Земельного кодекса РФ была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которой предлагается увеличить площадь земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 600 кв.м с доведением ее до 952 кв.м, путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель муниципальной собственности.

Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, что прямо следует из статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и пункта 63 приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Как указано в пункте 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Согласно пункту 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что испрашиваемый Рзаевой Н.М. земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Органами местного самоуправления решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды в отношении данного земельного участка не принималось.

При этом, как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Консалтинговое бюро «Законный интерес» данная схема подготовлена с целью перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402005:11, общей площадью 600 кв.м, принадлежит Рзаевой Н.М. на праве собственности, расположенный по адресу: <...>. <...>, <...>, в районе жилого дома <...> а по <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы осуществлена с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, а также картографического материала планшет масштаба 1:500 (188-А-7).

Согласно правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в территориальной зоне «Ж-2» - Зона малоэтажной жилой застройки высотой до 15 метров.

В результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности образуется земельный участок общей площадью 952 кв.м.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Вместе с тем, основания для отказа в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, приведенные в оспариваемом решении департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30.11.2018г. № 21.01-21/41930 не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что контур образуемого земельного участка является простым и не имеет острых углов, образование земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, иные условия формирования земельного участка в порядке перераспределения соблюдены.

Также не нашел свое подтверждение довод департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о нерациональном использовании свободных муниципальных земель.

При этом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в утверждении которой административному истцу отказано, выполнена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Рзаевой Н.М., судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя Рзаевой Н.М. по доверенности Урошевича А.В. удовлетворить.

Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Рзаевой Н.М. к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным изложенное в письменном сообщении департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30.11.2018г. <...> решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 952 кв.м на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>.

Обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Рзаевой Н.М., рассмотреть вопрос об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...>, выполненную 19.10.2018г. ООО «Консалтинговое бюро «Законный интерес», заключив с Рзаевой Натальей Михайловной соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...><...>.

Решение является основанием для постановки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью) на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, подготовленной 19.10.2018г. ООО «Консалтинговое бюро «Законный интерес».

Председательствующий

Судьи