Судья: Ефремова Т.В. дело № 33а-96/2020 (33а-15248/2019) дело № 2а-2692/2019 УИД: 63RS004-01-2019-0033484-47 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 января 2020 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Вачковой И.Г., судей – Лазаревой М.А., Набок Л.А., при секретаре – Моревой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Фонда поддержки социального развития «Возрождение» ФИО1 (по доверенности) на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 октября 2019г., заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Фонд поддержки социального развития «Возрождение» (далее по тексту – Фонд) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации по Самарской области об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, указав в обоснование, что 29 мая 2019г. обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с исключением из состава учредителей Фонда ликвидированного 27 июля 2018 г. юридического лица ООО «Юг-1». Решением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 17 июня 2019г. административному истцу отказано во внесении вышеназванных изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, ввиду предоставления необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащий орган. Административный истец с таким решением не согласен, поскольку Фонд является некоммерческой организацией, решение о государственной регистрации которого принято Управлением Министерства Российской Федерации по Самарской области. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», внесение в Единый государственный реестр юридических лиц любых сведений о некоммерческой организации (за исключением случая, когда выходящее из состава учредителей (участников) некоммерческой организации лицо самостоятельно обращается с соответствующим заявлением в регистрирующий орган) осуществляется регистрирующим органом на основании решения уполномоченного органа о государственной регистрации. Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой Российской Федерации по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010г. N343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческой организации на основании распоряжения Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08 августа 2001г. N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таким образом, для исключения ООО «Юг-1» из состава Фонда необходимо решение административного ответчика, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 г. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Фонд поддержки социального развития «Возрождение» просил суд признать незаконным и отменить решение Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об отказе во внесении изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 17 июня 2019г. исх.№63/05-99-3883 и обязать административного ответчика вынести решение об исключении ООО «Юг-1» из состава участников Фонда, являющееся основанием для ИФНС по Красноглинскому району г.Самары для исключения ООО «Юг-1» из состава участников Фонда. Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 октября 2019г. административное исковое заявление Фонда поддержки социального развития «Возрождение» оставлено без удовлетворения. В апелляционной жалобе представитель Фонда поддержки социального развития «Возрождение» ФИО1 (по доверенности) просит отменить решение суда, как незаконное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. В судебном заседании суда апелляционной интонации представитель Фонда поддержки социального развития «Возрождение» ФИО1 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 (по доверенности) возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным. Представитель ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары ФИО3 (по доверенности) оставил разрешение вопроса об обоснованности апелляционной жалобы на усмотрение судебной коллегии. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из материалов дела следует, что Фонд поддержки социального развития «Возрождение» зарегистрирован в качестве юридического лица 01 сентября 2016 г. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02 октября 2019г. и Уставу Фонда поддержки социального развития «Возрождение», учредителями Фонда являются ООО «Юг-1», ООО «Инвестиционно-Финансовая Группа «БизнесСфера», ФИО4 и ФИО5 27 июля 20018г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ГРН № о ликвидации ООО «Юг-1». 14 августа 2018г. Фонд поддержки социального развития «Возрождение» представил в ИФНС по Красноглинскому району г. Самары заявление и документы для внесения изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в связи с исключением из состава его учредителей ликвидированного 27 июля 2018 г. юридического лица ООО «Юг-1». Решением ИФНС по Красноглинскому району г. Самары от 21 августа 2018г. №39414А отказано во внесении изменений в сведения о Фонде, по мотиву того, что в соответствии пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой Российской Федерации по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 343, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Инспекцией на основании решения о государственной регистрации принимаемого уполномоченным органом – Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одновременно указано, что Фондом нарушена процедура предоставления документов для государственной регистрации. Фонд поддержки социального развития «Возрождение» обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании ИФНС по Красноглинскому району г. Самары внести изменения в сведения о Фонде, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и исключить ООО «Юг-1» из состава учредителей Фонда. Управление Министерство юстиции Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представило отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что порядок внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о выходе из состава учредителей Фонда в связи с прекращением деятельности учредителя – юридического лица, действующим законодательством не предусмотрен и оставил разрешение вопроса на усмотрение суда. Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019г. исковые требования Фонда поддержки социального развития «Возрождение» оставлены без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Самарской области исходил из того, что Фонд является коммерческой организацией, решение о государственной регистрации которого принято Управлением Министерства юстиции России по Самарской области. Учитывая, что решение (распоряжение) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, касающихся исключения ООО «Юг-1» из состава участников Фонда, в регистрирующий орган не поступало, суд пришел к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующий записи. Указанное решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019г. не обжаловано, вступило в законную силу. 29 мая 2019г. Фонд поддержки социального развития «Возрождение» представил в Министерство юстиции Российской Федерации по Самарской области заявление вх. №05-98-6595/19 и документы для внесения изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в связи с исключением из состава его учредителей ликвидированного 27 июля 2018г. юридического лица ООО «Юг-1». Уведомлением от 17 июня 2019 г. №63/05-99-3883 Министерство юстиции Российской Федерации по Самарской области отказало во внесении вышеназванных изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ввиду предоставления необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащий орган. 20 августа 2019г. заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО6 рассмотрена жалоба представителя Фонда поддержки социального развития «Возрождение» ФИО1 (по доверенности) на решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2019г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2019г. признано правомерным. Фонд поддержки социального развития «Возрождение», ссылаясь на то, что решение Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2019г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствует требования действующего законодательства, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Положениями статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, их признаки и виды (организационно-правовые формы). Особенности правового положения общественных организаций (объединений) регулируется Федеральным законом от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно пункту 3 статьи 2 указанного Закона некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со статьей 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителями некоммерческой организации являются лица, принявшие решение об учреждении юридического лица. По общему правилу изменение состава лиц, принявших решение о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Такие случаи предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пунктом 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с указанными нормами, изменение сведений об учредителях с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц в фондах возможно в двух случаях: при добровольном выходе лица из состава учредителей и принятии в состав учредителей организации нового лица (лиц). Таким образом, вышеназванными нормами закона предусмотрен инициативный порядок выхода лица из состава учредителей фонда, то есть предполагающий волеизъявление лица, выходящего из состава учредителей фонда. Возможность и порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц сведений об юридических лицах - учредителях некоммерческих организаций, правоспособность которых прекращена действующим законодательством не предусмотрены.Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица. Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. При этом порядок оформления решения учредителя фонда о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом фонда при соблюдении порядка принятия решений. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного указанной главой. Для исключения из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о лице, вышедшем из состава учредителей фонда, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлению Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы). Таким образом, заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012г. № ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях Фонда в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения фонда. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», абзац первый пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»). Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Министерства юстиции России вышеперечисленными нормами закона не отнесено. Уведомление органов юстиции об изменении состава учредителей (участников) некоммерческих организаций в данном случае не требуется. Доводы Фонда поддержки социального развития «Возрождение», приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области является компетентным органом по принятию решений о внесении изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым государственная регистрация юридических лиц, в том числе внесение изменений в сведения о юридическом лице, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующий орган), которым, как указано выше, является Федеральная налоговая служба (ФНС России), а не Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод лица, обратившегося в суд. Вместе с тем, Фонд поддержки социального развития «Возрождение» не доказало факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 17 июня 2019 г., по поводу которого возник настоящий спор, не препятствует обращению Фонда в налоговый орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Ссылка в жалобе на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019г., в котором указано, что для исключения ООО «Юг-1» из состава учредителей (участников) Фонда необходимо решение Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, в то время как доказательств обращения с соответствующим заявлением к последнему административным истцом не представлено, не свидетельствуют о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований административного истца при рассмотрении настоящего спора, поскольку в данном случае оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, в пределах его полномочий, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Пунктом 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2 указанной статьи). Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2.2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, закон разграничивает основания и порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации и в сведения ЕГРЮЛ относительно изменения учредителей (участников) организации, а также компетенцию органов государственной власти по каждому из этих вопросов. Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ под регистрирующим органом понимается уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ федеральный орган исполнительной власти - налоговый орган. Таким образом, уведомление органов юстиции и принятия соответствующего решения об изменении состава учредителей (участников) некоммерческих организаций не требуется. Ссылки в апелляционной жалобе на то, что для исключения ООО «Юг-1» из состава участников Фонда необходимо решение Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области основаны на неправильном толковании выше приведенных норм права. Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2). Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о Фонде, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, принятое Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 17 июня 2019г. является правомерным, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований является правильным и подлежит оставлению без изменения. Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фонда поддержки социального развития «Возрождение» ФИО1 (по доверенности) - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий – Судьи – |