Дело: 1я инст. №2а-2707/2020, 2я инст. №33а-370/2021 (33а-3866/20) Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Степанова Ю.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Исаева С.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Правительству Севастополя, Департаменту общественной безопасности города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие Правительства Севастополя в непредоставлении ответа на ее обращение и запрашиваемой ею информации в течение месяца со дня его получения, возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть обращение истца и предоставить письменный ответ по существу поставленного в обращении вопроса.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.
Указывает, что обращение истицы рассмотрено должностным лицом, в компетенцию которого не входит поставленный в обращении вопрос, а суд первой инстанции вышеуказанным обстоятельствам оценки не дал, как и не исследовал его содержание и к участию в деле не было привлечено должностное лицо, в компетенцию которого входит разрешение вопроса об отмене указа Губернатора Севастополя.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон №59-ФЗ) установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу требований п.п. 3, 4 ст. 6 Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положений ч.ч. 1, 3 ст. 8 Закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 4 части 1, частями 3, 4 статьи 10 Закона №59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
В силу требований ч. 1 ст. 12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Севастополя №1084-ПП от 24.11.2015 года утвержден Регламент Правительства Севастополя, абзацем 1 пункта 12.2, пунктами 12.3, 12.5, 126 которого установлено, что ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан и организации их личного приема Департамента внутренней политики города Севастополя. Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
С целью регламентации делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, определения единой процедуры получения, регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращений граждан Постановлением Правительства Севастополя №1000-ПП от 28.12.2017 года утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан, адресованными Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя (п. 1.1 Инструкции) (далее Инструкция).
Согласно п. 1.3 Инструкции делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от остальных видов делопроизводства. Обращения граждан рассматривают и поручают рассматривать (в рамках сферы руководства и координации): Губернатор города Севастополя, его заместители и руководители исполнительных органов государственной власти города Севастополя (далее - руководители). Ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан Департамента общественных коммуникаций города Севастополя (далее - Управление).
Как установлено абз. 3 п. 2.1 Инструкции обращения граждан, поступившие по почте, и документы, связанные с их рассмотрением, направляются в Управление отделом общего делопроизводства Управления секретариата, делопроизводства и контроля Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя.
Как установлено п. 4.1 Инструкции обращения граждан рассматриваются непосредственно в Правительстве Севастополя и в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, в том числе с выездом на место, или их рассмотрение может быть поручено конкретному должностному лицу либо направлено на рассмотрение в иные государственные органы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя в соответствии с их компетенцией.
Постановлением Правительства Севастополя №859-ПП от 13.09.2016 года утверждено Положение о Департаменте общественной безопасности города Севастополя (далее Положение), согласно п. 1 которого Департамент общественной безопасности города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере: защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации, территориальной обороны; обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти в области общественной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; профилактики коррупционных и иных правонарушений; взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, участвующими в поддержании правопорядка; координации и сопровождения программ безопасности города Севастополя (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с абз. 3 п. 1.3 Положения основной задачей деятельности Департамента является реализация государственной политики в области, в том числе, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. 1 п. 2.10 Положения основными функциями Департамента являются, в том числе, участие в пределах полномочий в разработке проектов федеральных законов, законов города Севастополя, правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров, соглашений, контрактов и других документов по вопросам, требующим решения Губернатора города Севастополя или Правительства Севастополя.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон №8-ФЗ).
Под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (пункта 1 статьи 1 Закона N 8-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 посредством электронной связи на имя Губернатора Севастополя подано обращение за №, в котором она просила отменить Указ Правительства Севастополя №34-УГ в части регулирования вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации - запрета медицинским работникам работать по совместительству, выполнять работы по гражданско-правовым договорам.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ДД.ММ.ГГГГ за подписью исполняющего обязанности директора Департамента общественной безопасности города Севастополя ФИО3 на адрес электронной почты ФИО1, указанный в ее обращении, был направлен ответ исх. № (л.д. 34), которым исходя из положений п. 2 Указа Президента Российской Федерации №239 от 02.04.2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» разъяснены полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по определению комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принятие решений о приостановке (ограничении) деятельности в отношении отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Поскольку ФИО1 в обращении ставился вопрос об отмене в части указа Губернатора Севастополя, принятого в условиях введения режима повышенной готовности с целью реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предотвращению угрозы распространения на территории города новой коронавирусной инфекции, обращение истца обоснованно было передано на рассмотрение в Департамент общественной безопасности города Севастополя, к основным задачам которого относится защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в пределах полномочий в разработке правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя. Таким образом, ответ истцу на ее обращение был дан.
При этом вопреки доводам жалобы ответ исполняющего обязанности директора Департамента дан по существу поставленного вопроса, является полным и счерпывающим, содержит ссылки на нормативные правовые акты, направлен на электронный адрес, указанный заявителем, в соответствии с требованиями Закона, а несогласие с содержанием ответа о его нерассмотрении компетентным органом не свидетельствует.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом пунктом 1 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Оснований полагать, что административными ответчиками допущено нарушение закона и прав гражданина на надлежащее рассмотрение обращения, не имеется, а утверждения истца в апелляционной жалобе об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства.
Департамент общественной безопасности города Севастополя, которым подготовлен ответ на обращение истца, к участию в деле в качестве ответчика был привлечен ДД.ММ.ГГГГ, при этом непривлечение иных лиц, которые по мнению подателя жалобы подлежали привлечению к участию в деле, прав истца не нарушает.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ установив отсутствие нарушений закона и прав заявителя при рассмотрении его обращения, в том числе его права на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, предусмотренного статьей 5 Закона №59-ФЗ, пришел к верному выводу от отсутствии совокупности оснований для удовлетворения административного иска (статья 227 КАС РФ) и, соответственно, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
судьи