ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2716/2022 от 08.11.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Манько А.В.,

Дело № 33а-11767/2023, 2а-2716/2022;

УИД: 59RS0004-01-2022-002670-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2023 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Котельниковой Е.Р., Алексеева А.А.,

при секретаре Елоховой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Вяткиной Натальи Александровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 сентября 2022 года.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения административного истца, представителя административного истца, представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Урал», заключение прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вяткина Н.А. обратилась в суд с административным иском к администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании недействующим полностью со дня подписания Распоряжение заместителя главы администрации города Перми – начальника департамента земельных отношений от 10.01.2022 № 21-01-03-27 «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях»; о возложении обязанности направить решение суда в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Требования мотивированы тем, что Вяткина Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****.

08.02.2022 получено Распоряжение департамента земельных отношений г. Перми от 10.01.2022 № 21-01-03-27 «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях».

Распоряжение опубликовано на официальном сайте муниципального образования г. Пермь в сети Интернет www.gorodperm.ru от 24.01.2022, в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Перми» от 25.01.2022 № 5.

По мнению Вяткиной Н.А., принятое распоряжение не соответствует действующему законодательству, принято с нарушением установленных процедур, порядка опубликования нарушает ее права, свободы и законные интересы. Наличие сервитута ограничивает ее права в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ. Обременение наложено не на часть, а на все земельные участки, в том числе ее земельный участок с видом разрешенного использования под индивидуальную жилую застройку.

Публичный сервитут установлен в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4 кВ ТП 1536 сроком на 48 лет 11 месяцев. Полагает, что публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 Земельного кодекса РФ).

Установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, влияет на стоимость земельного участка.

В распоряжении не указана площадь публичного сервитута в установленных границах применительно к земельному участку с кадастровым номером **.

Предоставление ОАО «МРСК Урала» права пользования всеми землями и земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером ** без графика ремонтно-эксплуатационных работ по обслуживанию инженерного сооружения сроком на 48 лет и 11 месяцев бесплатно и за счет уплаты налогов собственников земельных участков, в том числе административного лица, незаконно.

Департаментом не обеспечены способы доступа к информации, предусмотренные пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В печатном издании сообщение опубликовано и на официальном сайте информация размещена 03.12.2021, на информационном щите по месту нахождения земельного участка сообщение не размещено.

Проект распоряжения от 10.01.2022 № 21-01-03-27 на официальном сайте муниципального образования город Пермь в сети Интернет для проведения антикоррупционной экспертизы не размещен.

Департаментом земельных отношений администрации города Перми не соблюдены установленные сроки при принятии решений, которые Департамент обязан соблюдать в соответствии с пунктом 4.2.9. Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24 февраля 2015 г. № 39; не выполнены требования о соблюдении сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установленные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В нарушение пункта 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в распоряжении отсутствует информация о сроке, в течение которого использование земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества будет невозможно или существенно затруднено в связи с установлением сервитута.

В тексте распоряжения не указаны номера приложений согласно пункту 5.19 ГОСТ Р 7.0.97-2016. На первом листе графика проведения работ не проставлена отметка о приложении. Каждое приложение распоряжения не имеет собственную нумерацию страниц, не пронумеровано арабскими цифрами, в тексте распоряжения арабские цифры приложений также не указаны. Гриф приложения не указан в правом верхнем углу следующей страницы после текста распоряжения в утвержденном графике.

В распоряжении не указано, в целях каких нужд установлен публичный сервитут.

В преамбуле распоряжения указаны ссылки на статью 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и на статью 3.6 Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ссылка на всю статью кодекса и федерального закона, а не на структурную единицу нормативного правового акта, что не конкретизирует указанную цель для установления публичного сервитута. Указанная в пункте 1 распоряжения цель в перечне целей, предусмотренном статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует. Установление сервитута для целей эксплуатации линейного объекта невозможно, так как законом в качестве цели установления публичного сервитута определено размещение объектов электросетевого хозяйства. На схеме расположения границ публичного сервитута объекта в описании местоположения границ объекта указано, что публичный сервитут необходим для размещения объекта электросетевого хозяйства. Несоответствие целей в распоряжении, в приложении к нему указывает на произвольность выбора норм, подлежащих применению. Публичный сервитут установлен в целях эксплуатации линейного объекта - линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ трансформаторной подстанцией 1536 (ВЛ-0,4 кВ ТП 1536). Согласно действующему законодательству линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции могут размещаться на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Распоряжение об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4 кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская», дублирует нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий особые условия использования земельных участков, обеспечивающих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства. Инженерное сооружение - опора ВЛ-0,4 кВ, не размещено на ЗУ:9, в связи с чем имеется свободный доступ к объекту электросетевого хозяйства для его эксплуатации и плановых работ, в связи с чем установление публичного сервитута незаконно, поэтому указанная в распоряжении цель не соответствует нормам пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

На странице 3 Бюллетеня указана информация о кадастровых номерах земельных участков, в отношении которых установлен сервитут. На земельном участке с кадастровым номером ** устанавливается публичный сервитут площадью 8 кв.м, что составляет 1,3% от общей площади земельного участка. Распоряжением публичный сервитут установлен не на часть, а на всю площадь земель и земельных участков (48975 кв.м). Увеличение площади публичного сервитута с 8 кв.м. (1,3 %) до 599 кв.м (100%) является незаконным. Департамент не согласовал с ней границы публичного сервитута, не вправе был самостоятельно изменять данные.

Оспариваемое распоряжение не содержит необходимую информацию и перечень условий осуществления публичного сервитута, график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута, отсутствует обоснованность установления сервитута сроком на 48 лет и 11 месяцев, указано выборочное изменение объема прав, отсутствует четкая регламентация ее прав, а также прав неопределенного круга лиц.

К участию в деле привлечены в качестве административного соответчика администрация города Перми, в качестве заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала».

Оспариваемым решением Ленинского районного суда г. Перми от 27.09.2022 в удовлетворении требований Вяткиной Н.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Вяткина Н.А. просит решение суда отменить. Указывает на то, что судом первой инстанции неверно определена природа спора. Производство по административному делу об оспаривании нормативно правового акта должно осуществляться по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В решении суда не указано, по правилам какой главы КАС РФ суд перешел к рассмотрению административного дела в надлежащем порядке производства. В описательной части решения суда первой инстанции суд выборочно взял обстоятельства из административного искового заявления, что искажает их суть. Указывает на не применение закона, подлежащего применению, не соответствие обстоятельствам дела в части вывода суда первой инстанции о соблюдении порядка издания, принятия, опубликования, содержания решения об установлении публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства; на нарушение норм процессуального права, касающихся ознакомления с возражениями административного ответчика и заинтересованного лица, недостаточности времени для ознакомления и подготовки возражений; на несоответствие ходатайства ОАО «МРСК Урала» требованиям статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации; на несоответствие содержания Распоряжения от 10.01.2022 № 21-01-03-27, содержанию, установленному подпунктом 1 пункта 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации – цель публичного сервитута не установлена с учетом положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, в распоряжении не указано в целях каких нужд установлен публичный сервитут, в распоряжении не содержатся сведения, установленные подпунктом 4 пункта 4 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (отсутствуют кадастровые номера, адреса или описание местоположения земель, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых устанавливается публичный сервитут), сведения о сроке публичного сервитута носят двусмысленное понимание, так как границы публичного сервитута утверждены на 49 лет, информация о сроке, в течение которого использование земельного участка (его части) и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута, отсутствует график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут в отношении перечня земель, указанных в приложении, границы публичного сервитута утверждены без наличия проектного местоположения всего инженерного сооружения линейного объекта, что также нарушает требования к графическому описанию границ публичного сервитута в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ 0,4 кВ ТП 1536, на незаконность отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании недостающих страниц технического паспорта электросетевого комплекса «Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская», на нарушение норм процессуального права при вынесении судом протокольного определения по данному ходатайству; на неправильное применение правовой позиции определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 № 306-ЭС 17-20590, на неисследованность судом доказательств в части определения местоположения опоры ВЛ 04 кВ ТП 1536 на границе ЗУ:9; на намеренное не указание судом о подключении жилого дома к новой КТПП-250/6/0,4 кВ к железобетонным опорам, а не к ТП 1536 с деревянными опорами; на неверный вывод суда о соблюдении порядка принятии решения об установлении публичного сервитута в соответствии со статьей 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, считая, что оно принято с нарушением порядка, указанного пунктом 7 данной статьи; на отклонение заявленных доводов об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы; на несоответствие вывода суда об установлении публичного сервитута в отношении ЗУ:9 только на площади 8 кв.м обстоятельствам дела.

На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора г. Перми, ОАО «МРСК Урала», возражения ПАО «Россети Урал», департамента земельных отношений администрации города Перми, администрации города Перми.

Административный истец, представитель административного истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Урал» против отмены решения суда возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, о рассмотрении жалобы уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца, представителя административного истца, представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Урал», заключение прокурора, проверив законность и обоснованность постановленного решения с учетом выводов кассационного определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.

В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на 10.01.2022) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (пункт 8).

В силу пункта 16 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

Согласно пункту 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

Исходя из положений пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на 10.01.2022) в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях, в том числе, размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, определены в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Требования к ходатайству об установлении публичного сервитута установлены статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 указанной нормы в редакции на дату подачи ходатайства 08.11.2021, установлено, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В силу пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, в обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Пунктом 5 указанной нормы установлено, что к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

В соответствии со ст. 39.43 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:

1) цель установления публичного сервитута;

2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;

3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;

4) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков;

5) срок публичного сервитута;

6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);

7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами;

8) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;

9) порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.

Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

В случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения, публичный сервитут устанавливается в целях размещения такого инженерного сооружения.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, копия решения об установлении публичного сервитута размещается также в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома, или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);

4) направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;

5) направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ПАО «Росссети Урал» (ОАО «МРСК Урала») является собственником сооружения: назначение: иное сооружение Электросетевой комплекс «Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями по адресу: **** и г. Пермь (Кировский район), что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права серии ** от 02.09.2014, техническим паспортом № ** от 01.07.2013.

В состав ЭСК «Подстанция 35/6кВ «Судозаводская» входит воздушная линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536, протяженностью 3,030 км, введенная в эксплуатацию в 1958-1960 г.г., что подтверждается техническим паспортом (л.д.179-185 том 1).

Вяткина Н.А. на основании договора дарения от 05.07.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью 599+/-9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир г. Пермь, район Кировский, ул. ****, Почтовый адрес ориентира: **** (л.д. 27-28 том 1). На данном земельном участке расположен жилой дом.

По сведениям ГИСОГД, на земельном участке с кадастровым номером ** на основании постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлена охранная зона ВЛ04, кВ от ТП1536 площадью 7,890 кв.м, реестровый (учётный номер) ЕГРН: 59:01:2.1645 (т.1 л.д. 169-170, т.2 л.д. 5-33).

08.11.2021 ОАО «МСРК-Урала» обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с ходатайством об установлении публичного сервитута на срок 49 лет в отношении земельных участков с указанием их кадастровых номеров в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: размещения объекта электросетевого хозяйства «Электросетевой комплекс Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская» (ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536). В пункте 7 ходатайства приведено обоснование необходимости установления публичного сервитута, в пункте 9 – кадастровые номера земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, в том числе, земельный участок с кадастровым номером ** (8 кв.м) (т.1 л.д. 176-178).

К ходатайству ОАО «МСРК-Урала» приложены, в том числе, сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в МСК-59 (т.1 л.д. 71-89, 176-194).

Распоряжением исполняющего обязанности заместителя главы администрации г. Перми – начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми Г. от 10.01.2022 № 21-01-03-27 установлен публичный сервитут в отдельных целях в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, на срок 48 лет 11 месяцев, в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская» с кадастровым номером **, принадлежащего на праве собственности ОАО «МРСК-Урала».

Пунктом 2 распоряжения утверждены границы публичного сервитута согласно приложению к распоряжению (схема расположения границ публичного сервитута).

Утвержден прилагаемый график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут в отдельных целях (пункт 4) (т.1 л.д. 166).

Согласно утвержденному графику проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается сервитут в отдельных целях, являющегося приложением к оспариваемому распоряжению, установлен сводный график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечение которой устанавливается публичный сервитут в отдельных целях, завершить работы не позднее окончания срока публичного сервитута, установленного п.1 настоящего распоряжения.

Приложением к распоряжению № 21-01-03-27 от 10.01.2022 являются схема расположения границ публичного сервитута объекта, схема расположения публичного сервитута, сведения о местоположении границ объекта с указанием характерных точек границ объекта (Раздел 2).

Информация о возможном установлении публичного сервитута опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 03.12.2021 № 92 (т.1 л.д.165, 165 об.), на официальном сайте МО город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 03.12.2021 (https://www.gorodperm.ru/actions/property/gov_zemli/dep_zem/infodliagiteley/2021/12/03/).

Распоряжение об установлении публичного сервитута в отдельных целях от 10.01.2022 № 21-01-03-27 опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Пермь, а также в официальном бюллетене № 5 от 25.01.2022 (т.1 л.д. 45, 166).

Уведомление об установлении публичного сервитута получено административным истцом 08.02.2022 (т.1 л.д.34).

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Вяткиной Н.А. При этом суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным лицом в соответствии с требованиями земельного законодательства, с соблюдением установленного порядка, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений: либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из содержания оспариваемого распоряжения «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях», публичный сервитут установлен в отдельных целях в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и ряда земельных участков, поименованных в перечне земельных участков, прилагаемом к данному распоряжению, на срок 48 лет 11 месяцев в целях эксплуатации линейного объекта. Указанное распоряжение опубликовано на официальном сайте муниципального образования, а также в официальном бюллетене.

Содержание оспариваемого распоряжения свидетельствует о том, что что указанный акт распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, является обязательным к исполнению участниками данных правоотношений, круг которых не является, в данном случае, определенным.

С учетом изложенного, распоряжение «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях» от 10.01.2022 отвечает признакам нормативного правового акта.

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1, глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативном правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Разрешая административный иск, суд первой инстанции фактически проверил законность муниципального нормативного правового акта в полном объеме, исходя из заявленных административным истцом требований.

Тогда, как, как указано выше, оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом публичный сервитут установлен не только в отношении земельного участка, собственником которого является административный истец, а также в отношении целого ряда земельных участков, поименованных в перечне земельных участков. Соответственно, права административного истца оспариваемым распоряжением затрагиваются только в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером **.

Исходя из положений статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом положений приведенных норм, судебная коллегия полагает, что производство по делу в части оспаривания распоряжения от 10.01.2022 об установлении публичного сервитута в отдельных целях в части, не относящейся к земельному участку с кадастровым номером **, подлежит прекращению, так как не затрагивает права административного истца. В связи с этим решение суда в данной части подлежит отмене.

В остальной части, касающейся законности распоряжения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером **, судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.

Вопреки позиции административного истца, порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.

В силу пункта 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на 10.01.2022) публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно подпункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.

Решением Пермской городской Думы от 18.12.2012 № 284 утвержден Порядок установления публичных сервитутов в городе Перми.

Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 года № 39 (в редакции от 24.09.2019 года) утверждено Положение о департаменте земельных отношений администрации г. Перми, п. 3.1.4 к функциям Департамента отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в отдельных целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

С ходатайством об установлении публичного сервитута согласно п. 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.

Из положений п. 4 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявитель вправе обратиться за установлением публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении любого земельного участка в органы местного самоуправления городского округа.

ОАО «МРСК Урала», являющееся субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче электроэнергии, с таким ходатайством обратилось 08.11.2021.

В ходатайстве были указаны цели установления публичного сервитута (для размещения объекта электросетевого хозяйства), срок публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута, сведения о правообладателе сооружения, кадастровые номера земельных участков, в отношении которых испрашивается сервитут, приложены границы испрашиваемого публичного сервитута.

Таким образом, требования к форме ходатайства и прилагаемым к нему документов, предусмотренные статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, были соблюдены.

Положениями пункта 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены способы извещения правообладателей земельных участков путем:

1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);

2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

Информация о возможном установлении публичного сервитута была опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 03.12.2021 № 92, на официальном сайте МО город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 03.12.2021 (https://www.gorodperm.ru/actions/property/gov_zemli/dep_zem/infodliagiteley/2021/12/03/).

При таких обстоятельствах, не размещение сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, прав Вяткиной Н.А. не нарушает, и не относится к существенным нарушениям порядка принятия решения, влекущим его незаконность.

Вопреки доводам Вяткиной Н.А., требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута, установленные пунктом 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае соблюдены.

Решение об установлении публичного сервитута содержит цель его установления (в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская»); указаны сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута (ОАО МРСК Урала»), являющемся собственником электросетевого комплекса; содержит сведения о границах публичного сервитута; перечень земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут (являющийся приложением к распоряжению); срок публичного сервитута; указание на неустановление платы за публичный сервитут; сведения об утверждении графика проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут; указание на обязанность ОАО «МРСК Урала» привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования и срок исполнения обязанности.

Оспариваемое распоряжение в соответствии с частью 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Пермь, а также в официальном бюллетене № 5 от 25.01.2022, и направлено в адрес административного истца.

Вопреки позиции административного истца, нарушений при принятии оспариваемого распоряжения в связи с непроведением антикоррупционной экспертизы, не допущено.

Постановлением администрации г.Перми от 01.02.2010 № 24 утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в администрации г.Перми.

Пунктом 3.3 указанного Положения установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов руководителей функциональных и территориальных органов администрации города осуществляется при постоянном мониторинге их применения, но не реже одного раза в три года в отношении каждого нормативного правового акта.

Работу по проведению антикоррупционной экспертизы в отношении принимаемых руководителями функциональных и территориальных органов администрации г.Перми организуются руководители указанных органов самостоятельно.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза оспариваемого нормативного правового акта может быть проведена в срок до 10.01.2025.

Доводы апелляционной жалобы Вяткиной Н.А. о нарушении ее прав оспариваемым распоряжением судебной коллегией отклоняются.

Из материалов дела усматривается, что принадлежащий Вяткиной Н.А. земельный участок имеет вид разрешенного использования – под жилую застройку индивидуальную. Указанное использование земельного участка реализовано.

На запрос судебной коллегии ППК «Роскадастр» представлена информация о том, что по сведениям ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером ** имеется информация о части земельного участка, сформированной в связи с его частичным вхождением в границы зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером **, наименование зоны – Охранная зона ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536. Границы публичного сервитута и границы зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером ** в пределах земельного участка с кадастровым номером ** совпадают (т.3 л.д.155, 156).

Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, установлены ограничения при использовании земельных участков в границах таких зон.

Учитывая, что спорная часть принадлежащего административному истцу земельного участка, в отношении которой установлен публичный сервитут, площадью 8 кв.м полностью совпадает с границей охранной зоны ВЛ 0,4 кВ, сведения о которой внесены в ЕГРН, наличие публичного сервитута дополнительных ограничений в использовании земельного участка не влечет, основания для вывода о нарушении прав Вяткиной Н.А. оспариваемым распоряжением не имеется.

Установление публичного сервитута в границах охранной зоны свидетельствует, что он был установлен на условиях наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, так как не накладывает иных обременений, выходящих за пределы ограничений, предусмотренных охранной зоной линейного объекта.

Доводы о том, что наличие публичного сервитута влияет на стоимость земельного участка, не могут являться основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным.

Ссылка на то, что электроснабжение принадлежащего административному истцу жилого дома в настоящее время организовано от другой опоры ВЛ, правового значения для дела не имеет.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений норм процессуального права судом не допущено, все ходатайства административного истца судом первой были разрешены по правилам статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для вынесения по результатам разрешения ходатайств отдельного судебного акта, не имелось.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда о законности распоряжения от 10.01.2022 не опровергают, фактически сводятся к несогласию с установленными судом первой инстанции обстоятельствами, их оценкой, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального или материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статье 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 сентября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Вяткиной Натальи Александровны о признании недействующим Распоряжения заместителя главы администрации г.Перми – начальника Департамента земельных отношений Гонцовой Е.Н. от 10 января 2022 года в части, не относящейся к земельному участку с кадастровым номером **. Производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вяткиной Натальи Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/