Судья Нагаева Н.Н. № 2а-271/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2020 года № 33а-2691/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Ширяевской Е.С., Мещеряковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолиным А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 25 марта 2020 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении административных исковых требований к администрации Великоустюгского муниципального района о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., объяснения представителя заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности ФИО3, судебная коллегия
установила:
согласно договору аренды от 21 марта 2007 года земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1418 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Вологодская область, Великоустюгский район, с/с Юдинский, д. Юдино, передан в аренду ФИО4 на срок по 07 февраля 2010 года.
Соглашением об уступке прав и обязанностей от 14 октября 2014 года право аренды передано ФИО1, протоколом № 1 заседания земельной комиссии от 20 января 2015 года срок аренды земельного участка продлен на 5 лет.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 23 января 2015 года срок аренды продлен по 06 февраля 2020 года.
ФИО1 обратился в администрацию МО «Город Великий Устюг» с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке.
27 января 2020 года администрацией МО «Город Великий Устюг» ФИО1 выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В качестве основания запрета указано на наличие ограничений прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая правомерность указанного уведомления, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать его незаконным и отменить, обязать ответчика согласовать и выдать уведомление о соответствии строительства объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27 января 2020 года и представленных документов.
В обоснование требований указал, что само по себе отнесение земельного участка с кадастровым номером №... к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства. Исходя из местоположения деревни Юдино Великоустюгского района Вологодской области, которая находится в непосредственной близости от г. Великий Устюг, мероприятия, направленные на защиту г. Великий Устюг от негативного воздействия вод, обеспечивают, в том числе и инженерную защиту территории д. Юдино.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить по мотиву нарушения норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. Дополнительно указывает, что зоны затопления, подтопления фактически на местности не определялись, сведения о нахождении земельного участка в зонах затопления, подтопления в государственном реестре недвижимости внесены на основании Генерального плана сельского поселения, то есть формально. Федеральное агентство водных ресурсов не было привлечено к участию в деле.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Великоустюгского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По настоящему делу совокупности таких обстоятельств не установлено.
В соответствии с пунктом 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2).
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 указанной статьи).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5). В соответствии с пунктом 1 части 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила). Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).В соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий. Из материалов дела следует, что д. Юдино находится в границах Великоустюгского муниципального района, располагается вблизи г. Великий Устюг. Оба населенных пункта находятся на берегах крупных рек Сухона и Северная Двина Двинско-Печорского бассейнового округа. Кратчайшее расстояние от Юдинского сельского поселения до реки Северная Двина составляет 1,32 км. Согласно генеральному плану сельского поселения Юдинское земельный участок с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: Вологодская область, Великоустюгский район, с/с Юдинский, д. Юдино, расположен в зоне подверженной затоплению 1% паводком. В кадастровой выписке о земельном участке от <ДАТА>. №... установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 27).Соответствующие сведения о зонах затопления и подтопления на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 и 6 июня 2019 года. Превентивные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод р. С-ны и р. Северной Двины, в том числе, дноуглубительные работы, ледорезные и взрывные работы, чернение льда минимизируют последствия весеннего паводка, но не предотвращают затопления населенных пунктов Великоустюгского муниципального района. В настоящее время разработан комплекс противопаводковых инженерных сооружений в г. Великий Устюг, которые не обеспечивают противопаводковую защиту Юдинского сельского поселения, кроме того, работы по инженерной защите города от негативного воздействия вод не завершены. Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к тому, что спорный земельный участок располагается за пределами границ зон затопления, подтопления, отклоняются судебной коллегией, поскольку опровергаются представленными в материалы дела выпиской из ЕГРН от 22 января 2020 года, выкопировкой из Генерального плана с.п. Юдинское, сведениями Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», из которых очевидно следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок располагается в зоне с особыми условиями использования, вид объекта – иная зона с особыми условиями использования территории, вид (наименование) объекта по документу – зона затопления на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области, за исключением г. Красавино. Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для направления в адрес ФИО1 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку отсутствует инженерная защита д. Юдино от затопления, подтопления. ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих об обеспечении инженерной защиты планируемого объекта строительства. Более того, из анализа статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что выдаче уведомления должна предшествовать не только разработка, но и осуществление специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Доводы, изложенные в жалобе, о непривлечении к участию в деле Федерального агентства водных ресурсов не могут повлечь отмену правильного по сути судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, выводы соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 25 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: