Судья: Акинцев В.А. Дело №33а-5418/2022 УИД: № Дело №2а-272/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 июня 2022 года г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего - Вачковой И.Г., судей – Давыдовой С.Е., Ромадановой И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дождевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Горячевой В.Е. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 24 февраля 2022 года, заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения административного истца Горячевой В.Е. и ее представителя Гусевой А.А (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации муниципального района Красноярский Самарской области Заеленчиц И.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Горячева В.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального района Красноярский Самарской области. В обоснование заявленных требований указано, что с 29 января 2013 года семья Горячевой В.Е. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию малоимущих, по состоянию на 18 октября 2021 года под номером 2 в списке нуждающихся. Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 29 октября 2021 года №318 семья Горячевой В.Е. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой статуса малоимущих, поскольку среднедушевой доход семьи превысил размер дохода, необходимого для признания малоимущим. Данное постановление Горячева В.Е. считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Горячева В.Е. с учетом уточнений, просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 29 октября 2021 года № 318 и обязать административного ответчика предоставить ее семье жилое помещение в порядке очередности в соответствии с санитарными правилами и нормами. Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление Горячевой В.Е. оставлено без удовлетворения. В апелляционной жалобе Горячева В.Е. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции. В заседании судебной коллегии административный истец Горячева В.Е. и ее представитель Гусева А.А (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, пояснив, что административный ответчик не разъяснил, какие именно сведения необходимо предоставить Горячевой В.Е. для расчета среднедушевого дохода семьи для подтверждения статуса малоимущей, в связи с чем она не своевременно не представила в администрацию документы, подтверждающие удержание из заработной платы налогов, страховых и профсоюзных взносов, а также документы, подтверждающие расходы супруга по уплате алиментов на содержание отца. Представитель администрации муниципального района Красноярский Самарской области Заеленчиц И.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ). Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области №7 от 29 января 2013 года семья Горячевой В.Е. признана нуждающейся в жилых помещениях (т.1 л.д.33). Распоряжением заместителя Главы муниципального района Красноярский Самарской области №557-р/5 от 26 апреля 2018 года семья Горячевой В.Е. включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по городскому поселению Новосемейкино муниципального района Красноярский по состоянию на 29 января 2013 года (т.1 л.д.38, 39). Постановлением Правительства Самарской области от 9 февраля 2021 года №56 величина прожиточного минимума в Самарской области на душу населения на 2021 год установлена в размере 10979 рублей. Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от 18 декабря 2020 года №16-СП на территории Красноярского района установлен размер дохода, необходимого для признания граждан малоимущими в размере 1,1 величины прожиточного минимума, устанавливаемого Правительством Самарской области. Таким образом, размер дохода для признания малоимущим в целях части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет 12076,90 руб. на одного человека. Из материалов дела следует, что 16 сентября 2021 года административным ответчиком в порядке статьи 11 Закона Самарской области «О жилище» в адрес Горячевой В.Е. направлено извещение, которым последней предложено представить необходимые сведения для уточнения списков граждан, состоящих на учете для получения жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, сведения о среднедушевом доходе (всех источников дохода, в т.ч. пенсии) всех членов семьи за период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года (т.1 л.д.62, на обороте). В письме от 4 октября 2021 года №7551 Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области разъяснил Горячевой В.Е., что из представленных ею документов среднедушевой доход семьи за год, предшествующий предоставлению жилого помещения с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года состоит из заработной платы, пособий на детей и по предварительным подсчетам превышает размер дохода, приходящегося на всех членов семьи, необходимого для признания граждан малоимущими, в связи с чем выявлены основания снятия семьи с учета, предусмотренные статьей 56 ЖК РФ, решение вопроса вынесено на заседание комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Красноярский Самарской области (т. 1 л.д.70) Установлено, что 6 октября 2021 года Горячевой В.Е. представлены в Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области возражения и дополнительные документы, в том числе: соглашение от 12 октября 2021 года об уплате Г. В.А. алиментов на содержание отца в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно с момента заключения соглашения до 2026 года; заявление Г. А.А. о получении с сентября 2020 года по сентябрь 2021 материальной помощи от Г. В.А. на общую сумму <данные изъяты> руб. (л.д.72 на обороте, 75 на обороте, 76-77, 78). Комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального района Красноярский Самарской области 20 октября 2021 года принято решение о снятии семьи Горячевой В.Е. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете, поскольку среднедушевой доход семьи превышает размер дохода, необходимого для признания малоимущими. При этом, в выписке из протокола №18 от 20 октября 2021 года указано, что по представленным Горячевой В.Е. документам доход ее семьи за год, предшествующий предоставлению жилого помещения, состоящий из заработной платы супругов и пособий на детей, составил <данные изъяты> руб. в месяц на 4 членов семьи или <данные изъяты> руб. на каждого члена семьи, что превышает размер установленный уровень (л.д.79 на обороте, 80, 81 на обороте). Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 29 октября 2021 года № 318 семья Горячевой В.Е. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку среднедушевой доход семьи превышает размер дохода, приходящегося на заявителя и члена его семьи, необходимого для признания граждан малоимущими (л.д.80 на обороте, 81). Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд, руководствуясь положениями статей 49, 52, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Самарской области от 5 июля 2005 года №139-ГД «О жилище», пришел к выводу о законности оспариваемого постановления муниципального органа, поскольку семья административного истца перестала относиться к категории малоимущих граждан, в связи с чем утратила право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Судебная коллегия находит данные выводы ошибочными. В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Положениям частей 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Отношения, возникающие в связи с предоставлением жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, регулирует Закон Самарской области от 5 июля 2005 года №139-ГД «О жилище» (далее по тексту – Закон Самарской области «О жилище»). Согласно части 2 статьи 3 Закона Самарской области «О жилище» граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий: среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона. Статья 4 Закона Самарской области «О жилище» предусматривает порядок определения размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими. В целях настоящего Закона среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) определяется за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (часть 5 статьи 4 Закона Самарской области «О жилище»). Согласно частям 7 и 8 статьи 4 Закона Самарской области «О жилище» размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления ежегодно за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Самарской области на дату признания граждан малоимущими. Из материалов дела следует, что административным ответчиком в порядке статьи 11 Закона Самарской области «О жилище» 13 сентября 2021 года Горячевой В.Е. предложено представить необходимые сведения для уточнения списков граждан, состоящих на учете для получения жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, сведения о среднедушевом доходе (всех источников дохода, в т.ч. пенсии) всех членов семьи за период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года (т.1 л.д.62, на обороте). 28 сентября 2021 года Горячевой В.Е. представлены обновленные документы, в том числе справки о доходе, по результатам рассмотрения, рассчитан среднедушевой доход семьи, который составил <данные изъяты> руб. в месяц на 4 человека или <данные изъяты> руб. на каждого члена семьи, что превышает установленный действующим законодательством уровень дохода для признании граждан малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма (л.д.63-69). Вместе с тем, положениями части 6 статьи 4 Закона Самарской области «О жилище» разъяснено, что при расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) доходы, сведения о которых представлены гражданами при подаче заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов. В ходе разрешения делу установлено, что данные положения закона Горячевой В.Е. органом местного самоуправления не разъяснены, представить информацию об уплате налогов и сборов. Из представленного административным ответчиком в суд апелляционной инстанции расчета среднедушевого дохода, следует, что в рассматриваемом случае расчет дохода семьи Горячевой В.Е. произведен исходя из сведений, отраженных: в справках о доходах и суммах налога за 2020-2021 годы Горячевой В.Н. - <данные изъяты> руб. - 13% = <данные изъяты> руб.; в справках о доходах за 2020-2021 годы Г. В.А. – <данные изъяты> руб. -13% = <данные изъяты> руб.; в справке Управления социальной защиты населения от 16 сентября 2021 года №1089 о сумме выплаченного пособия на детей в размере <данные изъяты> руб. Доход составил <данные изъяты> руб. / 12 = <данные изъяты> руб./4 чел.=<данные изъяты> руб., что превышает размер дохода для признания малоимущим в целях части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, который составляет 12 076,90 руб. на одного человека (т. 2 л.д.9, 10, 11, 12). При этом, из представленной в суд апелляционной инстанции справки №1 от 31 мая 2022 года о заработной плате, выданной ГБОУ <данные изъяты>, следует, что доход Горячевой В.Е. в период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года составляет <данные изъяты> руб., НДФЛ – <данные изъяты> руб., профсоюзные взносы – <данные изъяты> руб., страховые взносы – <данные изъяты> руб., в том числе взносы в ПФР – <данные изъяты> руб. (т.2 л.д.23) Кроме того, согласно справке <данные изъяты> от 10 июня 2022 года №156, бухгалтерия <данные изъяты> подтверждает, что страховые взносы в размере 30,2% начисляются на заработную плату Горячевой В.Е. (т. 2 л.д.32). Из пояснений Горячевой В.Е., данных в судебном заседании судебной коллегии, следует, что страховые взносы удерживаются из ее заработной платы (д.д. 85, оборот). Из справки филиала ПАО «<данные изъяты>» №135 от 26 мая 2022 года следует, что доход Г. В.А. за период с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года составил <данные изъяты> руб., НДДФЛ – <данные изъяты> руб., профсоюзные взносы – <данные изъяты> руб. (т.2 л.д.22). Установлено, что данные сведения органом местного самоуправления при определении среднедушевого дохода семьи Горячевой В.Е. для признания граждан малоимущими не учитывались, поскольку приведенные выше документы не предоставлялись заявителем, соответственно оценка им административным ответчиком при принятии оспариваемого решения о снятии с учета, не дана. Поскольку оценка доходов семьи заявителя при определении размера среднедушевого дохода органом местного самоуправления в полном объеме не произведена, в результате не разъяснения Горячевой В.Е. права на предоставление документов, подтверждающих уплату обязательных налогов, сборов и алиментов, в связи с чем нельзя признать законным решение органа местного самоуправления о снятии семьи Горячевой с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой статуса малоимущих. Указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, лишенного возможности приобрести жилое помещение по договору социального найма по процедуре, установленной законом. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать правильным, соответственно, оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Горячевой В.Е. требований в части признания незаконным постановления администрации муниципального района Красноярский Самарской области №318 от 29 октября 2021 года. Признавая незаконным постановление муниципального района Красноярский Самарской области №318 от 29 октября 2021 года, судебная коллегия в целях восстановления нарушенных прав административного истца, возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о снятии семьи Горячевой с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принять решение в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок. Довод апелляционной жалобы о том, что семья Горячевых имеет право на предоставление жилого помещения не только по признаку малоимущих, но и как семья педагогического работника, однако администрацией по данному основанию жилое помещение не предоставлено, отклоняется судебной коллегией, поскольку согласно сообщению Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области №7820 от 12 октября 2021 года, семья работника бюджетной сферы (педагога) Горячевой В.Е. с 13 марта 2013 год состоит под №18 в списке нуждающихся в получении социальной выплаты, согласно Закону Самарской области от 1 июля 2006 года №88-ГД «О предоставлении работникам органов государственной власти Самарской области, государственный органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципальных образований в Самарской области социальных выплат на строительство или приобретения жилого помещения», где не требуется подтверждать статус малоимущих (л.д.73-75). На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Красноярского районного суда Самарской области от 24 февраля 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Горячевой В.Е. удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации муниципального района Красноярский Самарской области №318 от 29 октября 2021 года. Возложить на администрацию муниципального района Красноярский Самарской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о снятии семьи Горячевой с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий - Судьи – |