Дело №2а-2735/2021 (№33а-17266/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Портновой Л.В.,
судей Ситник И.А. и Субхангулова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дильмухаметовым И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Уфы, в интересах ФИО1 и неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и об обязании внести изменения в постановление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в части установления разумного срока отселения жильцов дома по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Уфы, в интересах Кагармановой К.Ш. и неопределенного круга лиц, обратился в суд в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кагармановой К.Ш., являющейся пенсионером по возрасту и ветераном труда, которой на праве собственности принадлежит жилое помещение в данном многоквартирном доме. Было установлено, что 21.04.2020 года на заседании межведомственной комиссии ГО г.Уфа РБ многоквартирный дом по адресу: город Уфа, улица Уссурийская, дом 33, признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, в нарушение действующего законодательства разумные сроки отселения граждан из аварийного дома не определены.
На основании изложенного, прокурор города Уфы Республики Башкортостан просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в постановление администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.08.2020 № 1055 о признании многоквартирного дома № 33 по ул. Уссурийской в Калининском районе города Уфа Республики Башкортостан аварийным и подлежащим сносу в части установления разумного срока отселения жильцов дома.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года постановлено:
административный иск прокурора города Уфы, в интересах ФИО1 и неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и об обязании внести изменения в постановление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в части установления разумного срока отселения жильцов дома, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан внести изменения в постановление администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.08.2020 года № 1055 о признании многоквартирного дома № 33 по ул. Уссурийской в Калининском районе города Уфа Республики Башкортостан аварийным и подлежащим сносу в части установления разумного срока отселения жильцов дома, а именно: до 31 декабря 2022 года.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что срок, установленный для расселения до 31.12.2026, администрация считает разумным. Установление срока расселения является компетенцией органа местного самоуправления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации городского округа город Уфа Насретдинова А.Ф., Кагарманова К.Ш., прокурора Сафина И.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище: малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее Положение).
Согласно п. 7 Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного выше закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая, что при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к указанным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений, содержащихся в вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Как усматривается из материалов дела, Кагарманова К.Ш. является пенсионером по возрасту и ветераном труда, ей принадлежат на праве собственности комнаты №..., 4 площадью 30,3 кв.м, в адрес многоквартирном адрес в адрес.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Межведомственная комиссия) от 21.04.2020 года, назначенной постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1956 от 11.12.2018 (в реакции распоряжения от 09.12.2019 № 186-р), многоквартирный дом №33 по ул. Уссурийская в г. Уфе признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации ГО г.Уфа РБ № 1055 от 14.08.2020 на основании заключения Межведомственной комиссии от 21.04.2020, многоквартирный дом № 33 по ул. Уссурийской в Калининском районе ГО г.Уфа РБ признан аварийным и подлежащим сносу.
Данным постановлением срок для отселения граждан и юридических лиц из дома, признанного аварийным, не был определен, что противоречит приведенным выше нормативным актам.
В процессе рассмотрения дела во исполнения п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, Распоряжением администрации ГО г.Уфа РБ №69-Р от 12.05.2021 было определено Управлению капитального строительства Администрации ГО г.Уфа РБ, МБУ «Служба сноса и расселения» ГО г.Уфа РБ провести мероприятия по расселению аварийных многоквартирных домов, в том числе и дома № 33 по ул. Уссурийской, в срок до 31.12.2026 года, путем реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, основанием для принятия Межведомственной комиссией заключения о признании многоквартирного дома №33 по ул. Уссурийской в г. Уфе, является заключение ООО «Белит КПД», согласно которому техническое состояние несущих строительных конструкций, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Калининский район, город Уфа, ул. Уссурийская, д. 33, квалифицируется как аварийное. Жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в части обеспечения безопасности, создает угрозу жизни и здоровью жильцов и третьих лиц. Имеется риск обрушения отдельных несущих конструкций. Для обеспечения безопасности людей рекомендуется ограничить их пребывание в здании. В связи с тем, что техническое состояние несущих конструкций квалифицируется как аварийное, жилой дом не пригоден для проживания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный ответчиком Распоряжением № 69-Р от 12.05.2021 года срок для мероприятий по расселению многоквартирного дома, признанного аварийным, до 31.12.2026, нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома: проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Суд полагает, что оптимальный разумный срок отселения жителей дома № 33 по ул. Уссурийской в связи с признанием его аварийным, с учетом всех процедурных вопросов, составляет срок: до 31.12.2022.
Принимая во внимание, что Распоряжением № 69-Р от 12.05.2021 разумный срок отселения жильцов дома, о чем заявлено в иске, не установлен, нарушение прав Кагармановой К.Ш. и неопределенного круга лиц не устранены, ходатайство административного ответчика о прекращении производства по делу на основании ч. 2 ст. 194 КАС РФ не обосновано и не подлежит удовлетворению.
Срок на обращение истца в суд не пропущен, поскольку прокурор обратился в суд с иском 09.03.2021 после обращения к нему Кагармановой К.Ш. 22.12.2020. Кроме того, незаконность бездействия административного ответчика носит длящийся характер.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и вышеуказанных положениях закона.
Доводы жалобы о разумности срока отселения граждан установленный административным ответчиком до 31.12.2026 несостоятельны и не могут повлечь отмену решения суда.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая степень аварийности дома, имеется риск обрушения отдельных несущих конструкцией, для обеспечения безопасности людей рекомендовано ограничить их пребывание в задании, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что установленные срок расселения дома до 31 декабря 2025 года не отвечает требованиям разумности, являются чрезмерно длительными.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Л.В. Портнова
Судьи И.А. Ситник
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Бикчурина О.В.