ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2759/20 от 28.10.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Курилов М.К. № 33а-8996

Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-2759/2020)

(42RS0009-01-2020-004700-56)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» октября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Быковой С.В., Тройниной С.С.

при секретаре Логунове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» об оспаривании решения Департамента образования и науки Кемеровской области от 07.04.2020

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 04 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском об оспаривании решения Департамента образования и науки Кемеровской области от 07.04.2020.

Требования мотивированы тем, что административный истец обратился к административному ответчику по вопросу взаимодействия в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Административный ответчик отказался от взаимодействия с добровольческим молодежным движением по основаниям, не соответствующим профильному законодательству.

Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.

Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.3 ст.11 федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Благотворители г. Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей.

Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный заём 1942-1945».

Наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения: Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 07.04.2020 № Р04208-13-437д/0691.

Административный истец, с учетом уточнений, просил признать решение Департамента образования и науки Кемеровской области, указанное в письме от 07.04.2020 №Р04208-13-437д/0691 по вопросу предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности не соответствующим положениям Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 и незаконным.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 04 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что в нарушении процессуального законодательства в решении суда не было указано об изменении предмета иска. Также считает вывод суда о том, что истцом не предоставлено доказательств нарушения его прав, необоснованным, так как бремя доказывания законности бездействия возлагается на орган, наделенный государственными полномочиями. Утверждает, что вопрос о взаимодействии должен был быть рассмотрен в соответствии с ФЗ N 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

На апелляционную жалобу представителем ответчика ФИО2 принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 поддержала доводы возражений.

Представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ответ рассмотрен в соответствии с требованиями ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласна.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ N 59-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п.3 ст.5 ФЗ N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеют право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.10 названного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Частью 4 этой же статьи установлено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Частью 1 ст.12 ФЗ N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Из приведенных положений закона следует, что процедура рассмотрения обращения включает в себя непосредственно составление письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и направление указанного письменного ответа заявителю в установленный срок.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.03.2020 организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО1 обратился в Департамент образования и науки Кемеровской области с предложением обеспечить участие не менее 100 человек, обучающихся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образований в благотворительном просветительском мероприятии «Военный Заем 1942-1945» на платформе общественного движения «УРФИНГРАМ» в рамках реализации мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», что подтверждается соответствующей отметкой с входящим № 437з.

На данное обращение истца был подготовлен ответ от 07.04.2020 №Р04208-13-437з/0691 за подписью начальника Департамента образования и науки Кемеровской области, который был направлен в адрес истца 07.04.2020, что подтверждается почтовым реестром.

Так, в ответе указано, что целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р, распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 8 июля 2019 г. № 413-р утверждена Программа повышения финансовой грамотности и снижения уровня закредитованности населения Кузбасса.

Программа нацелена на формирование финансовой культуры и знаний в области инвестиций и финансов, создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан Кузбасса.

Мероприятия в сфере финансовой грамотности ориентированы на все целевые группы населения Кузбасса (воспитанники дошкольных образовательных организаций, обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе, находящиеся в трудной жизненной ситуации, трудоспособное население, граждане старшего поколения и граждане с ограниченными возможностями здоровья).

Планом мероприятий по реализации Программы предусмотрено мероприятие «Проведение открытых уроков, лекций, практических занятий, игр, викторин, вебинаров по основам финансовой грамотности в образовательных организациях», а также определены ответственные исполнители данного мероприятия.

Также указано, что с целью обеспечения безопасных условий обучения и воспитания учащихся в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации образовательным организациям рекомендовано предусмотреть: организацию работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде; использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно ( на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

На официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации размещен перечень федеральных и региональных образовательных онлайн-платформ, рекомендуемых к использованию. Платформы «УРФИНГРАМ» в указанном перечне нет.

Дополнительно дана информация, что в соответствии со статьей 34 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Не согласившись с указанным ответом, посчитав его незаконным и необоснованным, истец обратился в суд за защитой своих прав.

Проанализировав указанные выше положения закона и обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Так, обращение истца, поступившее в адрес Департамента образования и науки Кемеровской области 10.03.2020, было рассмотрено в установленный законом срок, ответ по существу поставленных в обращении вопросов, подписанный начальником Департамента образования и науки Кемеровской области, был направлен в адрес истца по почте 07.04.2020, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении процедуры рассмотрения обращения гражданина, предусмотренной ФЗ N 59-ФЗ, в полном объеме. Несогласие истца с содержанием ответа Департамента образования и науки Кемеровской области не свидетельствует о его незаконности.

Также судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска, несмотря на доводы истца о том, что обращение от 07.03.2020 должно было быть рассмотрено в соответствии с ФЗ N 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - ФЗ N 135-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.1 ФЗ N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ст.5 названого Федерального закона под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели. Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Пунктом 2 ч.1 ст.17.3 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

В соответствии с п. 2 Порядка взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое должно содержать определенную информацию, указанную в данном пункте, в том числе перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 ст.2 ФЗ N 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми осуществляется благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность.

Из совокупности приведенных положений закона и обращения истца в Департамент образования и науки Кемеровской области от 07.03.2020 следует, что указанное обращение не подпадает под регулирование ФЗ N 135-ФЗ, так как оно не содержит предложений по взаимодействию истца с ответчиком в соответствии с целями благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности.

При этом из п.3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 следует, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения

принимают одно из следующих решений: о принятии предложения об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. То есть обязанность принятия соответствующего предложения на орган государственной власти не возлагается.

Кроме того, из обращения от 07.03.2020 следует, что истец просил дать ответ на него в соответствии с п.4 ст.10 ФЗ N 59-ФЗ, что и было сделано ответчиком.

С учетом изложенного нарушений закона при рассмотрении обращения истца не установлено, права административного истца не нарушены.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 04 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «30» октября 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: