ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-275/2021 от 26.07.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-275/2021 (№ 33а-12661/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 26 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Багаутдиновой А.Р.,

судей Искандарова А.Ф. и Ситник И.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ситдиковой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саакян М. М. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания,

по апелляционной жалобе Саакян М. М. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

Саакян М.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания с кадастровым номером 02:69:010401:4453, площадью 57 кв.м., по адресу: адрес, и обязании Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в собственности административного истца находится указанное нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес площадью 187 кв.м., категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.

Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию вышеуказанного объекта.

Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан письмом №... от датаг. отказала в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.

Ссылаясь на статьи 1, 8, 30, 36, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12,13, 209, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец полагает данный отказ незаконным.

Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года постановлено:

Административное исковое заявление Саакян М. М. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания с кадастровым номером №..., площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: адрес, и обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания в течение пять дней с момента вступления в законную силу, оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Саакян М.М. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и необоснованным, и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что требование административного ответчика о предоставлении результатов инженерных изысканий являются незаконными и необоснованными. Выводы суда, что границы проектирования не совпадают с границами земельного участка, обозначенными в градостроительном плане земельного участка, не основаны на материалах дела. Оспариваемый отказ административного ответчика нарушает права заявителя совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также право на реконструкцию существующего объекта недвижимости на земельном участке.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца и его представителя Дусалиева Р.С., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФРФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, в данном случае - к компетенции администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).

Как следует из материалов дела, на основании брачного договора от 9 января 2020 г. Саакян М.М. является собственником нежилого здания с кадастровым номером №..., общей площадью 57 кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 187 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенных по адресу: адрес.

Ранее указанные объекты - нежилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: адрес, принадлежали на праве собственности Восканян С.В.

дата Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предыдущему собственнику Восканян С.В. выдано разрешение на строительство №...-RU№... объекта капитального строительства - здания магазина, по адрес Республики Башкортостан, общей площадью 54,7 кв.м., объемом 153.1 куб.м., в количестве 1 этажа, площадью застройки 67,2 кв.м., на земельном участке площадью 187 кв.м., в соответствии с градостроительным планом земельного участка № №... от дата, выданного Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан. Разрешение выдано на основании проектной документации, разработанной ООО «Альфа-проект +».

17 декабря 2018 г. Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предыдущему собственнику Восканян С.В. выдано разрешение на ввод в эксплуатацию №.... объекта капитального строительства - здания магазина, расположенного по адрес Республики Башкортостан, общей площадью 57 кв.м.

датаСаакян М.М. обратилась в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта торговли - нежилого здания, по адресу: адрес, с приложением документов: копии паспорта, ИНН, эскизного проекта, разработанного в январе 2020 г., выписки из ЕРГН на земельный участок, выписки из ЕГРН на нежилое здание, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, письма о присвоении адреса, схемы размещения торгового объекта, брачного договора.

Письмом от дата№... заместителя начальника отдела по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Саакян М.М. был дан ответ об отсутствии оснований для подготовки и выдачи разрешения на реконструкцию в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которые должны быть направлены заявителем самостоятельно, в частности, не были приложены результаты инженерных изысканий и материалы, которые должны содержаться в проектной документации.

16 декабря 2020 г. Саакян М.М. дополнительно к ранее направленным документам был предоставлен проект реконструкции торгово-офисного здания подготовленного ООО «Огни города».

Письмом от дата№... заместителем главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Саакян М.М. заявителю дан ответ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: результаты инженерных изысканий, также в представленных документах выявлено несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным градостроительным планом земельного участка № №...дата, а именно: границы проектирования не совпадают с границами земельного участка, обозначенными в градостроительном плане земельного участка, нарушены установленные градостроительным планом земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административным истцом не было представлено в Администрацию муниципального района Благовещенский район всех предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, необходимых для выдачи разрешения на реконструкцию (не представлены инженерные изыскания и материалы проектной документации), то ему правильно было отказано в выдаче этого разрешения.

Судебная коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, так как они основаны на обстоятельствах дела и требованиях закона регулирующего спорные правоотношения.

Доводы истца о том, что в силу пп. 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, вопрос ставится о реконструкции существующего одноэтажного здания и увеличения его этажности до двух, являются необоснованными.

В силу данной нормы выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

Вместе с тем в данном случае увеличение этажности влечет увеличение площади помещения, необходимость дополнительных коммуникаций, что увеличивает нагрузку на основные конструкции здания, изначально возведенного как одноэтажное. Ранее существовавший объект недвижимости в результате планируемой реконструкции будет значительно изменен таким образом, что он приобрел новые качественные (определяющие) характеристики, касающиеся его размера, конфигурации, планировки, площади и т.д.

Таким образом, выполняемые истцом работы влияют на конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности здания, в связи с чем относятся к реконструкции и требуют разрешения на строительство.

В силу п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Спорный объект, этажность которого с учетом проведенных работ составит 2, к числу исключений не отнесен, что предполагало также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.

Однако как следует из материалов дела и подтверждено сторонами, истец за получением разрешения на реконструкцию и проведением экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не обращался.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Однако из материалов дела, в том числе проекта переустройства нежилого здания следует, и истцом не оспаривается, что инженерные изыскания для подготовки проектной документации не проводились.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие вышеуказанной документации свидетельствует о существенном нарушении градостроительных норм. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11 мая 2018 года № №...

В материалах дела отсутствуют сведения о принятых истцом мерах к их получению, в том числе путем проведения инженерных изысканий, составления на их основе проектной документации и их экспертизы. Согласно объяснениям стороны истца, такие действия не предпринимались.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).

Инженерные изыскания - это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (пункт 15).

В силу части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (в частности, постановлений Правительства Российской Федерации), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения в том числе по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

Вопросы, связанные с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентированы статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1).

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении (часть 4).

Из изложенных законоположений следует, что применительно к объектам капитального строительства проведение инженерных изысканий является обязательным этапом подготовки проектной документации.

Поскольку в данном случае в результате в реконструкции количество этажей в здании торгового центра составило 2, общая площадь объекта увеличилась до 253,6 кв. м, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что необходимым условием получения разрешения на реконструкцию такого объекта являются инженерные изыскания и проектная документация.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что данные инженерные изыскания не требуются, поскольку рядом с их объектом стоит девятиэтажный многоквартирный дом, поэтому и их реконструируемое здание можно построить на данном земельном участке, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на обоснованность решения.

Доводы представителя административного истца Дусалиева Р.С. о том, что минимальные отступы от границ земельного участка не требуются, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктами 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусматривается установление в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности:

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

При этом такие параметры градостроительным регламентом могут не устанавливаться (часть 11.1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и не являются параметрами непосредственно объекта капитального строительства, устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесена к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.

В целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений на территории адрес и адрес Республики Башкортостан регламентирован Правилами землепользования и застройки городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан утвержденный решением Совета городского поселения адрес муниципального района адрес от датаадрес указанные в Правилах параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, при проведении реконструкции объектов должны соблюдаться.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саакян М. М. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий п/п А.Р. Багаутдинова

Судьи п/п А.Ф. Искандаров

п/п И.А. Ситник

Справка: судья 1-ой инстанции Хисматуллина И.А.