Дело №2а-2763/2021 Дело №33а-2112/2022
Судья: Иванова А.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 27 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Оконешниковой М.М.,
судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя истца Яныгиной О.А. и представителя ответчика Сабарайкиной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Василенко Николая Иосифовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка,
с апелляционной жалобой административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Василенко Н.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение ДИЗО ОА г. Якутска от 10 января 2022 г. № ... об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка.
В обоснование ссылался на то, что договором аренды от 26 февраля 2019 г. ему предоставлен в аренду земельный участок в срок до 26 февраля 2022 г. Договор был заключен с Василенко Н.И. как с единственным участником аукциона. 10 января 2022 г. ДИЗО ОА г. Якутска отказал в заключении нового договора аренды указанного земельного участка без торгов. Полагает, при проведении экспертизы документов ответчиком не были учтены исключения, содержащиеся в подпункте 1 пункта 1.2 Административного регламента. Согласно протоколу №120-19 от 18 февраля 2019 г. аукцион на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе подана только одна заявка, истец признан единственным участником аукциона. Данное обстоятельство свидетельствует, что Василенко Н.И. является надлежащим лицом, входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 регламента. Полагает, что ранее заключенный договор аренды приравнивается к договору заключенному без проведения торгов. Право на заключение нового договора без торгов у административного истца предусмотрено пунктом 3 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.
Решением суда от 31 марта 2022 г. постановлено административный иск удовлетворить, признать незаконным решение ДИЗО ОА г. Якутска от 10 января 2022 года № ... об отказе в предоставлении в аренду без торгов земельного участка, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска повторно рассмотреть заявление Василенко Н.И. в соответствии с действующим законодательством.
С решением суда административный ответчик не согласился.
В апелляционной жалобе представитель ссылается на законность оспариваемого отказа. Основанием для отказа в соответствии с пунктом 2.16 соответствующего Административного регламента послужило обращение с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка лица, не входящего в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 регламента. Установлено, что ранее земельный участок был предоставлен в аренду на основании протокола аукциона. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 регламента основания, предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, для предоставления земельного участка без торгов отсутствуют. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель административного истца выражает согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными. Настаивает на том, что Василенко Н.И. является надлежащим лицом, входящим в круг заявителей, указанных в п. 1.2 регламента. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24.09.2015 N 251п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" (вместе с "Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов") (также по тексту – регламент).
В пункте 1.2 регламента установлен круг заявителей, которым предоставляется муниципальная услуга "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов".
Согласно подпункту 1 пункта 2.16 регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является подача заявления о заключении нового договора аренды земельного участка лицом, не входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 настоящего Административного регламента.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2019 г. протоколом №120-19 о рассмотрении заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РС (Я), г.Якутск, ул. Пристанская, площадью 1627 кв.м. с видом разрешенного использования под складирование пиломатериалов, без права капитального строительства, Единая комиссия приняла решение признать Василенко Н.И. единственным участником аукциона. Решено в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) признать аукцион несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе подана только одна заявка. Единственному участнику решено направить для заключения договор аренды земельного участка.
26 февраля 2019 г. между ДИЗО ОА г. Якутска и Василенко Н.И. заключен договор № ... аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № ...:199 по адресу: РС (Я), г.Якутск, ул.Пристанская, площадью 1627 кв.м. для использования под складирование пиломатериалов без права капитального строительства со сроком по 26 февраля 2022 года.
24 ноября 2021 г. от административного истца в ДИЗО ОА г. Якутска поступило заявление, в котором заявитель сообщал о намерении заключить договор аренды и просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № ...:199 по адресу: г.Якутск, ул. Пристанская, с использования под складирование пиломатериалов без права капитального строительства на склады.
07 декабря 2021 г. ДИЗО ОА г. Якутска письмом № ... сообщил о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
09 декабря 2021 г. Василенко Н.И. обратился в ОА г. Якутска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, на срок 49 лет, указав, что ранее 26 февраля 2019 г. был заключен договор аренды № ....
22 декабря 2021 г. муниципальным земельным инспектором Управления муниципального контроля составлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 14:36:103010:199 в рамках межведомственного взаимодействия, согласно которому земельный участок используется по целевому назначению.
10 января 2022 г. ДИЗО ОА г. Якутска письмом № ... сообщил о невозможности заключения нового договора аренды испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.16 регламента заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано лицом, не входящим в круг заявителей, указанных в п.1.2 регламента. Из представленных документов следует, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду на основании протокола аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Полагая незаконным вышеуказанный отказ ДИЗО ОА г. Якутска, Василенко Н.И. обратился в суд.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд исходил из того, что, поскольку ранее аукцион на право заключения договора аренды земельного участка был признан несостоявшимся, то заявитель подпадает под исключения, содержащиеся в подп. 1 пункта 1.2 регламента. Указанное не было учтено административным ответчиком.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
Согласно пункту 1.2 регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства; 3) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ также установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В статье 39.12 ЗК РФ определен порядок проведения аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Согласно пункту 14 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
В рассматриваемом случае с Василенко Н.И. 26 февраля 2019 г. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № ...:199 как с единственным участником аукциона, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на аукционе №120-19 от 18 февраля 2019 г. В соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион признан несостоявшимся.
Оспаривая незаконность отказа ДИЗО ОА г. Якутска, Василенко Н.И. ссылался на то, что на него распространяются исключения, установленные подпунктом 1 пункта 1.2 регламента, ранее заключенный договор аренды приравнивается к договору заключенному без проведения торгов.
Однако подпунктом 1 пункта 1.2 регламента установлено, что лица, которым земельный участок был предоставлен в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ, не входят в круг получателей муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов".
Таким образом, как правильно указывает заявитель, он подпадает под исключение, установленное в подпункте 1 пункта 1.2 регламента. Соответственно, ввиду распространяющегося на него исключения, Василенко Н.И. не входит в круг лиц, указанных в п. 1.2 регламента и с которыми возможно заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Нет оснований полагать, что земельный участок был предоставлен Василенко Н.И. в аренду без проведения торгов, или предоставлен ему на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства, или земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Василенко Н.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июня 2022 г.