ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-276/2021 от 10.08.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ерченко Л.Ю. № 33а – 2387/2021

№ 2а-276/2021

67RS0005-01-2021-000124-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой О.А.,

судей Холиковой Е.А., Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Гринберг Юлии Владимировны к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности по оборудованию и содержанию уличного (дворового) освещения с апелляционной жалобой Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., возражения представителя Гринберг Ю.В. – Ясинского С.С. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гринберг Ю.В. обратилась в суд административным иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии организации уличного (дворового) освещения территории многоквартирного жилого дома № ..., возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем оборудования и содержания сети наружного уличного (дворового) освещения территории данного жилого дома. В обоснование указала, что с 21.07.2020 г. она является собственником квартиры № .... Разрешение на ввод в эксплуатацию дома выдано административным ответчиком, однако вопрос об организации уличного (дворового) освещения им до настоящего времени не решен. На её обращение к последнему поступил ответ, из которого следует, что Администрация не обязана организовывать уличное освещение дома, чем нарушены её права, а так же права иных лиц.

В судебное заседание Гринберг Ю.В. не явилась, ее представитель Ясинский С.С. административный иск поддержал.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Тюрина О.С. возражала против удовлетворения требований, указав, что объекты уличного освещения относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Гагаринское ЖЭУ» Сельденкова Т.Н. указала, что уличное освещение не может быть отнесено к общему имуществу многоквартирного дома.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Консоль» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 14.04.2021 г. административный иск удовлетворен частично: признано незаконным бездействие Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области по организации и содержанию уличного (дворового) освещения территории многоквартирного жилого дома № ..., на Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области возложена обязанность организовать в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу уличное (дворовое) освещение указанного многоквартирного жилого.

В апелляционной жалобе Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области просит отменить решение суда и принять новое – об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что исходя из проектной документации уличное освещение дома № 10 является запроектированным объектом, не относится к вновь созданным объектам придомовой территории жилого дома и в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 относится к общему имуществу многоквартирного дома, бремя содержания которого лежит на собственниках помещений дома либо на управляющей организации. На Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области законодательством не возложена прямая обязанность по надлежащему содержанию имущества многоквартирного дома, в том числе, по обеспечению надлежащего освещения придомовой территории, что судом первой инстанции не учтено.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Реализация полномочий по организации электроснабжения в пределах городского
поселения, исходя из положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об
электроэнергетике», заключается в обязанности органа местного самоуправления
обеспечить наличие в Муниципальном образовании необходимых мощностей
электрической энергии с целью обеспечения возможности электроснабжения населения,
действующих на территории организаций, а также физических и юридических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность. В частности, орган местного
самоуправления обязан создать электросетевую (гарантирующего поставщика)
электросбытовую организации в муниципальном образовании, если таковые не созданы
осуществляющими коммерческую деятельность юридическими и физическими лицами.

Исходя из п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номеров домов).

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава МО «Гагаринский район» Смоленской области, принятого решением Гагаринской районной Думы от 04.10.2002 № 99, к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения.

Минстрой России в письме от 18.09.2017 г. № 33418-А4/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещение улиц).

В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Гагарин Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 15.10.2018 № 108, к объектам благоустройства относятся: улицы (в том числе пешеходные) и дороги; к элементам благоустройства - элементы освещения (п. 3 ст. 1).

В силу ст. 22 вышеназванных Правил улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов и т.п. должны освещаться в темное время суток (п. 1).

Уличное освещение осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг уличного освещения территории муниципального образования, заключаемыми в установленном порядке Администрацией с энергоснабжающими организациями (п. 6).

Как следует из материалов дела, между ООО «Консоль» (застройщик) и Гринберг Ю.В. (дольщик) 23.08.2019 г. заключен договор № 116 участия в долевом строительстве, по условиям которого Гринберг Ю.В. приняла участие в долевом строительстве квартиры № ....

Согласно разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию № 67-RU67503000-763-2019 от 28.02.2019 г., № 67-RU67503000-806-2020 от 15.06.2020 г. Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области разрешен ввод в эксплуатацию блок - секций № 1-3,4 и № 5-6.

Фототаблицами, справкой ООО «Гагаринское ЖЭУ», актом осмотра придомовой территории подтверждено, что на придомовой территории застройщиком установлено 10 опор уличного освещения, они расположены с внешней стороны дома, то есть со стороны проезжей части, но не подключены к источнику энергоснабжения.

В удовлетворении обращения застройщика ООО «Консоль» о возможности подключения освещения многоквартирного жилого дома № 10 по пер. Пионерский к уличному освещению г. Гагарин Администрация отказала по причине необходимости установки прибора учета и оплаты потребленной электроэнергии собственниками помещений.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания бездействия Администрации незаконным и возложении на административного ответчика обязанности организовать уличное (дворовое освещение) многоквартирного дома, поскольку это в силу закона является обязанностью органа местного самоуправления, на указанной территории указанные требования по освещению не соблюдены, что влияет на безопасность дорожного движения внутри жилого комплекса, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, в том числе, административного истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по организации освещения дворовой территории лежит на собственниках многоквартирных домов либо на управляющей организации, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 491 не содержат.

Как указано выше, в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории сельского поселения (в частности, освещения улиц).

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: