Дело № 33а-408/2020 (33а-5698/2019) (2 инстанция) Докладчик Емельянова О.И.
Дело № 2а-2772/2019 (1 инстанция) Судья Самойлов Д.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Завьялова Д.А.,
судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 января 2020 года административное дело по апелляционным жалобам администрации города Коврова Владимирской области и Общества с ограниченной ответственностью «Проспект» на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 30 октября 2019 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление ФИО1, признано незаконным уведомление администрации города Коврова Владимирской области от 08.10.2019 № 17-16/1074 об отказе в предоставлении копии документов по строительству универсального магазина по адресу д.**** пр.**** г.******** область.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к главе города Коврова и начальнику Управления строительства и архитектуры администрации г.Коврова ФИО2, в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации г.Коврова в предоставлении копии разрешения на строительство при рассмотрении обращения ФИО1 от 26.09.2019;
- возложить на главу города Коврова ФИО3 обязанность предоставить ФИО1 информацию о выдаче ООО «Проспект» разрешений на строительство объекта недвижимости «Универсальный магазин» на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенном по адресу: г.****, пр-т ****, д.**** (с указанием всех необходимых реквизитов) в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу;
- возложить на главу города Коврова ФИО3 обязанность предоставить ФИО1 информацию о вводе или об отказе ввода в эксплуатацию в отношении построенного ООО «Проспект» на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенном по адресу: г.****, пр-т ****, д.****, объекта недвижимости «Универсальный магазин» (с указанием всех необходимых реквизитов) в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указал, что является сособственником нежилых помещений №№5-8, которые входят в состав многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.****, пр-т ****, д.****.
На соседнем земельном участке по адресу: г.****, пр-т ****, д.****, ООО «Проспект» производит работы по строительству универсального магазина на основании разрешения на строительство № 33-RU333-3000-0000000000001751-2016 от 17.10.2016.
Решением Ковровского городского суда от 28.09.2019 по делу № 2-218/2018, вступившим в законную силу 10.01.2019, удовлетворен иск ФИО1, на ООО «Проспект» возложена обязанность организовать сток ливневых и талых вод с объекта недвижимости и земельного участка по адресу: г.****, пр-т ****, д.**** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. До настоящего времени сведения об исполнении должником возложенных на него судом обязанностей отсутствуют.
26.09.2019 ФИО1 направил в администрацию г.Коврова заявление о предоставлении сведений и копии документов по строительству универсального магазина по вышеуказанному адресу, в том числе копию разрешения на строительство и копию разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Однако письмом от 08.10.2019 в выдаче копии разрешения на строительство № 33-RU33303000-0000000000002376-2019 от 03.09.2019 универсального магазина по адресу **** область г.**** пр.**** д.**** ему отказано. Одновременно сообщено, что постановлением администрации города Коврова от 24.09.2019 № 2275 было отменено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию «Универсальный магазин» по адресу: **** область МО г.**** пр.**** д.****.
Считает отказ в предоставлении копий испрашиваемых документов незаконным, ввиду того, что он противоречит положениям ст. 57 ГрК РФ, которой предусмотрена открытость сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также нарушает права административного истца как смежного землевладельца на получение информации о строящемся объекте. В качестве правового обоснования требований сослался на положения ст.ст.6,8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органом местного самоуправления», ст.ст. 8,9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 № 363.
Определением суда от 30.10.2019 производство по административному делу № 2а-2772/2019 в части административных требований о возложении на администрацию г.**** обязанности выдать копию разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по адресу: г.****, пр-т ****, д.52 прекращено по основаниям ст.195, ч.2 ст.255 КАС РФ ввиду того, что в судебном заседании административным истцом получены испрашиваемые документы (л.д.76).
Определением Ковровского городского суда от 30.10.2019 по ходатайству административного истца ФИО1 начальник Управления строительства и архитектуры администрации г.Коврова ФИО2 исключена из числа соответчиков, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Коврова (л.д.75).
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Смирнов С.А. административное требование о признании незаконным отказа администрации в предоставлении копий документов от 08.10.2019 поддержали, указав, что испрашиваемые документы имеются в свободном доступе, истец имеет право на их получение, отказом администрации нарушено право на получение доступной информации.
Представитель административных ответчиков администрации города Коврова и главы г.Коврова ФИО4, действующая на основании доверенностей, требование не признала. В представленном письменном отзыве указала, что предмет обращения ФИО1 в орган местного самоуправления и в суд различен. При обращении в орган местного самоуправления ФИО1 просил представить копии документов, предметом административного иска является предоставление информации, связанной со строительством магазина. Письмом от 08.10.2019 за № 17-16/1074 заявителю дан мотивированный ответ по существу обращения от 26.09.2019, в котором содержалась полная информация о выданных органом местного самоуправления разрешениях на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, сведения об отмене постановления о вводе объекта в эксплуатацию с указанием реквизитов документов, что исключало нарушение прав заявителя. Представление копий испрашиваемых ФИО1 документов положениями Федеральных законов от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органом местного самоуправления», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не предусмотрено.
Заинтересованное лицо ООО «Проспект» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация г.Коврова просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Указывает, что предметом обращения ФИО1 в администрацию с заявлением от 26.09.2019 являлось предоставление копий документов по строительству магазина, выданных застройщику ООО «Проспект». Предметом настоящего административного дела является понуждение администрации к предоставлению информации о выданных документах, связанных со строительством магазина. При обращении в администрацию ФИО1 данную информацию предоставить не просил. Между тем, обжалуемое административным истцом письмо администрации от 08.10.2019 полностью предоставляет запрашиваемую информацию, то есть в полном объеме удовлетворяет пункты 2 и 3 заявленных требований. Полагает, что ссылка административного истца на положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» безосновательна, поскольку испрашиваемая административным истцом информация относится не к деятельности органов местного самоуправления, а к осуществлению отдельных полномочий по вопросам местного значения, связанным с выдачей заявителям разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (п.28 Устава). Кроме того, административный истец не обосновал нарушение прав и законных интересов оспариваемым решением администрации как одного из необходимых условий для удовлетворения административного иска, что не было учтено судом.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ООО «Проспект» просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что отказ администрации в представлении заявителю заверенных копий разрешения на строительство универсального магазина и разрешения на ввод в эксплуатацию, выданных ООО «Проспект», является правомерным и права административного истца не нарушает. Суд не учел, в ответе администрации указаны все реквизиты разрешения на строительство и содержится информация об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию универсального магазина. Отмечает, что до принятия решения истцу, по сути, была обеспечена возможность получения копий тех документов, которые он хотел получить, но не имел право на получение которых, так как они подлежали выдаче только застройщику ООО «Проспект».
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административных ответчиков администрации города Коврова и главы муниципального образования город Ковров ФИО3 по доверенностям ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить.
Заинтересованное лицо ООО «Проспект», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство, в котором доводы апелляционной жалобы поддержало в полном объеме, просило рассмотреть жалобы в отсутствие своего представителя (л.д.153).
Административный истец ФИО1 и его представитель Смирнов С.А. заблаговременно и надлежащим образом извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на апелляционную жалобу администрации г.Коврова (л.д.109-111,146, 151).
На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является сособственником нежилых помещений №№5-8, которые входят в состав многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **** по адресу: г.****, пр-т ****, д.****.
На соседнем земельном участке с кадастровым номером **** по адресу: г.****, пр-****, д. **** застройщиком ООО «Проспект» осуществлены строительные работы объекта недвижимости - универсального магазина.
Строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство № 33-RU33303000-0000000000001751-2016 от 17.10.2016, сроком действия до 22 августа 2017 года.
Решением Ковровского городского суда от 28.09.2018 по гражданскому делу № 2-218/2018, вступившим в законную силу 10.01.2019, удовлетворен иск ФИО1 к ООО «Проспект»; на ООО «Проспект» возложена обязанность организовать сток ливневых и талых вод с объекта недвижимости и земельного участка д.**** пр.**** в г.**** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
26.09.2019 ФИО1 обратился на имя главы г. Ковров с заявлением о выдаче заверенных копий разрешения на строительство объекта капитального строительства (универсальный магазин), выданного ООО «Проспект» и разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного ООО «Проспект» объекта капитального строительства (универсальный магазин) на земельном участке с кадастровым номером **** по адресу: г.****, пр-т ****, д.**** (л.д.9).
По результатам рассмотрения обращения письмом начальника Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова от 08.10.2019 № 17-16/1074 ФИО1 проинформирован о том, что в соответствии со ст. 51 ГрК РФ на основании представленных документов администрацией г.Коврова было выдано разрешение на строительство № 33-RU33303000-0000000000 002376-2019 от 03.09.2019 универсального магазина по адресу **** область г.**** пр.**** д.****. Также сообщено, что постановлением администрации города Коврова от 24.09.2019 № 2275 было отменено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию «Универсальный магазин» по адресу **** область МО г.**** пр.**** д.****. Одновременно указано, что запрашиваемый документ не может быть выдан по запросу заявителя, документы могут быть предоставлены только по запросу суда (л.д.10).
Данные обстоятельства подтверждены документально и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Удовлетворяя административное требование и признавая незаконным отказ администрации г. Коврова от 08.10.2019 № 17-16/1074 в предоставлении копий разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных ООО «Проспект», суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является немотивированным, не содержит оснований принятия такого решения.
Проанализировав положения ст.56, ч.6 ст. 57 ГрК РФ, регулирующие порядок ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которая, в частности, включает в себя дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках (п.16 ч.4 ст. 56), которые в свою очередь содержат разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п.п.6,11), суд счел, что администрацией г.Коврова при рассмотрении обращения ФИО1 допущено нарушение вышеприведенных норм градостроительного законодательства.
Также суд указал, что уведомление администрации Коврова от 08.10.2019 № 17-16/1074 создавало препятствия ФИО1 в реализации права на объективное рассмотрение вопроса о выдаче документов государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок и основания принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
Проверяя полномочия начальника Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова (далее-Управления) на рассмотрение обращения ФИО1 судебная коллегия исходит из следующего.
Управление строительства и архитектуры администрации г.Коврова (далее – Управление) в силу п.1.1 Положения об управлении строительства и архитектуры администрации г. Коврова, утвержденного администрацией г.Коврова от 10.02.2015 № 300 (далее - Положение), является структурным подразделением администрации г.Коврова, статусом юридического лица не наделено, в связи с чем, процессуальной право и дееспособностью не обладает.
26.09.2019 глава г.Ковров направил обращение ФИО1 на рассмотрение в Управление строительства и архитектуры, просив сообщить о результатах рассмотрения в срок до 21.10.2019 (л.д.100).
Полномочия начальника Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова на рассмотрение обращения ФИО1 от 26.09.2019 основаны на п.п. 3.22, 3.26, 5.4.8 Положения, в соответствии с которыми Управление обеспечивает подготовку разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капительного строительства, расположенных на территории г.Коврова; начальник Управления организует рассмотрение заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности.
Из изложенного следует, что начальник Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова обладал полномочиями на рассмотрение обращения ФИО1 от 26.09.2019.
Вывод суда о распространении на спорные правоотношения положений ст.ст.56,57 ГрК РФ судебная коллегия находит неправомерным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
В силу ч.6 ст. 57 ГрК РФ органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе размещаемые в указанных информационных системах уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1.4. ст. 57 ГрК РФ порядок ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, требования к порядку включения сведений, документов, материалов в форме электронных документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, и (или) информационных моделей в такую информационную систему устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 (далее – Положение от 09.06.2006 № 363), информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в п. п. "а" - "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
Информационная система имеет 9 основных разделов (п.6 Положения).
Согласно п. 13 приведенного Положения предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы, в котором указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней со дня представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений (п. 16 Положения).
Обращение ФИО1 в администрацию г.Коврова от 26.09.2019 требованиям, изложенным в п.13 Положения от 09.09.2006 № 363, не отвечает, запросом о предоставлении сведений, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности не является, соответственно, у администрации г.Коврова обязанность по выдаче копий испрашиваемых документов на основании указанного обращения отсутствовала.
Из изложенного следует, что ссылка в решении суда первой инстанции на нарушение администрацией г.Коврова при рассмотрении обращения ФИО1 предписаний ст.ст. 56,57 ГрК РФ основана на ошибочном применении норм материального права.
Проверяя оспариваемый отказ администрации от 08.10.2019 на соответствие положениям Федеральных законов от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органом местного самоуправления», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», судебная коллегия, проанализировав предмет и сферу регулирования указанных федеральных законов, отмечает, что приведенными нормативными правовыми актами на орган местного самоуправления возложена обязанность по представлению заинтересованным лицам информации о деятельности указанного органа.
Как следует из письма администрации г.Коврова от 08.10.2019 ФИО1 предоставлена исчерпывающая информация по существу поставленных в обращении от 26.09.2019 вопросов, со ссылкой на реквизиты принятых администрацией документов.
Обязанность по представлению копий запрошенных ФИО1 документов, принятых органом местного самоуправления в процессе осуществления возложенных на указанный орган полномочий в отношении иного субъекта, вышеприведенными федеральными законами на орган местного самоуправления не возложена.
Каких-либо иных нормативных правовых актов, возлагающих на орган местного самоуправления указанную обязанность, не имеется, в связи с чем, администрация г. Коврова не обладала полномочиями для принятия иного решения при рассмотрении обращения ФИО1 от 26.09.2019.
В обоснование нарушения прав оспариваемым письмом администрации г. Коврова от 08.10.2019 административный истец ссылается на решение Ковровского городского суда от 28.09.2018 по делу № 2-218/2018.
Между тем, нарушенные действиями ООО «Проспект» права административного истца восстановлены принятым судебным актом, исполнение которого осуществляется в рамках исполнительного производства от 05.03.2019 № 20184/19/33010-ИП, возбужденного в отношении должника ООО «Проспект» с предметом исполнения: обязать организовать сток ливневых и талых вод с земельного участка с кадастровым номером **** по адресу: г.****, пр-т ****, д.**** и построенного на указанном участке объекта недвижимости в соответствии с проектной документацией (л.д.71).
В рамках настоящего административного дела административный истец не обосновал нарушение его прав и законных интересов отказом администрации в представлении копий разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных ООО «Проспект», после принятия решения от 28.09.2018 по делу № 2-218/2018.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца оспариваемым письмом администрации г.Коврова от 08.10.2019, не приведено, доказательств, их подтверждающих не представлено в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, равно как не приложены такие доказательства к апелляционной жалобе.
Между тем бремя доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым письмом администрации г.Коврова от 08.10.2019 в силу ч.11 ст. 226 КАС РФ возложено на ФИО1 как лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, учитывая, что обращение ФИО1 от 26.09.2019 рассмотрено компетентным должностным лицом администрации г. Коврова в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в установленный срок, не противоречит закону, а также принимая во внимание, что административный истец не обосновал нарушение прав и законным интересов оспариваемым письмом администрации г. Коврова от 08.10.2019, у суда не имелось оснований для признания оспариваемого отказа в представлении копий документов от 08.10.2019 № 17-16/1074 незаконным.
При этом судебная коллегия отмечает, что получение в процессе рассмотрения настоящего административного дела копий испрашиваемых документов с очевидностью свидетельствует о восстановлении тех прав, которые административный истец полагал нарушенными оспариваемым отказом администрации г.Коврова.
Поскольку судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации города Коврова Владимирской области, главе муниципального образования город Ковров ФИО3 о признании незаконным отказа в предоставлении копий документов, указанных в обращении от 26 сентября 2019 года, оформленного письмом начальника Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова от 08.10.2019 № 17-16/1074.
Руководствуясь статьями 307-311, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 30 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации города Коврова Владимирской области, главе муниципального образования город Ковров ФИО3 о признании незаконным отказа в предоставлении копий документов, указанных в обращении от 26 сентября 2019 года, оформленного письмом начальника Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова от 08.10.2019 № 17-16/1074.
Председательствующий Д.А. Завьялов
Судьи: Ю.В.Самылов
О.И.Емельянова