ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2780/19 от 04.02.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст. №2а-2780/19, 2я инст.№33а-50/20 (33а-4448/19) Председательствующий в

Категория первой инстанции Кириленко Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

помощник судьи-докладчика Благовидов А.В.,

с участием:

истца ФИО1,

ее представителей ФИО2 и ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ФИО4 об оспаривании действий и распоряжения, по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 сентября 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

В мае 2019 года ФИО1 обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, уточнив который, просила признать незаконными распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ» и действия по его изданию, указав в решении правовые последствия признания их незаконными.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что распоряжение «Об утверждении схемы расположения земельного участка» было издано в соответствии с законом. Право собственности истца подтверждено вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя по делу . При этом истец начала оформлять вновь образованный земельный участок, однако уведомлением Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении постановки земельного участка на кадастровый учет в связи с отсутствием данных о категории земельного участка. Также постановка на учет была приостановлена на основании оспариваемого распоряжения административного ответчика. Суд не принял во внимание доводы истца о том, что ответчик на основании оспариваемого распоряжения фактически изъял часть земельного участка, чем нарушил п. 8 ст. 11.2. ЗК РФ, согласно которой споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке, не принял во внимание, что отмена распоряжения , на основании которого у административного истца возникло право на вновь образованный земельный участок, невозможна во внесудебном порядке в силу закона. Ссылка суда на письмо Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованной, поскольку оно подписано неуполномоченным лицом. Выводы суда об отсутствии нарушенного права собственности, отсутствии изъятия доли земельного участка в связи с изданием обжалуемого распоряжения несостоятельны, так как у истца отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на перераспределенный земельный участок площадью 920 кв.м из земель участка находящегося в частной собственности и государственной собственности г. Севастополя согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Доводы суда о возможности повторно откорректировать схему согласования земельного участка несостоятельны. поскольку вариантов в силу территориального расположения земельного участка не имеется. Выводы суда полагает противоречивыми и не соответствующими обстоятельствам дела.

Административный истец, ее представители в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным в апелляционной жалобе и дополнениях к ней основаниям.

В судебное заседание иные участники процесса не явились, извещены должным образом.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено, что административный истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый .

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, согласно которой он образован путем перераспределения из земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, с номером кадастрового квартала .

Право собственности на образованный земельный участок зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке не было.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ названное распоряжение отменено. Основанием для принятия оспариваемого распоряжения явилось заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку в соответствии с письмом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, необходимость обеспечения беспрепятственного доступа ресурсоснабжающих организаций для обслуживания инженерных сетей и обеспечения режима охранных зон коммуникаций на испрашиваемом земельном участке, Департамент архитектуры считает нецелесообразным перераспределение земельного участка на данной территории, а при отсутствии положительного заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по вопросу перераспределения испрашиваемого земельного участка препятствует утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оспариваемое распоряжение является законным, принято в соответствии с полномочиями Департамента, с обоснованием причин, которые послужили основанием к его принятию.

С такими выводами нет оснований согласиться исходя из следующего.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

Порядок образования земельных участков путем перераспределения регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, в случае перераспределения земель и одного земельного участка может быть образован один земельный участок.

Положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Государственные услуги предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений (Департаментом) в соответствии с утвержденными административными регламентами по запросу заявителей, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя, полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности". Согласно п. 2.2 Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя. П. 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. При этом такого основания, как несогласование перераспределения Департаментом архитектуры и градостроительства, отзыв согласования данным перечнем не предусмотрено.

Полномочия административного ответчика определены постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя», которое запрета отменять собственные не соответствующие требованиям закона и не породившие возникновение, изменение гражданских прав и обязанностей ненормативные правовые акты не содержит. При этом правовые акты государственных органов могут быть отменены в порядке самоконтроля органами, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречии с действующим законодательством. В то же время из содержания оспариваемого распоряжения не усматривается, какие нарушения были допущены при принятии отмененного распоряжения и каким нормативным правовым актам оно противоречит. Из письма Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которое явилось основанием для принятия оспариваемого распоряжения, указанное так же не усматривается, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными вышеназванными нормативными правовыми актами оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в нем не указано, а нецелесообразность перераспределения земельного участка согласно вышеназванных нормативных правовых актов основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являться не может. Кроме того, каких-либо достоверных доказательств нахождения инженерных сетей на перераспределенном участке административным ответчиком не представлено.

Так же надлежит отметить, что отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Деятельность ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств. Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

Оспариваемое распоряжение не содержат разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и что явилось причиной отмены ранее принятого распоряжения, вследствие чего его нельзя признать законным.

Относительно признания незаконными действий по принятию оспариваемого распоряжения, судебная коллегия полагает их не подлежащими удовлетворению. Так, к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. В данном случае таких действий административным ответчиком не совершалось.

Исходя из вышеизложенного и положений части 3 статьи 227 КАС РФ, достаточным способом устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению является именно признание оспариваемого распоряжения незаконным. Вследствие чего иные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 сентября 2019 года отменить.

Принять новое решение, которым иск удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ».

В иной части исковых требований отказать.

Председательствующий

судьи