72RS0020-01-2021-000248-67 | |
Дело № 33а-4357/2021 | |
В суде первой инстанции № 2а-278/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 06 сентября 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2, Глушко А.Р., |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 27 мая 2021 года, которым постановлено:
«Признать незаконным Уведомление Администрации Тобольского муниципального района № 41 от 19 апреля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Возложить обязанность на Администрацию Тобольского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца ФИО4, допущенные в Уведомлении №41 от 19 апреля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать Администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области сообщить об исполнении настоящего решения в Тобольский районный суд Тюменской области и ФИО4 в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения ФИО4, полагавшего, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы административного ответчика не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратился к Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области с административным иском с требованием, с учетом их уточнения 27.05.2021, о признании незаконным уведомления Администрации Тобольского муниципального района № 41 от 19.04.2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; возложении обязанности на Администрацию Тобольского муниципального района в двадцатидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО4, допущенных в оспариваемом уведомлении. Требования мотивированы тем, что 13.04.2021 он направил в Администрацию Тобольского муниципального района уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Уведомлением № 41 от 19.04.2021 заявителю сообщено о несоответствии указанных в Уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Основанием несоответствия параметров строительства послужило то, что земельный участок с кадастровым номером <.......>:400, расположенный по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева, попадает в зоны затопления с реестровыми номерами 72:16-6.426, 72:16-6.427, утвержденных приказом Нижне-Обского Бассейнового Водного Управления от 17.06.2019 № 80.
ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении уточненных требований настаивал, представитель Администрации Тобольского муниципального района в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым несогласна Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области, в лице представителя ФИО5, который в апелляционной жалобе просит решение Тобольского районного суда Тюменской области от 27 мая 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что оспариваемое административным истцом уведомление выдано в соответствии с законом, поскольку согласно пункту 2 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации, зона с особыми условиями использования территории устанавливается не в отношении объекта, планируемого к строительству или реконструкции. Следовательно, данная норма не подлежит применению в отношении спорного объекта.
Представитель административного ответчика Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы данное лицо извещено надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).
В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 51.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту также – ГрК РФ) определено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 7 ст. 51.1 ГрК РФ).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева, площадью 1569 кв.м, с кадастровым номером <.......>:400, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома. Аналогичные сведения представлены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на основании запроса судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда. Также из указанного ответа на запрос следует, что государственная регистрация произведена на основании договора дарения земельного участка от 01.03.2017.
Указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 72:16-6.426, сведения о которой внесены в ЕГРН 27.01.2020, с установленными ограничениями использования земельных участков в пределах данной зоны, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте от 16.04.2021.
Также в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об данном объекте недвижимого имущества отражено, что в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО4, зарегистрированы ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, со сроком действия с 04.02.2020, на основании приказа Нижне-Обского Басейнового Водного Управления от 17.06.2019 № 80 «Об определении границ зон затопления, подтопления территории г. Тобольск, Тобольского, Уватского и Вагайского районов Тюменской области, прилегающих к реке Иртыш с притоками».
Тринадцатого апреля 2021 года ФИО4 обратился в Администрацию Тобольского муниципального района с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 72:16:0418001:400, расположенном по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева.
Девятнадцатого апреля 2021 года административным ответчиком вынесено оспариваемое уведомление № 41 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером <.......>:400, расположенный по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева, попадает в зоны затопления с реестровыми номерами 72:16-6.426, 72:16-6.427, утвержденные приказом Нижне-Обского Басейнового Водного Управления от 17.06.2019 № 80. Также в данном уведомлении содержится указание о том, что в соответствии с подпунктом 1 п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства (реконструкцию) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Согласно статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации наряду с иными может быть установлена зона затопления и подтопления (пункт 17).
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления установлен Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 (далее по тексту также – Положение).
Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 3 Положения).
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 Правил).
Пунктом 1 части 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Вместе с тем, в силу части 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты).
При этом, частью 7 указанной статьи определено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.
Из возражений Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области относительно заявленных ФИО4 требований следует, что гидротехнические сооружения на территории Башковского сельского поселения отсутствуют. Аналогичные сведения представлены административным ответчиком в ответе от 01.09.2021 на основании запроса судебной коллегии.
Из ответа Нижне-Обского бассейнового водного управления от 26.08.2021 за запрос судебной коллегии следует, что сведений о проведении в отношении территории, на которой расположен принадлежащий ФИО4 земельный участок, мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, направленных на защиту не только самого объекта, а в первую очередь населенного пункта, в котором планируется размещение объекта, в том числе в соответствии с требованиями СП 104.13330.2016 Актуализированная редакция «СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», управление не располагает. В данном ответе также содержится указание на то, что на территории Тюменской области действует государственная программа Тюменской области «Недропользование и охрана окружающей среды», в том числе подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Тюменской области», в рамках которой разработан и реализуется комплекс мероприятий, направленный на организацию защиты (предупреждение) от затопления, подтопления территории юга Тюменской области. При этом, организация и осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к полномочиям, в том числе, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
К мерам защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, относится, в том числе, строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений (пункт 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, основываясь, в частности, на нормах пунктом 1 части 6, части 7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации исходил из того, что поскольку в оспариваемом уведомлении № 41 от 19.04.2021 в качестве основания недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке содержится указание только на запрет строительства объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, при отсутствии иных оснований для отказа административному истцу в выдаче разрешения для индивидуального жилищного строительства, предусмотренных действующим законодательством оснований к отказу в выдаче разрешения на строительство у административного ответчика не имелось.
Поскольку в силу приведённых требований пункта 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления не допускается лишь при условии отсутствия обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, тогда как в силу пункта 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не согласится с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого уведомления как не соответствующего требованиям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не имеется. При этом, указываемый административном ответчиком пункт 2 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к спорному правоотношению не применялся.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований.
В то же время судебная коллегия принимает во внимание, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные административным истцом требования и возлагая на административного ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения прав административного истца, не указал способ устранения нарушенных прав, а также установил недостаточной продолжительности срок для сообщения в суд первой инстанции и административному истцу об исполнении решения суда.
С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим способ устранения допущенного нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению уведомления ФИО4 от 13.04.2021 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <.......>400, расположенном по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева, с сообщением об исполнении решения в Тобольский районный суд Тюменской области и ФИО4 в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по существу, с изложением резолютивной части решения в новой редакции.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 27 мая 2021 года оставить без изменения по существу, изложив резолютивную часть решения в новой редакции:
«Требования ФИО4 к Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным Уведомление Администрации Тобольского муниципального района № 41 от 19 апреля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Возложить на Администрацию Тобольского муниципального района обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административного истца ФИО4, допущенное в Уведомлении № 41 от 19 апреля 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении от 13.04.2021 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, повторно рассмотрев уведомление ФИО4.
Обязать Администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области сообщить об исполнении настоящего решения в Тобольский районный суд Тюменской области и ФИО4 в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Апелляционную жалобу Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии