ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-279/2021 от 28.07.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-279/2021 (№ 33а-13185/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 28 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Багаутдиновой А.Р.,

судей Искандарова А.Ф. и Ситник И.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Дубницкой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения средняя образовательная школа с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к Дюртюлинскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы, ГУ МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания,

по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

МБОУ СОШ с.Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обратилось в суд с административным иском к Дюртюлинскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения начальника Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Баязитова Р.А. об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания №... от дата на 12 месяцев.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что дата учреждение обратилось в Дюртюлинский межрайонный отдел надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по адрес с ходатайством об отсрочке срока исполнения предписания №... от дата на более поздний срок, к ходатайству приложены копии обращений за предоставлением финансовых средств и ответы финансового управления администрации района в подтверждение того, что невыполнение в срок предписания вызвано объективными причинами: отсутствием достаточного финансирования. Однако ответом ГУ МЧС России по Республике Башкортостан от 20 февраля 2021 года № МВ-169-2165 в удовлетворении ходатайства отказано. Полагая, что при наличии объективных причин, по которым исполнение предписания в установленный в нем срок невозможно, указанный ответ является незаконным, МОБУ СОШ с.Семилетка муниципального района адрес Республики Башкортостан просило в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от дата№... отсрочить срок исполнения предписания №... от дата на 12 месяцев.

Определением суда от 15 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, определением суда от 31 марта 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.

Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года постановлено:

признать незаконным решение ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, выраженное в ответе начальника главного управления Латыпова М.Р. от 20 февраля 2021 года № №.... Обязать ГУ МЧС России по Республике Башкортостан повторно рассмотреть заявление муниципального бюджетного учреждения средняя образовательная школа с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о продлении срока исполнения предписания №....

В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан в лице представителя по доверенности Шигапова Ф.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности его принятия, по тем основаниям, что судом существенно нарушены права ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, поскольку ни сам административный иск, ни определение о привлечении ГУ МЧС России по Республике Башкортостан к участию в деле, в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан не направлялись. О рассмотрения искового заявления судом ГУ МЧС России по Республике Башкортостан стало известно только 26 апреля 2021 г., то есть в день поступления копии решения суда. В ГУ МЧС России по Республике Башкортостан вопреки требованиям статьи 96 КАС РФ не направлялись судебные извещения и вызовы на судебное заседание, чем нарушен принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. В нарушение положений статьи 58 КАС РФ решение суда вынесено без участия представителя ГУ МЧС России по Республике Башкортостан. Судом при рассмотрении данного дела не проверен факт наличия у начальника Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Баязитова Р.А. высшего юридического образования, что является существенным нарушением процедуры судопроизводства, предусмотренной КАС РФ. Податель апелляционной жалобы выражает несогласие с выводами суда, считает, что судом неверно дана оценка представленным доказательствам, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормативными документами, регламентирующими деятельность органов федерального государственного пожарного надзора, не предусмотрен перенос срока исполнения предписания.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Как установлено из материалов дела, Дюртюлинским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан в МБОУ СОШ с.Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан 10 марта 2020 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки МБОУ СОШ с.Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан выдано предписание № 48/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в зданиях школы в с. Семилетка по ул. Ленина, д.14, по ул. Мира, д. 8, всего 44 пункта, в том числе нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (с Изменением № 1), НБП 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (с Изменениями №№ 1,2).

Срок исполнения предписания установлен до 1 марта 2021 года (л.д. 24-27).

16 февраля 2021 г. директор школы Гареева Л.Т. обратилась к главному инспектору Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Баязитову Р.А. с заявлением о продлении срока устранения нарушений на более поздний срок на основании пункта 10 постановления Правительства России от 3 апреля 2020 года № 438, указывая, что пункты 13, 15, 16, 18, 23, 28, 30, 41, 42, 43 предписания выполнены, для выполнения остальных пунктов была подана заявка в Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о выделении финансовых средства, данные пункты не могут быть выполнены в срок в связи с недостаточным финансированием (л.д. 9).

20 февраля 2021 года ГУ МЧС России по Республике Башкортостан дан ответ № ИВ-169-2165, из которого следует, что нормативными документами, регламентирующими деятельность органов федерального государственного пожарного надзора, не предусмотрен порядок переноса сроков исполнения предписания, особый порядок осуществления государственного контроля (надзора), установленный постановлением Правительства России от 3 апреля 2020 года № 438, действовал до 31 декабря 2020 года, в связи с чем перенос срока исполнения предписания не представляется возможным (л.д. 7-8).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответ, направленный 20 февраля 2021 года заявителю об отсутствии оснований для продления срока исполнения требований предписания в связи с недостаточным финансированием бюджетного учреждения, дан формально, отказ в продлении срока исполнения предписания является неполным и немотивированным. Суд указал, что ответ не соответствует положениям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, чем нарушаются законные права и интересы административного истца. Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным решения ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, выраженное в ответе начальника главного управления Латыпова М.Р. от 20 февраля 2021 года № ИВ-169-2165, подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон РФ № 69-ФЗ), согласно статье 1 которого под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании статей 37 и 38 указанного Закона руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Закона РФ №69-ФЗ).

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.

В соответствии с пунктом 91 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 (далее - Административный регламент), сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа государственного пожарного надзора с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Как следует из материалов дела, срок для устранения нарушений, указанных в предписании № 48/1/1, установлен органом государственного пожарного надзора в 12 месяцев, то есть до 1 марта 2021 года.

Предписание административным истцом не обжаловано, в том числе в части установленного в нем срока для устранения выявленных нарушений.

16 февраля 2021 г. директор школы Гареева Л.Т. обратилась к главному инспектору Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Баязитову Р.А. с заявлением о продлении срока устранения нарушений на более поздний срок на основании пункта 10 постановления Правительства России от 3 апреля 2020 года № 438, указывая, что пункты 13, 15, 16, 18, 23, 28, 30, 41, 42, 43 предписания выполнены, для выполнения остальных пунктов была подана заявка в Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о выделении финансовых средства, данные пункты не могут быть выполнены в срок в связи с недостаточным финансированием (л.д. 9).

20 февраля 2021 года ГУ МЧС России по Республике Башкортостан дан ответ № ИВ-169-2165, из которого следует, что нормативными документами, регламентирующими деятельность органов федерального государственного пожарного надзора, не предусмотрен порядок переноса сроков исполнения предписания, особый порядок осуществления государственного контроля (надзора), установленный постановлением Правительства России от дата№..., действовал до дата, в связи с чем перенос срока исполнения предписания не представляется возможным (л.д. 7-8).

Судебная коллегия считает, что оснований для признания незаконным решения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания не имеется.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от дата№... «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля предписано при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков.

Указанное постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие в связи с рассмотрением ходатайств об отсрочке сроков исполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) в 2020 году.

Поскольку ходатайство МБОУ СОШ с.Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о продлении сроков исполнения предписания поступило в орган государственного контроля (надзора) в 2021 году, на возникшие в связи с этим правоотношения не может быть распространено действие указанного постановления, на что ГУ МЧС России по Республике Башкортостан обоснованно указано в обжалуемом ответе № ИВ-169-2165 от 20 февраля 2021 года.

Указанный ответ вынесен надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, содержит мотивированные ответы на доводы заявителя, оснований для признания его незаконным, в том числе не соответствующим требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, судебная коллегия не находит.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение, по убеждению судебной коллегии, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

В связи с принятием нового решения по делу оснований полагать, что нарушены права административного ответчика, по тем доводам, которые приведены им в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований муниципального бюджетного учреждения средняя образовательная школа с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ МЧС России по Республике Башкортостан от 20 февраля 2021 года № ИВ-169-2165 и отсрочке исполнения ранее выданного предписания № №... от 10 марта 2020 года, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий п/п А.Р. Багаутдинова

Судьи п/п А.Ф. Искандаров

п/п И.А. Ситник

Справка: судья Нуртдинова А.Ф.