ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2802/2021 от 21.10.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0002-01-2021-003913-94 Административное дело № 2а-2802/2021

Судья Гринченко Е.В. Дело № 33а-11373/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 21 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочуровой С.Ю. к Центру автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений

по апелляционной жалобе, дополнению к апелляционной жалобе административного истца Кочуровой С.Ю.

на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 6 июля 2021г.,

которым в удовлетворении административного искового заявления Кочуровой С.Ю. отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кочурова С.Ю. обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, чтоДД.ММ.ГГГГ г. в отношении нее <.......> возбуждено исполнительное производство №№ <...>-ИП на основании постановления ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении. Указанное исполнительное производство объединено в состав сводного исполнительного производства №№ <...>-СД.

Однако на постановление по делу об административном правонарушении №№ <...> ею была подана жалоба в суд, в связи с чем оно не вступило в законную силу и не подлежало предъявлению к исполнению. Полагает, что постановление в службу судебных приставов направлено незаконно. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. с расчетных счетов в банках, открытых на ее имя списана денежная сумма в счет оплаты штрафа по постановлению №№ <...> в полном объеме.

Просила признать незаконными действия ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, выразившиеся в направлении на принудительное исполнение постановления №№ <...> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке восстановления нарушенных прав, просила обязать ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области отозвать с принудительного исполнения из <.......> постановление №№ <...> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., произвести возврат взысканных в принудительном порядке денежных средств в счет оплаты штрафа по постановлению по делу об административном правонарушении №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ г.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе, дополнению к ней административный истец Кочурова С.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения норм материального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по Волгоградской области Сухорукова В.В., начальника ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Колочарова А.В., считавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное правонарушение вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно статье 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (часть 1).

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (часть 2).

В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение (часть 3).

Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению (часть 4).

Из материалов дела следует, что постановлением начальника ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.№ № <...> Кочурова С.Ю. привлечена к административной ответственности по <.......> КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

Указанное постановление направлено в адрес Кочуровой С.Ю. заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ г. и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ г.

Сведения о привлечении Кочуровой С.Ю. к административной ответственности переданы в группу исполнения административного законодательства для внесения в Федеральную базу ФИС ГИБДД. В связи с отсутствием сведений о подаче жалобы в базу данных была внесена информация о вступлении постановления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ г. Кочурова С.Ю., воспользовавшись правом на обжалование, направила в Центральный районный суд г.Волгограда жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

Определением <.......>№ <...> жалоба Кочуровой С.Ю. направлена по подведомственности в <.......>, куда поступила ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, истребованной судом первой инстанции, в связи с поступившей жалобой Кочуровой С.Ю. запрос в ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области об истребовании административного материала был направлен ДД.ММ.ГГГГ. простой почтой. Ответ на запрос поступил в адрес <.......>ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из предоставленной административным ответчиком распечатки сервиса электронного документооборота МВД России следует, что запрос судьи Тракторозаводского районного суда г.Волгограда Золотухиной О.А. об истребовании административного материала за исх.12-115/2021 от ДД.ММ.ГГГГ. поступил не посредством простой почтовой корреспонденции, а в форме электронного документа и был зарегистрирован за №№ <...> в ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. начальником ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Колочаровым А.В. был передан для исполнения уполномоченному сотруднику Несякиной Е.В. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. административный материал на 2л. был направлен в адрес судьи Тракторозаводского районного суда г.Волгограда.

Таким образом, о поступлении в Тракторозаводский районный суд г.Волгограда жалобы Кочуровой С.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. № № <...> ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области стало достоверно известно только ДД.ММ.ГГГГ.

19 марта 2021г. второй экземпляр постановления по делу об административного правонарушения с отметкой о вступлении в законную силу, выполненный в форме электронного документа, в порядке межведомственного взаимодействия был направлен для исполнения в Первомайский РОСП г.Ижевска УФССП по Удмуртской Республике.

30 марта 2021г. судебным приставом - исполнителем Первомайский РОСП г.Ижевска УФССП по Удмуртской Республике Ясавиевым Р.Р. на основании указанного постановления об административном правонарушении в отношении Кочуровой С.Ю. было возбуждено исполнительное производство№№ <...>-ИП с предметом исполнения: штраф <.......> руб.

Решением судьи Тракторозаводского районного суда г.Волгограда №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ г. постановлениеот ДД.ММ.ГГГГ г. № № <...> отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Кочуровой С.Ю. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что постановление по делу об административном правонарушенииот ДД.ММ.ГГГГ г.№ № <...> Кочуровой С.Ю. в судебном порядке было обжаловано в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ. Следовательно, по состоянию на 19 марта 2021г. (дату направления постановления для исполнения) оно в законную силу не вступило. Об обжаловании постановленияадминистративному органу стало достоверно известно 16 марта 2021г., а потому у него не имелось оснований для его направления в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что 20 мая 2021г. от Кочуровой С.Ю. в адрес ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области поступила жалоба с требованием об отзыве с исполнения постановления по делу об административном правонарушении в связи с тем, что оно в законную силу не вступило, обжалуется в судебном порядке с соблюдением сроков подачи жалобы. К жалобе была приложена копия судебной повестки о назначении судебного заседания по делу №№ <...> по ст<.......> КоАП РФ на 19 мая 2021г.

9 июня 2021г. (после обращения в суд с настоящим иском) от Кочуровой С.Ю. в адрес ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области поступила жалоба, в которой были заявлены требования о возврате денежных средств в сумме <.......> рублей, взысканных с неё СПИ Первомайского ОСП г.Ижевска в рамках исполнительного производства №№ <...>-ИП в счет оплаты штрафа по постановлению № № <...>, в связи с его отменой.

По результатам рассмотрения обращения в адрес Кочуровой С.Ю. 21 июня 2021г. направлен ответ с разъяснением порядка возврата денежных средств, предусмотренных ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ. В адрес Первомайского РОСП г.Ижевска УФССП по Удмуртской Республике со стороны ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области в порядке электронного взаимодействия направлена информация об отмене постановления по делу об административном правонарушении № № <...>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска УФССП по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство в отношении Кочуровой С.Ю. №№ <...>-ИП прекращено в связи с отменой постановления по делу об административном правонарушении № № <...>

Согласно ответу начальника отделения – старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска УФССП по Удмуртской Республике, а также представленному в суд апелляционной инстанции копии поручения о перечислении на счет в УФК по Волгоградской области (ГУ МВД России по Волгоградской области) перечислены удержанные с Кочуровой С.Ю. денежные средства в размере <.......>.

Доказательств о списании с счетов административного истца по постановлению № № <...> от 22.12.2020 всей суммы штрафа, составляющей <.......> руб., ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

По смыслу статьи 227 КАС РФ решение о признании действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, незаконным своей целью преследует восстановление прав административного истца, и должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Принимая во внимание, что постановление №№ <...> отменено на основании решения суда, исполнительное производство, возбужденное на основании данного постановления прекращено, основания для удовлетворения требований о признании незаконными действий ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области по направлению на принудительное исполнение постановления, возложении обязанностей по отзыву постановления №№ <...> из Первомайского ОСП УФССП РФ по Удмуртской Республике отсутствовали.

В силу пункта 2 статьи160.1Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, под которым согласно статье 6 названного Кодекса понимается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьюуплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решенийовозврате(зачете) излишнеуплаченных(взысканных)платежей, пеней иштрафовпо ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, принимает решениеовозвратеизлишнеуплаченных(взысканных)платежейв бюджет, пеней иштрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такоговозвратаи процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществлениявозвратав порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьей160.1Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своимПостановлениемот 29 декабря 2007 г. №995 утвердило Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно названным Правилам федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), и доводят их до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия.

Указанные правовые акты должны содержать положения, наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующими бюджетными полномочиями принятие решенийовозвратеизлишнеуплаченных(взысканных)платежейв бюджет, пеней иштрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такоговозвратаи процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществлениявозвратав порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 20 Типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне (утверждено приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355) территориальный орган является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, административный истец не лишена возможности обратиться с заявлением о возврате удержанной с неё суммы штрафа к администратору соответствующих доходов бюджета, с предоставлением документов, указанных ей в ответе начальника ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Колочарова А.В. на поданное обращение от 21.06.2021г. (мотивированного заявления от плательщика, ксерокопии паспорта (2,3,5 страницы) (карты партнера), реквизитов для перечисления денежных средств (расчетный счет, открытый на имя гражданина, квитанции об оплате (справки о принятом платеже), на основании которой денежные средства перечислены не реквизиты ГУ МВД по Волгоградской области), следовательно, заявленные административным истцом требования о возложении обязанностей на ЦАФАПОДД ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области произвести возврат взысканных в принудительном порядке денежных средств по постановлению №№ <...> не подлежали удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в административном иске, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, к ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 6 июля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу, дополнение к апелляционной жалобе административного истца Кочуровой С.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи