Судья Селибов А.Ф. | Дело № 33а-1136/2021 |
Дело № 2а-2811/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Воскресенской В.А.,
судей Гончаровой Н.В., Горна В.Ф.,
при секретаре Слепчук Ю.Н.,
1 июля 2021 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе УМВД России по Камчатскому краю, поданной на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от26 марта 2021 года, которым постановлено:
«Административный иск ФИО3 к инспектору по особым поручениям ОРВР УВД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4 и УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным действия, выразившегося в отказе приема документов, поданных принимающей стороной гражданином РФ ФИО3 по уведомлению об изменении срока пребывания по месту пребывания гражданина <данные изъяты>ФИО1., о возложении обязанности принять документы принимающей стороны ФИО3 с целью продления срока пребывания по месту пребывания гражданина <данные изъяты>ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконными действия инспектора по особым поручениям ОРВР УВД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4, выразившиеся в отказе 15февраля 2021 года в приеме документов, поданных принимающей стороной гражданином РФ ФИО3 по уведомлению об изменении срока пребывания по месту пребывания гражданина <данные изъяты>ФИО1
В определении порядка восстановления нарушенного права о возложении обязанности принять документы принимающей стороны ФИО3 с целью продления срока пребывания по месту пребывания гражданина <данные изъяты>ФИО1 отказать».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя УМВД России по Камчатскому краю ФИО5, поддержавшей апелляционную жалобу, административного истца ФИО3, считавшего решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к инспектору по особым поручениям ОРВР УВД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4 (далее – административный ответчик, инспектор) о признании незаконным решения от 15 февраля 2021 года об отказе в приеме документов.
В обоснование иска указал, что 15 февраля 2021 года административному истцу, выступающему в лице принимающей стороны гражданина <данные изъяты>, отказано в приеме заявления и приложенных к нему документов в целях внесения изменений относительно срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Полагая, что оснований для принятия такого решения у административного ответчика не имелось, имело место нарушение права истца на регистрацию такого заявления, просил признать незаконным оспариваемое решение и возложить на административного ответчика обязанность по принятию указанного заявления.
Определением судьи от 5 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено <данные изъяты>, в качестве заинтересованных лиц – ФИО1 и ФИО2
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, так как при обращении в орган миграционного учета с указанным заявлением он представил полный пакет документов в соответствии с требованиями Административного регламента.
Административные ответчики в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая обоснованным отказ в приеме заявления ФИО3, вызванный сомнениями инспектора в подлинности документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания, – договора безвозмездного найма от 12 февраля 2021 года.
Заинтересованные лица <данные изъяты>ФИО1., ФИО2 надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Камчатскому краю, не соглашаясь с принятым решением, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Дополнительно указывает, что нарушения прав истца оспариваемым решением не допущено, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право принимающей стороны на безусловное принятие подразделением по вопросам миграции заявления об изменении сведений об иностранном гражданине и последующую регистрацию таких изменений.
Согласно поступившим от административного истца возражениям на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ).
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентирован Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 (далее – Правила), согласно пункту 42 которых в случае изменения сведений об иностранном гражданине, в том числе о заявленных сроках пребывания (проживания) в Российской Федерации такой иностранный гражданин незамедлительно сообщает об этом принимающей стороне и направляет ей копии подтверждающих документов.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от30июля 2019 года № 514 (действовавшим в период возникновения спорных отношений) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 46 названного Административного регламента принимающая сторона в случае изменения сведений об иностранном гражданине, в том числе относительно заявленных сроков пребывания (проживания) в Российской Федерации, представляет в подразделение по вопросам миграции письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий подтверждающих документов.
Как следует из материалов дела, 15 февраля 2021 года П.В.ПБ. обратился в УМВД России по Камчатскому краю в качестве принимающей стороны с заявлением и приложенными к нему документами о внесении изменений в части срока пребывания гражданина <данные изъяты>ФИО1 в Российской Федерации до12февраля 2022 года по месту пребывания по адресу: <адрес>
В результате проведенной проверки представленного заявления и приложенных к нему документов ФИО3 отказано в их приеме на основании пункта 51.2 Административного регламента, о чем 15 февраля 2021 года инспектором выдана соответствующая справка.
Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, ФИО3 обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования ФИО3, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия полагает данный вывод правильным ввиду следующего.
В силу пункта 51 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
–нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации либо уведомления о прибытии, либо отрывной части заявления о регистрации, а также, если текст заявления о регистрации либо уведомления о прибытии, либо отрывной части заявления о регистрации не поддается прочтению, либо в указанных документах имеются исправления (пункт 51.1);
–отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункт 51.2);
–истечение срока действия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о регистрации, или в отношении которого подается уведомление о прибытии (пункт 51.3).
Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно пунктам 34, 35 Административного регламента к уведомлению о прибытии, представляемому в подразделение по вопросам миграции, принимающая сторона прилагает:
–копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
–копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ);
–копию трудового или гражданско-правового договора (в случае прибытия на территорию Российской Федерации трудящегося государства – члена Евразийского экономического союза).
Из материалов дела усматривается, что при обращении в УМВД России по Камчатскому краю П.В.ПВ. к настоящему заявлению приложены, в том числе, следующие документы:
–уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, подписанное принимающей стороной ФИО3;
–договор от 12 февраля 2021года безвозмездного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между ФИО2 (наймодатель) и ФИО3 (наниматель);
–договор от 12 февраля 2021 года поднайма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между ФИО3 (наймодатель) и ФИО1. (наниматель);
–копия паспорта ФИО1
–копия миграционной карты серии ФИО1
–договор на оказание услуг от 12 февраля 2021 года, заключенный между ФИО2 (заказчик) и ФИО1 (исполнитель).
Обосновывая отказ истцу в приеме заявления, административный ответчик сослался на невыполнение ФИО3 требований Административного регламента, выразившееся в не представлении копии документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания.
Из пояснений, данных административными ответчиками в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что приложение истцом к заявлению договора безвозмездного найма жилого помещения от12февраля 2021 года, подтверждающего право пользования ФИО3 жилым помещением, предоставляемым иностранному гражданину, не свидетельствует о выполнении истцом вышеуказанных требований, поскольку у инспектора при проверке представленных документов возникли обоснованные сомнения в его подлинности.
Вместе с тем, согласно пункту 142 Административного регламента при подаче уведомления о прибытии должностное лицо (работник) обязано проверить представленные документы и их копии, а также наличие оснований отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению, предусмотренных пунктом 51 Административного регламент. Максимальная продолжительность действия составляет 10 минут.
При отсутствии оснований отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению должностное лицо (работник), принявшее(ий) уведомление о прибытии от заявителя, после сверки сведений, указанных в уведомлении о прибытии, с представленными документами незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии (пункт 143 Административного регламента).
Если в результате проверки, предусмотренной пунктом 142 Административного регламента, выявлены указанные в пункте 51 Административного регламента основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в приеме уведомления о прибытии и прилагаемых к нему документов и выдается справка с указанием оснований отказа (пункт 144 Административного регламента).
Из буквального толкования приведенных норм, а также пункта 51 Административного регламента в их системной взаимосвязи следует, что при решении вопроса о приеме заявления принимающей стороны, уведомления о прибытии и приложенных к ним документов, максимальная продолжительность которого должна составлять 10 минут, в обязанности должностного лица входит: проверка соответствия представленного заявления о регистрации либо уведомления о прибытии, а также их текста требованиям к форме и содержанию; проверка фактического наличия документов, предусмотренных пунктами 34, 35 Административного регламента; проверка срока действия документа, удостоверяющего личность гражданина.
Таким образом, поскольку ФИО3 при обращении в орган миграционного учета с рассматриваемым заявлением в качестве документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, фактически представлен договор безвозмездного найма жилого помещения от12февраля 2021 года, оснований полагать, что административным истцом не соблюдены требования в части представления такого документа, у инспектора не имелось.
Доводы административных ответчиков относительно наличия сомнений в части подлинности договора в данном случае правового значения не имеют, поскольку на стадии приема заявления о регистрации должностным лицом в силу положений Административного регламента осуществляется проверка лишь фактического представления заявителем такого документа.
Кроме того, как верно указал в решении суд первой инстанции, признание договора найма жилого помещения недействительным не входит в компетенцию указанного должностного лица.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств о наличии иных оснований к отказу в приеме документов, оспариваемое решение должностного лица от 15 февраля 2021года нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что в результате действий инспектора, отказавшего в приеме заявления ФИО3 в качестве принимающей стороны, не были нарушены права последнего, судебной коллегией отклоняются, поскольку в ходе разбирательства по настоящему спору установлен факт незаконного отказа административному истцу в предоставлении государственной услуги, тогда как пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено право заявителя при получении государственных и муниципальных услуг на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не имеется.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от26 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Камчатскому краю – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи