Судья Рахманова М.М. № 2а-2818/2020
Докладчик Разуваева А.Л. № 33а-4774/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 30 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Тепляковой И.М., Разуваевой А.Л.
при секретаре Павловой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о передаче оружия для утилизации.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области ФИО1, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области ФИО2, представителя ГУ МВД России по новосибирской области ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
административный истец Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, в котором просило разрешить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области передать Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области для утилизации конфискованное оружие: марки «ИЖ-79-9Т» № 0533704621, марки «АТА ARMS NEO 12R Р1» калибр 12/76 № 13/D02660, марки «ИЖ-43 ЕМ» калибр 12 № 8857421, марки «ИЖ-58» калибр 12 № А-15552, марки «АТА ARMS NEO СОМО» калибр 12 № 11/10610; разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области утилизировать вышеуказанное конфискованное оружие.
В обоснование административных исковых требований указано, что конфискованное по судебным решениям оружие: марки «ИЖ-79-9Т» № 0533704621, марки «АТА ARMS NEO 12R Р1» калибр 12/76 № 13/D02660, марки «ИЖ-43 ЕМ» калибр 12 №8857421, марки «ИЖ-58» калибр 12 № А-15552, марки «АТА ARMS NEO СОМО» калибр 12 № 11/10610, является собственностью Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области. Данное оружие в настоящее время хранится на складах вооружения ГУ МВД России по Новосибирской области в связи с отсутствием у истца данных помещений. Конфискованное оружие имеет согласно акту технического состояния повреждения: многочисленные потертости, сколы и трещины на деревянных деталях, ржавчину и коррозию на металлических деталях, в результате чего вышеуказанное оружие технически не пригодно для эксплуатации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
С указанным решением суда не согласилось Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон, поскольку нормы права, а именно: пункт 12 части 1 статьи 9 и часть 7 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», пункты 79 и 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему па территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, Порядок приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утв. Приказом Росгвардии от 15 января 2018 г. № 9 не противоречат исковым требованиям, но имеют иное толкование. Так предметом данного судебного разбирательства является не изъятое, добровольно сданное или найденное оружие, а конфискованное судебными решениями оружие.
Апеллянт считает необоснованным вывод суда о том, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии, поскольку контроль за оборотом оружия не позволяет распоряжаться им по собственному усмотрению в связи с тем, что право собственности на конфискованное оружие принадлежит государству в лице Росимущества, то есть ответчику, который в свою очередь разрешения на утилизацию оружия истцу не дал.
Автор жалобы указывает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, а именно положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», пункт 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 229 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации па территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Указанными нормативными правовыми актами регламентированы действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов в части принятия решений, связанных с дальнейшей судьбой имущества, обращенным в собственность государства, в частности конфискованного имущества по решению суда.
Конфискованное по судебным решениям оружие, являющееся предметом данного судебного разбирательства, является собственностью Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ответчик). Данное оружие в настоящее время хранится на складах вооружения ГУ МВД России но НСО (третье лицо) в связи с их отсутствием у Управления Росгвардии по Новосибирской области.
Кроме того, согласно официальным данным, нерационально реализовывать конфискованное оружие и необходимо его утилизировать.
На апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области поданы письменные возражения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 21 августа 2014 г. оружие марки «ИЖ-79-9Т» № 0533704621 конфисковано в доход государства.
Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи 4-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 15 марта 2018 г. оружия марки «ИЖ-43 ЕМ» калибр 12 № 8857421 и марки «ИЖ-58» калибр 12 № А-15552 конфискованы в доход государства.
Вступившим в законную силу постановлением и.о. мирового судьи 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области, мирового судьи 2-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области, от 06 октября 2014 г. оружие марки «АТА ARMS NEO 12R Р1» калибр 12/76 № 13/D02660 конфисковано в доход государства.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи 8-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска оружие марки «АТА ARMS NEO СОМО» калибр 12 № 11/10610 конфисковано в доход государства.
Согласно акту технического состояния вооружения от 06 мая 2019 г. вышеуказанное оружие технически непригодно для эксплуатации.
Изъятое оружие в настоящее время находится на складе хранения вооружения ГУ МВД России по Новосибирской области.
Отказывая в удовлетворении требований иска о передаче оружия для утилизации Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, суд исходил из того, что законом установлен основной субъект контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение - органы войск национальной гвардии, иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению не наделены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит позицию апеллянта несостоятельной.
Согласно статьи 1, 18 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) – это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В соответствии с пунктом 12, 16, 27 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия (далее именуется - оружие) и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
Как установлено пунктом 10 указанных Правил продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел; образовательные организации; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия. (п. 54 Правил).
Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел (п. 79 Правил).
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации (п. 82 Правил).
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 83 Правил).
В соответствии с пунктом 1 Положения "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238, оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
Настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения (п. 2 Положения).
Обращенное в собственность государства имущество подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением (п. 3 Положения).
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: переработка (утилизация); уничтожение; реализация. (п. 11 Положения)
Реализацию движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляет в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее - организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Приведенным правовым регулированием установлен особый порядок оборота оружия, органы Росимущества не включены в перечень органов, имеющих право осуществлять его оборот. Территориальное управление Росимущества не может принимать, хранить, утилизировать оружие, поскольку не относится к субъектам, которые имеют на это законные основания.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что оружие не изъято из оборота, а конфисковано по решению суда, не может служить основанием для отмены решения суда. Войска национальной гвардии наделены полномочиями исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (подпункт 27 пункта 1, 12 статьи 9, Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Позиция апеллянта о том, что право собственности на конфискованное оружие принадлежит государству в лице ответчика Росимущество, который не дал разрешения на утилизацию оружия, не опровергает выводы суда первой инстанции.
В силу пункта 79 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи