ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2819/2021 от 10.08.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Стебихова М.В. № 2а-2819/2021

Докладчик Певина Е.А. № 33а-7195/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 10 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.

судей Тепляковой И.М., Шумовой Н.А.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования Новосибирской области, Министру Федорчуку Сергею Владимировичу о признании незаконными действий государственного органа.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административных ответчиков Малярчук И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой грамотности и юридической помощи» обратилось в суд с административным иском к Министерству образования Новосибирской области и Министру Федорчуку С.В., в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности.

В обоснование требований указано, что письмом от 21.12.2020 организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении содействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Административный ответчик ответ заявителю на указанное предложение в срок, предусмотренный специальной нормой не направил, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 28.04.2021 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным решением суда не согласился административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, что повлекло нарушение прав административного истца, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц.

Так, административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца. При подготовке дела к судебному разбирательству судом не установлен разумный срок для представления возражений по существу заявленных требований и их направления в адрес истца. Кроме того, возражения на административный иск истцом не получены, в связи с чем нарушены права истца на заявление ходатайств, уточнение требований, приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в обоснование заявленных требований.

На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, представившим судебной коллегии дополнительные пояснения.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Согласно ст. 17.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами (п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425).

Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями включает в себя:

-содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь;

-содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;

-содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно п. 3 ст. 17.3 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 17.4 названного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2, 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

В силу пункта 7 Общих требований взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами.

Согласно пункту 11 названного Порядка Министерство, подведомственные ему учреждения, организации для детей-сирот по результатам рассмотрения предложения в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимают одно из следующих решений:

1) о принятии предложения;

2) об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Согласно пункту 12 названного Порядка Министерство в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения предложения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения или способом, указанным организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в предложении. К уведомлению о принятии предложения прилагается проект соглашения, в уведомлении об отказе в принятии предложения указывается основание отказа.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.12.2020 организатор добровольческой деятельности КЮВ обратился в Министерство образования Новосибирской области в электронной форме с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета (л.д. 9-20).

Из обращения административного истца следует, что целевая аудитория участников вебинара, которую планируется привлечь к участию в вебинаре при содействии министерства: специалисты, работающие с безработными, с предпенсионерами, служащие, занимающиеся профессиональной ориентацией и психологической поддержкой, социальные педагоги, педагоги-организаторы, специалисты, работающие с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детьми- сиротами, детьми, состоящими на различного вида учете, детьми-инвалидами.

Цели и задачи вебинара «Военный заём 1942 -1945 годов» - профессиональная ориентация, самоопределение, развитие ключевых компетенций, направленных на формирование у детей профессиональных навыков в сфере экономики, финансов и права с целью социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействия развитию научно- технического, художественного творчества детей и молодежи; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вебинар проводится с целью социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

24.12.2020 организатор добровольческой деятельности КЮВ обратился в Министерство образования Новосибирской области в электронной форме с аналогичным предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета (л.д. 21- 33).

22.01.2021 министром образования Новосибирской области Федорчуком С.В. дан ответ на обращение административного истца о рассмотрении предложения, согласно которому указанные в обращении полномочия не входят в компетенцию Министерства образования Новосибирской области, в связи с чем, утверждение данного порядка не требуется. В положение Министерства образования Новосибирской области включено полномочие в части осуществления поддержки добровольческого (волонтерского) молодежного движения, вовлечение молодежи в организацию региональных общественно-массовых мероприятий (постановление Правительства Новосибирской области от 22.01.2018 № 3-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 №299-п»; опубликовано на http://www.pravo.gov.ru).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, учитывая Перечень видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия (п. 3 приложения к названному Постановлению) и, исходя из содержания обращения, пришел к выводу, что обращение административного истца не относится к числу подлежащих рассмотрению в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 и подлежит рассмотрению в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации № 59-ФЗ от 02.05.2006. При этом ответ от 22.01.2021 дан уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок с учетом поставленных в обращении вопросов.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации, а также на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»).

С учетом приведенных положений закона, а также содержания обращения от 21.12.2020, поступившего в адрес административного ответчика, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что административным ответчиком не было допущено нарушений при рассмотрении указанного обращения, в том числе и в части сроков его рассмотрения, установленных положениями Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006.

Процессуальные нарушения, влекущие отмену постановленного судебного акта, перечислены в ч. 1 ст. 310 КАС РФ, таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Ссылка административного истца на неполучение возражений ответчика не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку как следует из обстоятельств дела при рассмотрении дела судом первой инстанции административным ответчиком не были представлены письменные возражения, пояснения административного ответчика по существу заявленных требований были доведены до сведения суда в устной форме в ходе судебного разбирательства. О дате и времени судебного заседания административный истец извещен надлежащим образом (л.д. 74), об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял, представителя в суд не направил.

Согласно ч. 1 ст. 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В судебном заседании 28.04.2021 представителем административного ответчика даны пояснения по существу спора.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска не опровергают, основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, иной оценке представленных в дело доказательств, оснований к чему не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи