Судья: Грищенко Э.Н. Дело № 33а-14003/2020 (2а-2827/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 декабря 2020 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Вачковой И.Г., судей – Хлыстовой Е.В., Житниковой О.В., при секретаре – Петровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 14 сентября 2020 г., заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., выслушав представителя Департамента градостроительства г.о. Самары Жукову М.Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Савиновой Л.В. – Савинову С.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Савинова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара и обязании совершить действия, указав в обоснование, что она обратилась к административному ответчику с целью образования (формирования) земельного участка площадью 353,49 кв.м под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). В ответе № от 18 июня 2020 года Департамент указал, что согласно публичной кадастровой карте и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в отношении вышеуказанного земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> проведен государственный кадастровый учет (КН №). Однако согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с № занимает площадь <данные изъяты> кв.м в границах <адрес>, является ранее учтенным в 2014 году. В свою очередь, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с пп.1 п.4 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. №/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”, от 15 марта 2019 года: под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок. В соответствии с пп.3 п.4 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. №153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома” от 15 марта 2019 года: границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого участка. В соответствии с пп.5 п.4 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. №153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома” от 15 марта 2019 года: в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования. Согласно п.5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. №153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома” от 15 марта 2019 года. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из: площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме; территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам; плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом. Поэтому Административным истцом было подано заявление от 23.06.2020 года об образовании отдельного земельного участка под МКД с учетом координат на основании предоставленной схемы ЗУ. Кроме того, на основании ранее сформированного ответа Департамента градостроительства Самара № № от 29.04.2016 года на заявление Департаментом градостроительства рассмотрено заявление о формировании земельного участка, неположенного под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> прилегающей территорией, относящейся к обслуживанию дома в указанных заявителем границах согласно схемы земельного участка, подготовленной ОО ГК «Партнер» 2016 год площадью 353,49 кв.м с указанием координат. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№ Департамент сообщает следующее: в границах элемента планировочной структуры, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом, распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№р “Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в <адрес> городского округа Самара” утверждена документация по планировке территории. Орган местного самоуправления не уполномочен вносить изменения в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением <адрес>. Рекомендовал обратиться в Министерство строительство Самарской области. Кроме того, в границах элемента планировочной структуры, на котором расположен многоквартирный жилой дом, также утверждена документация по планировке территории Постановлением от 17.01.2020 года №16 “Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара”. Считает, что Департаментом не предприняты необходимые действия, требуемые для образования отдельного земельного участка площадью 353,49 кв.м с координатами, согласно представленной истцом схемы, подготовленной ГК «Партнер» 2016 г., расположенным по адресу: <адрес>, с учетом наличия разработанного самим Департаментом Проекта межевания территорий г.о.Самара, занимаемых многоквартирными домами. Не предприняты, если это требуется, действия по направлению схемы земельного участка под МКД для внесения изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 15.11.2018 года №912р “Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара”, хотя решение по разработке и изменению документации по планировке и межеванию территорий г.о.Самара согласно п.2.1 и 3.1 Постановления Администрации г.о.Самара от 05.09.2019 года №654 принадлежит Департаменту градостроительства г.о.Самара. Не предприняты необходимые действия по проведению в отношении ЗУ под МКД по государственному кадастровому учету, не поданы сведения о земельном участке в орган регистрации прав. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара по образованию (формированию) и межеванию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> согласно ответу Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара совершить действия по образованию (формированию) и межеванию, дальнейшей постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м (с координатами согласно Схемы с учетом придомовой территории) путем внесения и утверждения изменений в документацию по планировке территории, утвержденную Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» в части учета земельного участка под многоквартирным домом. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать незаконным бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара по образованию (формированию) и межеванию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> согласно ответу Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара совершить действия по образованию (формированию) и межеванию, дальнейшей постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> придомовой территорией путем внесения изменений в документацию по планировке территории, утвержденную Постановлением от 17.01.2020 года №16 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» в части учета земельного участка под многоквартирным жилым домом. Решением Ленинского районного суда г. Самара от 14 сентября 2020 г. требования Савиновой Л.В. удовлетворены. Признано незаконным Признать незаконным бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара по образованию (формированию) и межеванию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> согласно ответу Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№. Департамент градостроительства г.о.Самара обязан судом совершить действия по образованию (формированию) и межеванию, дальнейшей постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> придомовой территорией путем внесения изменений в документацию по планировке территории, утвержденную Постановлением от 17.01.2020 года №16 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» в части учета земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу (л.д. 191-196). В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 203-209). В суде апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Жукова М.Б. просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель административного истца Савиновой Л.В. Савинова С.В. в суде апелляционной инстанции просила решение оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона). Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П). Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следовательно, заявитель вправе требовать формирования границ этого участка. Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, департамент градостроительства городского округа Самара обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Отказ административного ответчика нарушает права административного истца как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка. Данная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от 29.05.2018 года № 46-КГ18-4. Довод стороны административного ответчика, что в границах элемента планировочной структуры, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом, распоряжением Правительства Самарской области от 15.11.2018 года № 912-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г.о. Самара» утверждена документация по планировке территории, а административный ответчик не уполномочен вносить изменения в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области, в связи с чем административный ответчик рекомендовал заявителю обратиться в Министерство строительства Самарской области судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан необоснованным по следующим основаниям. Как верно установлено судом первой инстанции согласно публичной кадастровой карте и сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в границах улиц Галактионовская, Льва Толстого, Молодогвардейская и Красноармейская проведен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, который включает в себя территорию под многоквартирным домом <адрес> и прилегающую к нему территорию, а также большую часть территории квартала в границах указанных выше улиц (17265 кв.м.). При этом земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> (353,49 кв.м.) фактически не сформирован, а административным ответчиком решений по заявлению Савиновой Л.В. о формировании земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> (353,49 кв.м.) не принято, с чем суд апелляционной инстанции соглашается. Довод административного ответчика о том, что Департамент не уполномочен вносить изменения в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области, судом апелляционной инстанции рассмотрен, однако данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанности, возлагаемый на него пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в части подготовки документации по планировке территории, на основании которой впоследствии будут внесены изменения в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на здание по адресу: <адрес>, распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку в данном здании существуют жилые помещении, которые принадлежат на праве собственности более чем одному лицу. Данный факт стороной административного ответчика не оспаривался. Административный истец Савинова Л.В. обратилась в Департамент с заявлением об образовании (формировании) земельного участка площадью 353,39 кв.м под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Департамент письмом от 10.07.2020 года № сообщил административному истцу о том, что в границах элемента планировочной структуры, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой, распоряжением правительства <адрес> от 15.11.2018 года №912-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц <адрес> утверждена документация по планировке территории. Департамент также проинформировал заявителя о том, что орган местного самоуправления не уполномочен вносить изменения в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области, в связи с чем рекомендовал заявителю обратиться в министерство строительства Самарской области (в случае несогласия с планировочными решениями документации по планировке территории заинтересованное лицо имеет право на его корректировку в порядке, определенном частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии бездействия Департамента градостроительства г. о. Самара в формировании земельного участка под многоквартирным домом требованиям закона, выраженного в ответе от 10.07.2020 года № № является правильным. Довод апелляционной жалобы о том, что направленное в адрес истца письмо носит информационный характер судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из данного ответа следует, что Департамент фактически отказался от выполнения своей обязанности по инициированию подготовки документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, от формирования земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, как предписывает ему пункт 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на что указывает Верховный суд Российской Федерации в определении от 29.05.2018 гола № При этом, в соответствии со статьей 28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара является уполномоченным органом по подготовке документов территориального планирования городского округа Самара. Исходя из этого, Департамент обязан инициировать подготовку документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии отказа Департамента градостроительства г. о. Самара в формировании земельного участка под многоквартирным домом требованиям закона является правильным, соответственно судом первой инстанции принято верное решение в части признания незаконным бездействия Департамента градостроительства г.о.Самара по образованию (формированию) и межеванию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> согласно ответу Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№, с которым суд апелляционной инстанции соглашается. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции в части обязания Департамента градостроительства г.о.Самара совершить действия по образованию (формированию) и межеванию, дальнейшей постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> придомовой территорией путем внесения изменений в документацию по планировке территории, утвержденную Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» в части учета земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу по следующим основаниям. Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий, о чем указано в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2020 № №. Установив, что оспариваемый ответ Департамента градостроительства г. о. Самара не соответствуют требованиям закона, суду первой инстанции надлежало с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложить на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Савиновой Л.В. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не предопределяя конкретный алгоритм действий административного ответчика и необоснованно ограничивая административного ответчика выполнить весь комплекс мер в один месяц. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое бездействие административного ответчика, выразившиеся в фактическом отказе в принятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>., являются необоснованным, а выводы суда о несоответствии данного бездействия нормативным правовым актам основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ оценку, при этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части указания на конкретные действия, необходимые к выполнению административным истцом в ограниченный срок 1 месяц, обязав Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Савиновой Л.В. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самара от 14 сентября 2020 г. отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: «Административное исковое заявление Савиновой Л.В. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара по образованию (формированию) и межеванию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>. В остальной части административные исковые требования Савиновой Л.В. оставить без удовлетворения». Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |