ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2837/20 от 19.01.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело 33а-78/2021 (33а-7373/2020)

№2а-2837/2020

Строка №3.061

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Воронеж 19 января 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Меремьянина Р.В.,

судей Кобзевой И.В., Сухова Ю.П.

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Котанова А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 10 февраля 2020 года №52-17-1665з в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута с целью размещения элементов благоустройства малых архитектурных форм, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление по апелляционной жалобе административного истца Котанова А.В. на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., пояснения Котанова А.В., его представителя Агафонова В.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Котанов А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 10.02.2020 №52-17-1665з в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута с целью размещения элементов благоустройства малых архитектурных форм, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

В обоснование административного иска указывает, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 800 кв.м., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

На земельном участке расположен объект незавершенного строительства, назначение: жилое, площадью 192,6 кв.м., степень готовности 69%, инв. №1197, лит. А,А1, который принадлежит истцу на праве собственности на основании договора дарения земельного участка и объекта незавершенного строительства от 20.07.2012 года. Принадлежащий истцу земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, пер. Полковой, уч. 5 расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения.

25.12.2019 года административный истец обратился в ДИЗО Воронежской области за выдачей разрешения на использование земельного участка площадью 123 кв.м., примыкающего к его земельному участку, с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, без предоставления земельного участка и установления сервитутов на срок 59 месяцев.

10.02.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом № 52-17-1665з Котанову А.В. было отказано в выдаче разрешения в соответствии с п. «з» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 № 1111, так как так как рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне двух линий ЛЭП 35 кВ, в которой запрещено производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, осуществлять землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур.

Административный истец полагая, что указанный отказ ДИЗО Воронежской области, содержащийся в ответе от 10.02.2020 № 52-17-1665з является незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

25.05.2020 определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж (л.д. 54-58).

Определением суда от 23.06.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены: Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» (л.д. 77-80).

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12.08.2020 года в удовлетворении административного иска Котанова А.В. было отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Котанов А.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что планируемые действия по размещению элементов благоустройства малых архитектурных форм не соответствуют условиям, предусмотренным п.п. 2.2, 2.3 Положения от 02.07.2015 № 1111, Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Указывает на отсутствие в материалах дела письменного отказа сетевой организации в выдаче письменного решения о согласовании необходимых действий в пределах охранных зон помимо объяснений представителя сетевой организации. Таким образом, по мнению истца, судом не установлено каким образом на момент вынесения решения нарушены или могут нарушаться права сетевой организации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца и его представителя, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено судом, Котанову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв.м, предоставленный из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д. 18).

25.12.2019 года Котанов А.В. обратился с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута с целью размещения объектов, в котором просил выдать разрешение на использование земельного участка, примыкающего к участку по адресу: <адрес>, площадью 123 кв.м., кадастровый 36:34:0201090, с целью размещения элементов благоустройства, малых архитектурных форм, без предоставления земельного участка и установления сервитутов. Срок использования земельного участка - 59 месяцев (л.д. 42).

По результатам рассмотрения обращения, ДИЗО Воронежской области дан ответ об отказе Котанову А.В. в выдаче разрешения на использование земельного участка (письмо от 10.02.2020 № 52-17-1665з). В качестве основания указано на пп. «з» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (л.д. 51-52).

При этом, ДИЗО Воронежской области в письме сообщено, что по информации управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне двух линий ЛЭП 35кВ, в которой запрещено производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, осуществлять землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур.

В соответствии с пп. «з» п. 3.5. Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: при обращении с заявлением о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, не соблюдены условия, предусмотренные в п. п. 2.2, 2.3 раздела II настоящего Положения.

Управление главного архитектора в ответе на межведомственный запрос указал, что конфигурация, расположение и площадь земельного участка не позволяют его использовать в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства. Вместе с тем, размещение объектов благоустройства и малых архитектурных форм не должно препятствовать свободному доступу неограниченного круга лиц на территорию общего пользования и обязано выполняться в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 №190-II по согласованию с балансодержателем инженерных сетей (л.д. 48-50).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных подп. «з» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, для отказа в выдаче разрешения о предоставлении для использования земельного участка, поскольку в материалах дела отсутствует согласие сетевой организации, в данном случае, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на размещение земельного участка в охранной зоне. Использование земельного участка без необходимых согласований со стороны сетевой организации может нарушать ее права на использование электросетевого объекта с соблюдением правил техники безопасности, а также на обеспечение надлежащих условий для проведения мероприятий по техническому обслуживанию указанных объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 указанного перечня в него входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365.

В соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 " Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области 02.07.2015 г. издан приказ N 1111 "Об утверждении Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (Далее - Положение от 02.07.2015 № 1111).

Вышеуказанное Положение от 02.07.2015 № 1111 разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (Далее – Объекты).

Согласно п. 2.2. раздела II Положения от 02.07.2015 № 1111 разрешение на размещение Объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий:

- испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;

- цель использования земель или земельных участков соответствует назначению Объекта, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Разрешение на размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, в том числе на придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), за исключением размещения таких объектов на земельных участках, занимаемых зелеными зонами общего пользования, выдается заявителю Уполномоченным органом при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом, в случае если земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку либо к объекту капитального строительства, принадлежащему заявителю на определенном праве.

Пунктом 2.3 предусмотрено, что при использовании земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения Объектов должны соблюдаться следующие условия:

- размещаемые Объекты не должны ухудшать экологическую обстановку и качественные характеристики земель или земельного участка;

- внешний вид размещаемых Объектов должен быть согласован с органом местного самоуправления по месту расположения Объекта (при использовании земель или земельного участка с целью размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания);

- при использовании земель или земельного участка должны быть соблюдены требования санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иные требования, установленные действующим законодательством.

Несоблюдение условий, предусмотренных в п.п. 2.2, 2.3 раздела II настоящего Положения, при обращении с заявлением о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм является оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения (пп. «3» п.3.5 Положения от 02.07.2015 № 1111).

Согласно пункту 3.2. Положения от 02.07.2015 № 1111 с целью осуществления проверки представленных заявителями сведений Уполномоченный орган в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления запрашивает в органе власти, уполномоченном в соответствующей сфере, информацию о соответствии указанной заявителем цели использования земель или земельного участка назначению Объектов.

Согласно пункту 2.2 решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 908-III "О наделении правами юридического лица управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж" (вместе с "Положением об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж") основными задачами управления, в том числе, является организация подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом имущественных и земельных отношений в рамках рассмотрения заявления административного истца были направлены запросы в Управление главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж, Управу Коминтерновского района г.о.г. Воронеж (л.д. 43-45).

Ответом от 20.01.2020 года Управа Коминтерновского района г.о.г. Воронеж не возражала в использовании земельного участка для размещения объектов благоустройства, с учетом согласования проекта благоустройства и установки малых архитектурных форм в управлении главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж (л.д. 46-47).

В ответе от 14.01.2020 Управление главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж указало, что рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей). Для данной зоны использование территории под элементы благоустройства, малые архитектурные формы относится к вспомогательному виду использования. Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассматриваемая территория полностью расположена в зоне двух линий ЛЭП 35 кВ, в которой запрещено производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, осуществлять землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур. Конфигурация, расположение и площадь земельного участка не позволяют его использовать в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства. Вместе с тем, размещение объектов благоустройства и малых архитектурных форм не должно препятствовать свободному доступу неограниченного круга лиц на территорию общего пользования и обязано выполняться в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 №190-II по согласованию с балансодержателем инженерных сетей (л.д. 48-50).

Отказывая Котанову А.В. в выдаче разрешения на использование земельного участка Департамент имущественных земельных отношений ссылается на несоблюдение условий, предусмотренных в 2.3 раздела II настоящего Положения, которое является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения (пп. «3» п.3.5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку рассматриваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне двух линий ЛЭП 35кВ.

Положениями статьи 87, 89 ЗК РФ урегулированы вопросы состава земель специального назначения и использование земель энергетики.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Пунктами 8 – 11 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Из пункта 12 вышеуказанных Правил следует, что для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.

Данные виды деятельности в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства могут осуществляться только по согласованию с сетевой организацией.

Как верно установлено судом первой инстанции в материалах дела такое согласие отсутствует.

В приложении к заявлению административного истца о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 123 кв.м., примыкающего к его земельному участку, с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, без предоставления земельного участка и установления сервитутов на срок 59 месяцев данное согласие также приложено не было (л.д. 27).

Как следует из протокола судебного заседания от 12.08.2020 года представитель ПАО "МРСК Центра" – «Воронежэнерго» пояснил, что по вопросу о согласовании плана благоустройства Котанов А.В. не обращался, информация о том, что за благоустройство собирается осуществить административный истец, отсутствует. При указанных обстоятельствах ПАО "МРСК Центра" – «Воронежэнерго» посчитал отказ административного ответчика законным и обоснованным (л.д. 98).

С учетом изложенного, отказывая в иске, суд верно указал, что уполномоченный орган, осуществив проверку представленных заявителем сведений, в порядке предусмотренном 3.2 Положения от 02.07.2015 № 1111, отказывая в выдаче разрешения на использование земельного участка, обоснованного исходил из того, что запрашиваемый земельный участок полностью находится в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, следовательно, при его использовании должны соблюдаться требования, установленные действующим законодательством.

Отсутствие на момент рассмотрения заявления информации о соблюдении раздела III «Правил охраны электрических сетей, размещены на земельных участках» Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 свидетельствует о несоблюдении условий, предусмотренных пунктом 2.3 раздела II Положения от 02.07.2015 № 1111, что является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Решение суда по существу является правильным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 310 КАС РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котанова А.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: