ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2838/2023 от 04.12.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 2а-2838/2023; 33а-12559/2023

59RS0004-01-2023-002346-22

Судья Манько А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 декабря 2023 года г. Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шалагиновой Е.В.,

судей Дульцевой Л.Ю., Алексеева А.А.,

при секретаре Садковой К.Е.,

рассмотрела открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя административного истца Цилинской Ю.А., представителя административного ответчика Балаша Р.М., представитель заинтересованного лица Витовской Н.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Перми о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Перми проведен анализ работы органов местного самоуправления по реализации полномочий в части утверждения комплексных программ развития инфраструктуры г. Перми. Пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного самоуправления органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов в внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства предусмотрены пунктом 9 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития разрабатываются органом местного самоуправления и подлежат утверждение представительными органом местного самоуправления в шестимесячный срок с даты утверждения генерального плана.

Генеральный план город Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205.

Установлено, что решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 323 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми до 2022 года, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 276 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми до 2022 года, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 276 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2020-2022 годы (далее-ПКР). Таким образом, до настоящего времени программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программа комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 г. и последующие годы не разработаны и не утверждены.

Главе города Перми внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В ответ на представление указано, что определена потребность в финансовых средствах для заключения муниципального контракта на разработку ПКР.

Фактически в настоящее время отсутствуют конкретные сроки разработки и планируемый срок внесения ПКР для рассмотрения их на пленарном заседании Пермской городской Думы.

Несоблюдение установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации требований препятствует реализации Генерального плана, развитию муниципального образования, развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих застройку, а также жителей г. Перми.

Для проведения процедуры закупки, разработки ПКР и соблюдения процедуры перед их принятием требуются:

- срок для заключения контракт с учетом ст. ст. 42, 48, 49, 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который составляет не более 30 дней;

- срок для разработки программы комплексного развития, который в среднем составляет 90 дней, при этом указанный срок не регламентирован и может составлять менее указанного времени;

-срок, предусмотренный ч.5.3 ст. 26 ГрК РФ, который составляет 30 дней.

Таким образом, срок 6 месяцев для заключения контракта, разработки ПКР, соблюдения процедуры перед принятием проектов ПКР является разумным.

На основании вышеизложенного, прокурор г. Перми просит возложить на администрацию г. Перми обязанность обеспечить разработку и внести на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проекты программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 год и последующие годы в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением судьи от 27.06.2023 в протокольной форме в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми (л.д. 48).

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении административного иска отказано (л.д. 102-108).

В апелляционном представлении административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Выражает несогласие с выводами суда относительно отсутствия бездействия администрации г. Перми по необеспечению разработки и внесении на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проектов программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 год и последующие годы. При этом указанные программы до настоящего времени не разработаны и не утверждены. До конца 2023 года указанные программы администрацией г. Перми в соответствие генеральному плану не приведены. Кроме того, считает неверными выводы суда о фактическом вмешательстве в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик и заинтересованное лицо просят отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, муниципальных округов, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов.

Согласно части 5.4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в генеральные планы поселений, муниципальных округов, городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, муниципальных округов, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, муниципальных округов, городских округов.

Таким образом, при внесении изменений в генеральный план, программы комплексного развития подлежат приведению в соответствие с генеральным планом в течение трех месяцев со дня внесения таких изменений в генеральный план.

Генеральный план города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 (далее – Генеральный план).

Как установлено судом и следует из материалов дела, последние изменения в генеральный план г. Перми внесены постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2022 № 1175-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми».

Прокурором г. Перми в адрес Главы г. Перми 03.03.2023 внесено представление № 2/21-16-2023, в котором указано, что в нарушение пункта 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации до настоящего времени программы комплексного развития на 2023 год и последующие годы не разработаны и не утверждены. Несоблюдение установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации требований препятствует реализации Генерального плана, развитию муниципального образования, противоречит целям обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих застройку территории, а также жителей города Перми. По обращению Сидоренкова С.Б. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю произведен замер уровня шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям №№ 44, 46 ул.Чкалова от движения автомобильного транспорта по автодороге ул. Чкалова- ул.Стахановская г. Перми и установлен факт превышения предельных уровней эквивалентного и максимального уровня звука в дневное время суток (заключение № п16499.22Э от 15.12.2022). Мероприятия, направленные на снижение уровней транспортного шума, выполняются в рамках капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов транспортной инфраструктуры. Отсутствие комплексной программы транспортной инфраструктуры не позволяет провести соответствующее планирование дорожной деятельности, в том числе мер, направленных на снижение уровня транспортного шума. Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее выполнение должностных обязанностей ответственными лицами, отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства, а также несвоевременное финансирование работ по разработке комплексных Программ.

На основании вышеизложенного, прокурор просил рассмотреть представление с участием представителя города Перми и принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующим, путем разработки соответствующих комплексных Программ, обеспечить необходимое финансирование на их разработку, а также принять меры по снижению уровня транспортного шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям №№ 44, 46 по ул. Чкалова г. Перми. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменном виде в месячный срок уведомить прокуратуру г. Перми (л.д. 5-7).

В ответ на данное представление Главой г. Перми в письме от 06.04.2023 №059-01-55/2-134 сообщено о том, что по вопросу превышения предельных значений эквивалентного и максимального уровня звука в районе домов № 44 и 46 по ул. Чкалова на магистральных городских дорогах (улицах) с движением грузового транспорта для снижения уровня транспортного шума на значения более 3-4 ДБ единственным доступным и эффективным мероприятием является установка шумозащитных экранов. Мероприятия по установке шумозащитных экранов выполняются при капитальном ремонте, реконструкции, строительстве объектов транспортной инфраструктуры, для которых необходима разработанная проектно-сметная документация. Муниципальной программой «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми от 20.10.2021 № 922, в 2023-2024 годах запланирована разработка проектной документации на реконструкцию ул.Чкалова на участке от ул. Куйбышева до ул. Героев Хасана с устройством транспортных развязок в разных уровнях на пересечении с ул. Куйбышева по ул.Героев Хасана. При проектировании новых автомобильных дорог или при разработке проекта реконструкции существующих автомобильных дорог в обязательном порядке на основании акустических расчетов проводится оценка ожидаемых уровней звука, планируются мероприятия по защите прилегающих к зданиям территорий от неблагоприятного воздействия транспортного шума. При разработке указанной проектной документации будут определены мероприятия по защите от транспортного шума территории домов № 44, 46 по ул. Чкалова.

По вопросу утверждения программ комплексного развития города Перми сообщено, что согласно части 5.4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития инфраструктур городских округов подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.

Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, в редакциях с момента утверждения до конца 2022 года предусматривались два этапа реализации Генерального плана города Перми с окончанием второго этапа в 2022 году. В соответствии с требованиями законодательства на период до 2022 года утвержденными программами комплексного развития инфраструктур города Перми были предусмотрены планы (перечни) выполнения соответствующих мероприятий Генерального плана города Перми. Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2022 № 1175-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. №205 «Об утверждении Генерального плана города Перми» внесены изменения в Генеральный план города Перми, предусматривающие новые этапы реализации Генерального плана города Перми: первая очередь - до конца 2028 года, вторая очередь - до конца 2034 года и перспектива - на 20 и более лет (до 2043 года). В связи с существенными изменениями Генерального плана города Перми, а именно появлением мероприятий в период 2023-2034 годов, внесение изменений в утвержденные программы комплексного развития инфраструктур города Перми нецелесообразно, существует необходимость в разработке новых программ комплексного развития инфраструктур города Перми на 2023 и последующие годы. В течение 2022 года ввиду предстоящего внесения изменений в Генеральный план города Перми функциональными органами администрации г. Перми проводилась работа по определению финансовой потребности изысканию средств в бюджете города Перми на разработку программ комплексного развития инфраструктур города Перми на 2023 и последующие годы. В связи с изменением Генерального плана города Перми в конце декабря 2022 года выделение финансирования на программы комплексного развития инфраструктур города Перми будет выполнено в 2023 году. В соответствии с законодательством необходимо разработать и утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Перми, комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми, комплексного развития социальной инфраструктуры города Перми. Администрацией города Перми предпринимаются меры для выделения финансирования и выполнения работ по утверждению указанных программ в сроки, установленные законодательством. В настоящее время по программам комплексного развития города Перми проведена следующая работа. Установлена начальная максимальная цена контракта, собраны коммерческие предложения для разработки программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры города Перми (далее-ПКРКИ), сформированы предложения о внесении изменений в бюджет города Перми для рассмотрения на заседании Пермской городской Думы. Срок выполнения работ установлен техническим заданием. После внесения изменений в решение Пермской городской Думы от 20.12.2022 № 267 «О бюджете города Перми на 2023 год на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – Решение № 267) о финансировании разработки ПКРКИ администрацией города Перми будет заключен соответствующий муниципальный контракт. Администрацией города Перми определена потребность в финансовых средствах на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (далее - ПКРТИ). Срок выполнения работ установлен техническим заданием. На очередном заседании Пермской городской Думы ожидается рассмотрение вопроса о внесении изменений в Решение № 267 о финансировании в 2023 году на разработки ПКРТИ в размере 10 300 000 руб. за счет перераспределения существующих лимитов бюджета г. Перми. В настоящее время разработан Проект программы комплексного развития гениальной инфраструктуры города Перми (далее - ПКРСИ) и в установленном порядке проходит процедуру согласования. В соответствии с частью 5.3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации не менее чем за 30 дней до утверждения проект ПКРСИ будет размещен на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликован в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» (л.д. 8-10).

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 20.12.2022 № 267 «О бюджете г. Перми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» администрацией г. Перми предусмотрено финансирование разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Перми в размере 16 900 000 руб. (приложение № 2 к решению Пермской городской Думы «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»).

В настоящее время утверждена дорожная карта по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры г. Перми, которая включает в себя следующие этапы:

-внесение изменений в муниципальную программу «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в г. Перми», утверждённую постановлением администрации г. Перми от 20.10.2021 № 924 в срок до 14.07.2023, ответственный-ДЖКХ;

- подготовка конкурсной документации для размещения закупки на оказание услуг по разработке ПКР, в срок до 14.07.2023, ответственный ДКЖХ;

- размещение закупки на оказание услуг по разработке по разработке ПКР в срок до 21.07.2021, ответственный- ДЖКХ;

- заключение муниципального контракта на оказание услуг по разработке ПКР в срок до 22.09.2023, ответственный-ДКЖ, подрядчик;

- разработка ПКР в срок до 01.06.2024, ответственный подрядчик;

- направление ПКР на рассмотрение Пермской городской Думы в срок до 01.09.2024, ответственный-Пермская городская Дума, ДЖКХ;

- подписание акт выполненных работ по разработке ПКР в срок до 15.09.2024, ответственный-ДЖКХ (л.д. 27, 28).

Постановлением администрации г. Перми № 472 от 08.06.2023 внесены изменения в Положение об управлении муниципального заказа администрации г.Перми, утверждённое постановлением администрации г. Перми № 3 от 17.01.2011.

На основании постановления администрации г. Перми № 486 от 14.06.2023 внесены изменения в постановление администрации г. Перми от 24.01.2014 № 38 «Об утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования г. Пермь».

09.06.2023 для формирования конкурсной документации во исполнение п.3 дорожной карты по разработке и утверждению Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми, а также на основании пунктов 1.1.2.1.1.1. муниципальной программы «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в г. Перми», утверждено постановлением администрации г. Перми от 20.10.2021 № 924 направлено техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми на период до 2034 года.

15.07.2023 техническое задание возвращено для устранения выявленных к нему замечаний.

Решением Пермской городской Думы от 25.04.2023 № 64 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 20.12.2022 № 267 «О бюджете города Перми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 год выделены денежные средства в размере 10 300 000 руб.

Поданные жалобы ООО «НИПИ ТРТИ», ИП Зарубиной М.С. на действия Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми, администрации г.Перми при проведении открытого конкурса в электронной форме по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми УФАС по Пермскому краю оставлены без удовлетворения (л.д. 76-77).

В рамках реализации разработки Программы на 2023 год разработано техническое задание на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми. Техническое задание является приложением к муниципальному контракту, предметом которого является разработка соответствующей Программы.

В пункте 13 Технического задания на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми установлен порядок выполнения работ (л.д. 38-45), согласно которому:

1. сбор исходных данных и подтверждение актуальности прогнозной транспортной модели г. Перми (до 15 августа 2023 г.);

2. выработка принципиальных вариантов развития транспортной инфраструктуры и перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (до 15 сентября 2023 г.);

3. разработка и согласование программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми (до 15 ноября 2023 г.);

4. подготовка презентационных материалов по программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми (до 30 ноября 2023 г.).

В соответствии с пунктом 7 Технического задания на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми началом выполнения работ является момент подписания муниципального контракта; окончанием работ по разработке установлено 15.12.2023.

Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми, администрацией г. Перми проведен 18.07.2023 открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми, определен победитель конкурса (л.д. 67), муниципальный контракт заключен, номер закупки № 0156300008723000132.

Суд первой инстанции, установив, что решениями Пермской городской Думы от 20.12.2022 № 267 и от 25.04.2023 № 64 администрации г. Перми выделено финансирование на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Перми в размере 16 900 000 руб., на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 год выделены денежные средства в размере 10 300 000 руб. и в настоящее время разработаны технические задания и дорожная карта, на основании которых Департаментом дорог и благоустройства администрации г.Перми и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми принимаются меры по разработке вышеуказанных программ, пришел к выводу, что какого-либо незаконного, очевидного бездействия со стороны административного ответчика не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.

Из материалов административного дела усматривается, что решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 323 утверждена Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры города Перми до 2022 года, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 276 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2020-2022 годы (далее – ПКР).

Однако до настоящего времени программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 и последующие годы не разработаны и не утверждены, что не оспаривалось административным ответчиком.

При этом Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2022 №1175-п в Генеральный план г. Перми внесены изменения, в связи с которыми администрацией г. Перми признана необходимость разработки новых ПКР, в соответствии с требованиями части 5.4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, до конца марта 2023 года администрация г. Перми в силу возложенных законом полномочий должна была привести в соответствие генеральному плану указанные программы. Вместе с тем, данная обязанность ответчиком не выполнена.

По смыслу части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие) и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления могут быть признаны незаконными в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.

Такая совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, по делу установлена.

Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г. Перми по разработке и утверждению программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 год и последующие годы в соответствии с требованиями статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопреки позиции административного ответчика и заинтересованных лиц наличие утвержденной дорожной карты по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры г. Перми и заключенного муниципального контракта по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (с окончанием работ по выполнению технического задания 15.12.2023) не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия.

Указанные дорожная карта и техническое задание к муниципальному контракту не являются документами стратегического планирования и не обеспечивают гарантии утверждения необходимых программ развития. Более того, завершающим этапом данной процедуры является непосредственно разработка программы комплексного развития с ее внесением на рассмотрение Пермской городской Думой.

Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что для обеспечения населению возможности пользоваться услугами водоснабжения и водоотведения не требуется наличие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры г. Перми, а все зависит от включения той или иной территории в муниципальную программу и выделения финансирования для проведения соответствующих мероприятий, судебной коллегией отклоняется как не состоятельная, поскольку понятие коммунальной инфраструктуры шире понятия услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также того обстоятельства, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции административным ответчиком в соответствии с требованиями закона и в полной мере не обеспечена разработка и внесение на рассмотрение в Пермскую городскую Думу вышеуказанных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 и последующие годы, на администрацию города Перми должна быть возложена обязанность обеспечить разработку данных программ в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает достаточным срок в шесть месяцев для исполнения административным ответчиком установленной законом обязанности.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с положениями статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявлению административного ответчика может предоставляться отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда при наличии к тому оснований.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании положений статьей 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Исходя из положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда, административный ответчик должен сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Ленинского районного суда г. Перми от 14 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска Прокуратуры г. Перми к администрации г. Перми.

Возложить на администрацию г. Перми обязанность обеспечить разработку и внесение на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проектов программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2023 и последующие годы в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи