ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2844/2021 от 30.11.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Богданович С.П. дело № 33а-36215/2021

№2а-2844/2021

УИД 23RS0029-01-2021-004136-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Булата А.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,

при секретаре Поцепуновой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абрамовой <...> к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Тешевой Ф.Р. на решение Лазаревского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 20 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

административный истец Абрамова И.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что в целях получения в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, расположенного по адресу: <...>, ей подано в департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи соответствующее заявление. Письмом департамента от 05.07.2021 г. №011-6452/21 ей отказано в предоставлении в пользование на условиях аренды названного земельного участка с кадастровым номером <...>. Полагая, что указанный отказ является незаконным, Абрамова И.В. обратилась в суд.

Обжалуемым решением Лазаревского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 20 августа 2021 года требования административного искового заявления Абрамовой И.В. удовлетворены, признано незаконным изложенное в письменном сообщении департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 05.07.2021 г. №011-6452/21 решение об отказе в предоставлении в пользование на условиях аренды Абрамовой И.В. земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 653 кв.м., расположенного по адресу: <...>; за Абрамовой И.В. признано право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <...> сроком на 49 лет. Суд обязал администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края заключить с Абрамовой И.В. договор о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером <...> сроком на 49 лет.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Тешева Ф.Р., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца Магдиев Д.А., аргументируя свое мнение, просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения, как необоснованные.

В поступившем в Краснодарский краевой суд ходатайстве представитель административного истца Магдиев Д.А. просил отложить судебное заседание в связи с заболеванием административного истца Абрамовой И.В., которая пожелала лично участвовать в судебном заседании.

Вместе с тем, представитель административного истца медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания у Абрамовой И.В., суду не представил, сам в судебное заседание не явился.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции также не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.

Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участников процесса не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются, в том числе: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, расположенный по адресу: <...>, является собственностью муниципального образования город-курорт Сочи, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.07.2021 г. №99/2021/4061 88018.

04.06.2021 г. года Абрамова И.В. обратилась в департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением, в котором просила предоставить ей земельный участок с кадастровым номером <...> в пользование на условиях аренды.

В ответе департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи №ОП-6452/21 от 05.07.2021 г. заявителю сообщено, что в её заявлении о предоставлении земельного участка в аренду не указано основание предоставления испрашиваемого земельного в аренду без проведения торгов.

Рассматривая требования административного истца, суд пришел к выводу, что вышеприведенное письменное сообщение фактически является отказом департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в предоставлении в аренду выше указанного земельного участка по результатам аукциона, который были обязаны организовать административные ответчики ввиду отсутствия оснований для отказа в предоставлении департаментом муниципальной услуги «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по заявлениям заинтересованных лиц». Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требования административного иска Абрамовой И.В. о возложении на административных ответчиков обязанности заключить с ней договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов подлежат удовлетворению с целью восстановления прав и законных интересов заявителя, необоснованно нарушенных административными ответчиками.

Однако указанные выводу суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования таких земельных участков.

На основании части 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статьей 39.17 ЗК РФ регламентировано предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов должно быть указано, в том числе, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований.

Однако данная информация в заявлении Абрамовой И.В., поданной в департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, отсутствовала.

Согласно статье 6 и 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

На территории города Сочи приняты и действуют административные регламенты предоставления муниципальных услуг «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по заявлениям заинтересованных лиц».

Положениями п. 20 Административного регламента «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 г. N 577, предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявитель обращается с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ. Перечень необходимых сведений, которые указываются в заявлении, и перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предусмотрены в пунктах 21, 22 указанного Административного регламента.

Согласно п. 13 Административного регламента «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по заявлениям заинтересованных лиц», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 26.04.2019 г. N 641, для получения муниципальной услуги заявитель обращается с соответствующим заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на бумажном носителе в МФЦ лично или через представителя, или в департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи лично или через представителя, или посредством почтовой связи, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пункты 14 и 15 указанного Административного регламента содержат требования к перечню необходимых сведений, которые указываются в заявлении, и содержат перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Между тем, заявление Абрамовой И.В. подано не в соответствии с указанными административными регламентами, её заявление не содержит совокупность, предусмотренных административными регламентами сведений, указываемых в заявлении, а также не содержат перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не содержит указание заявителя, на каких условиях она желает получить земельный участок в аренду: на торгах, проводимых в форме аукциона, либо без проведения торгов.

При таких обстоятельствах, обращение Абрамовой И.В. обоснованно рассмотрено департаментом имущественных отношений администрации города Сочи в порядке Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, указанный ответ не мог являться предметом рассмотрения в рамках оказания соответствующей муниципальной услуги.

Оспариваемый ответ департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 05.07.2021 г. №011-6452/21 дан муниципальным органом в пределах его компетенции и предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имелось.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции незаконно обязал администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи заключить с Абрамовой И.В. договор о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером <...> сроком на 49 лет.

Суд не полномочен возлагать на орган государственной власти, орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную Земельного кодекса Российской Федерации процедуру рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Абрамовой <...> к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Председательствующий

Судьи