ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-285/2021 от 09.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Бородкина Ю.В.

Дело № 2а-285/2021

№ 33а-6516/2021

УИД 59RS0008-01-2020-005040-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Шалагиновой Е.В., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2021 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Пермского районного суда Пермского края от 24 марта 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Пермского муниципального района, Администрации Усть-Качкинского сельского поселения о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в непринятии мероприятий по организации мероприятий по газоснабжению д. Гамы, возложении обязанности по устранению нарушенных прав и законных интересов оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя администрации Пермского муниципального района ФИО3, представителя Администрации Усть-Качкинского сельского поселения ФИО4, исследовав материалы дела, судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратилась с административным иском к администрации Пермского муниципального района, администрации Усть-Качкинского сельского поселения о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов.

Требования мотивированы тем, что жители д. Гамы Пермского района на протяжении более 10 лет добиваются от органов местного самоуправления проведения газа в жилые дома. Для строительства распределительной сети газопровода по территории самого населенного пункта необходима подготовка проектно-сметной документации, что находится в полномочиях и сфере ведения муниципального образования. Исполнение данной обязанности администрацией Пермского муниципального района игнорируется на протяжении длительного периода времени, что выражается в следующем. В 2008 году подготовка проектно-сметной документации на строительство сетей газораспределения в д. Гамы была осуществлена за счет привлечения жителями д. Гамы инвесторов, которые в соответствии с договором о совместной деятельности от 03.03.2008 профинансировали подготовку проектно-сметной документации на сумму более 3 000 000 руб. Разработку проекта осуществило ЗАО «Строительный научно-технический центр». Проектно-сметная документация была передана в МУ «Управление капительного строительства Пермского муниципального строительства» для участия в программе газификации, строительстве сети газораспределения на территории д. Гамы с целью обеспечения дальнейшего подключения домов населения. Управлением капитального строительства данная проектная документация была передана в ООО «Фирма ГИЗА». На каком основании, и для каких целей проектная документация была передана в данную частную организацию неизвестно. В последующем данная документация фактически пропала, не нашла своего воплощения и практического применения, вследствие чего денежные средства в размере 3 000 000 руб., затраченные инвесторами на оплату услуг проектной компании, были потрачены зря. 27.10.2016 в адрес Приемной Президента Российской Федерации в Пермском крае было направлено коллективное обращение жителей д. Гамы по проблеме газификации населенного пункта. 08.11.2018 в ответ на обращение Аппаратом полномочного Президента Российской Федерации в ПФО было направлено письмо № А26-03-2077/59 о передаче данного обращения в адрес главы Пермского муниципального района ФИО5, который в письме № СЭД-01-21-613 от 30.12.2016 сообщил, что для финансирования за счет средств бюджета рассматриваются проекты газификации населенных пунктов, имеющие положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, разработанную за счет средств заинтересованных жителей. Данный ответ противоречит нормам законодательства, которые и на момент изложенной переписки предусматривали субсидирование из бюджета для подготовки проектно-сметной документации, для чего муниципальное образование должно было подавать соответствующие заявки на получение субсидий, что не было сделано. 26.03.2017 на совещании у Главного федерального инспектора по Пермскому краю ФИО6 заместителем главы Администрации Пермского муниципального района ФИО7 было озвучено о включении д. Гамы в программу газификации на 2017-2021 годы. Эта информация была также подтверждена письмом АО «Газпром Газораспределение» № ЦО-1356/10 от 05.04.2017. 28.04.2017 в адрес главы Пермского муниципального района ФИО5 было направлено заявление по вопросам газификации, где была выражена просьба о предоставлении информации о наличии проектной документации и дате выдачи заключения государственной экспертизы на строительство распределительного газопровода в д. Гамы. Также была выражена просьба о подтверждении факта включения д. Гамы в программу газоснабжения на 2017-2021 годы. В адрес Главного федерального инспектора по Пермскому краю ФИО8 10.05.2017 было направлено коллективное заявление о том, что жителями д. Гамы получена информация об исключении д. Гамы из программы газификации на 2017-2021 гг. в связи с отказом главы Пермского муниципального района ФИО5 в согласовании программы и финансирования проектировки и строительства распределительного газопровода в д. Гамы. 05.09.2018 от Администрации Усть-Качкинского сельского поселения было получено письмо № 1628 о том, чтобы рассмотреть вопрос газоснабжения д. Гамы необходимо определить не менее 100 собственников земельных участков, которые изъявят желание подключиться к сетям газоснабжения, после определения списка желающих Совет депутатов будет готов рассмотреть вопрос по выделению денежных средств из бюджета поселения на разработку схемы газоснабжения д. Гамы. Между тем, появление 100 собственников, желающих подключиться к сетям газоснабжения, и предоставление информации в администрацию поселения не повлекло решения вопроса подготовки проектно-сметной документации и строительства газопровода по территории населенного пункта. Учитывая вышеизложенное истец считает, что имеют место противоправные бездействия со стороны органов местного самоуправления, выражающиеся в непринятии мер по газификации д. Гамы Пермского района Пермского края. Ответчики не произвели никаких действий по подготовке заявки в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края на получение субсидии на проведение комплекса проектно-изыскательских и строительных работ, не осуществили заказ проектно-сметной документации и не получили положительное заключение государственной экспертизы в отношении данной проектно-сметной документации, а, следовательно, ответчиками не решен вопрос по газификации д. Гамы. В качестве основного мотива для осуществления указанных действий ответчики указывают отсутствие денежных средств на реализацию, поиск финансирования. На основании изложенного истец просит признать незаконными бездействия администрации Пермского муниципального района, администрации Усть-Качкинского сельского поселения, выразившиеся в непринятии действий по газификации д. Гамы Пермского района Пермского края; обязать устранить нарушения прав и законных интересов путем организации мероприятий по газоснабжению д. Гамы Пермского района Пермского края.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе ФИО1 и приведены доводы о недоказанности факта принятия органами местного самоуправления действий направленных на строительство и ввод в эксплуатацию газопровода в д. Гамы Пермского района. Сети газоснабжения не территории д. Гамы исключены из Генерального плана Усть-Качкинского сельского поселения. Бюджет сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы не предусматривает выделение денежных средств на программу газификации д. Гамы по просьбе жителей. Кроме того, направленное 22.12.2020 в адрес министра ЖКХ Пермского края письмо с просьбой сообщить сроки приема заявок, перечне документов и критериях отбора заявок на проведение проектно-сметных работ произведено в рамках судебного разбирательства и не свидетельствует об осуществлении ответчиками своих полномочий надлежащим образом. Представленный проект решения Совета Депутатов № 167 от 16.03.2021 не содержит информацию о перспективе развития населенного пункта. Вся переписка административных ответчиков по вопросу газификации д. Гамы ведется с самим населением и содержит прямые отказы в решении вопроса газификации, в том числе по причине отсутствия финансовых возможностей. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что процесс газификации включает в себя несколько этапов: разработка проекта планировки и проекта межевания части территории, разработка проектно-сметной документации на объект, проведение государственной экспертизы проектной документации и проверка достоверности определения сметной стоимости, получение разрешения на строительство линейного объекта, строительство газопровода, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Также в жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда в части отсутствия у административных ответчиков финансовой возможности по осуществлению мероприятий по газификации населенного пункта, поскольку на уровне регионального законодательства получение субсидии на финансирование этих мероприятий носит заявительный порядок. Таких заявок административные ответчики не подавали.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация Пермского муниципального района просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в письменных возражениях на апелляционную жалобу отметило, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения. На территории Пермского края, утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на проведение проектных работ и строительство распределительных газопроводов на территории муниципальных образований начиная с 2015 года, у Пермского муниципального района и Усть-Качкинского сельского поселения была возможность заявиться на софинансирование в рамках данного проекта.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Дополнительно пояснил, что д. Гамы не обеспечена газоснабжением, в том числе посредством подвоза газовых баллонов.

Представители администрации Пермского муниципального района и администрации Усть-Качкинского сельского поселения возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Иные лица участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края просило о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (ч. 2 и ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – далее КАС РФ).

Согласно ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу закона основанием для признания незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченного органа необходимо установление двух условий, а именно, их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также допущенное при этом нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за защитой такого права.

ФИО1, считая свои права нарушенными незаконным бездействием администрации Пермского муниципального района и администрации муниципального образования Усть-Качкинское сельское поселение, выраженным в не организации мероприятий по газоснабжению д. Гамы Пермского района, обратилась в суд с административным иском.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация на территориях сельских поселений газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.

Согласно ч. 3 ст. 7 и ст. 8.1 Федерального закона от 31.031999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, включает в себя подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Согласно ст. ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома №** по ул. **** в д. Гамы, Усть-Качкинского сельского поселения Пермского муниципального района.

ФИО1, как и другие жители д. Гамы Усть-Качкинского сельского поселения, коммунальную услугу - газоснабжение не использует.

Согласно Уставу Муниципального образования «Пермский муниципальный район», принятым решением Земского Собрания муниципального образования Пермский район от 30.06.2005 № 180 к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений (подп. 4 п. 1 ст. 4).

Согласно Уставу Усть-Качкинского сельского поселения Пермского муниципального района, принятым решением Совета депутатов от 02.06.2015 № 131, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 3).

Установлено, что ФИО1 неоднократно обращалась по вопросам газификации д. Гамы как в главе администрации Пермского муниципального района ФИО5, так и в администрацию Усть-Качкинского сельского поселения и иные органы.

Так 27.10.2016 ФИО1, ФИО9, ФИО10 обратились с заявлением в Приемную Президента Российской Федерации в Пермском крае с заявлением, указав, что органом местного самоуправления, а именно администрацией Усть-Качкинского сельского поселения нарушаются права жителей д. Гамы Усть-Качкинского сельского поселения Пермского района, в том числе и по вопросу газификации (Том № 1 л.д. 61-63, 64-65).

08.11.2016 Аппарат уполномоченного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе ответил на коллективное обращение, указав на то, что оно направлено по компетенции в адрес прокурора Пермского края Антипова В.И., главы Пермского муниципального района ФИО5 (Том № 1 л.д. 109).

В ответ на указанное обращение Администрация Усть-Качкинского сельского поселения сообщила, что 08.10.2014 с участием представителей СНТ «Мироновский», СНТ «Усть-Качкинское», ЗАО «Газпром», ООО «Фирма Гиза» проведено заседание представителей поселения и сотрудников газораспределительной службы, частных представителей земельных участков, расположенных в д. Гамы и за пределами населенного пункта, на котором рассмотрен вопрос газификации д. Гамы и возможности газификации СНТ за территорией д. Гамы. После проведения указанного заседания в адрес администрации поступило заявление № С-65 от 18.11.2014, к которому приложен список жителей и владельцев земельных участков, желающих газифицироваться в д. Гамы, состоящий из 41 заявителя. Распоряжением главы администрации Усть-Качкинского сельского поселения № 73-0 «О создании рабочей группы по вопросу газификации д. Гамы Усть-Качкинского сельского поселения» от 09.12.2015 создана рабочая группа. В 2015 году рабочая группа провела необходимый план мероприятий по урегулированию вопроса по существу. 13.01.2015 проведено заседание представителей администрации Усть-Качкинского сельского поселения и ЗАО «Газпром газораспределение» для решения вопроса газификации д. Гамы и возможностей газификации СНТ за пределами д. Гамы. Устанавливались технические параметры возможного строительства по проектно-сметным документам от 2008 года. ООО «Земли Урала» - исполнители проектно-сметной документации предложили выкупить документы. 05.03.2015 проведена встреча с участием 26 граждан д. Гамы, на которой было принято решение продолжить работу по существу вопроса. ФИО1 и ФИО10 в списке присутствующих граждан не было. 12.03.2015 проведено заседание с участием представителей ЗАО «Газпром газораспределение», жителей, инициативной группы д. Гамы из 10 человек, специалистов администрации и депутатов поселения, где рассматривались технические возможности. 19.03.2016 проведено заседание с участием представителей ООО «Земли Урала», ООО «Гамы», ООО «Фирма Гиза», жителей д. Гамы, специалистов администрации поселения, где рассматривались вопросы возможности использования имеющихся проектно-сметных документов. В адрес администрации переданы некоторые документы из имеющегося пакета проектно-изыскательских работ от 2008 года для более оперативной деятельности. 15.04.2015 сформирован пакет для конкурсной документации на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Распределительный газопровод для газоснабжения д. Гамы Пермского района», в который были внесены корректировки и 25.06.2015 сформирован второй пакет конкурсной документации. Продолжалось оформление некоторых официальных документов по существу вопроса: оформлена доверенность на получение технических условий по газификации 120 домов, получен план приватизации муниципального имущества Пермского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы, где рассматривались лишь вопросы газификации лицея милиции в д. Гамы. На публичных слушаниях о внесении поправок в бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы граждан из д. Гамы не было. На 2017 год муниципальная программа газификации д. Гамы не предусмотрена (Том № 1 л.д. 74-77).

10.11.2016 депутатом Законодательного Собрания Пермского края ФИО11 в адрес главы Усть-Качкинского сельского поселения направлен запрос № 14-и о перспективах решения проблемы отсутствия газификации в д. Гамы в 2017-2018 годах в рамках полномочий поселения, предусмотренных 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Том № 1 л.д. 90-91).

В ответ на указанный запрос Администрация Усть-Качкинского сельского поселения сообщила, что проблема газификации в д. Гамы остается нерешенной, так как на территории поселения возникла первостепенная задача, которую необходимо решать в экстренном порядке – это переселение граждан из аварийного жилья в пос. Красный Восход. Поэтому разработка программы газификации населенных пунктов поселения отложена на неопределенный срок ввиду отсутствия источников финансирования (Том № 1 л.д. 104).

Из ответа от 30.12.2016 № СЭД-01-21-613 Главы Пермского муниципального района на коллективное обращение от 08.11.2016 № А26-03-2077/59 следует, что на приеме у главы администрации муниципального района ФИО12 ФИО1 было разъяснено, что бюджетные средства местных бюджетов формируются по душевому принципу и в связи с их ограниченностью расходуются по принципу получения наибольшего эффекта. В связи с тем, что население д. Гамы составляет 315 человек при численности населения Усть-Качкинского сельского поселения 5,9 тыс. человек и Пермского района 106,6 тыс. человек средства на развитие д. Гамы выделяются депутатами представительных органов пропорционально численности (Том № 1 л.д. 93-94).

23.01.2017 ФИО1, ФИО9, ФИО10 обратились с заявлением к заместителю председателя законодательного собрания ФИО13, в котором просили рассмотреть возможность включения населенного пункта д. Гамы в Программу развития газоснабжения и газификации Пермского края на период с 2016 по 2020 годы, а также проверить деятельность и расходование бюджетных средств со стороны Пермского муниципального района и Администрации Усть-Качкинского сельского поселения для выполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Том № 1 л.д. 30-44).

В ответ на указанное обращение депутат Законодательного Собрания Пермского края ФИО13 направил письмо губернатору Пермского края ФИО14 с просьбой разобраться в сложившейся ситуации (Том № 1 л.д. 107).

Генеральный директор АО «Газпром газораспределение Пермь» ФИО15 в своем ответе №ЦО-1356/10 от 05.04.2017 депутату Законодательного Собрания ФИО13 сообщает, что Министерством строительства и ЖКХ Пермского края совместно с АО «Газпром газораспределение Пермь» разработана государственная программа «Развитие газоснабжения и газификации населенных пунктов Пермского края на 2017-2021 годы». В связи с тем, что газопровод высокого давления (межпоселковый газопровод) проложен вблизи д. Гамы, проект распределительного газопровода разработан и по нему получено положительное заключение от государственной экспертизы (заказчик проекта – администрация Пермского муниципального района), Министерству строительства и ЖКХ Пермского края со стороны АО «Газпром газораспределение Пермь» предложено включить строительство распределительного газопровода д. Гамы в государственную программу «Развитие газоснабжения и газификации населенных пунктов Пермского края на 2017-2021 годы» (Том 1, л.д. 99-100).

14.02.2017 депутатом Законодательного Собрания Пермского края ФИО11 в адрес главы Усть-Качкинского сельского поселения направлен запрос № 64, с просьбой сообщить на какой период запланирована газификация д. Гамы, включен ли данный населенный пункт в Программу развития газоснабжения и газификации Пермского края на период с 2016 по 2020 гг. (Том № 1 л.д. 102-103).

В ответ на указанный запрос Администрация Усть-Качкинского сельского поселения сообщила, что муниципальная программа по газификации д. Гамы на 2017 год не запланирована. В программу «Развитие газоснабжения и газификации Пермского края на период с 2016 по 2020 гг.» д. Гамы не входит (Том № 1 л.д. 95-96).

20.02.2017 ФИО1 обратилась к врио губернатора Пермского края ФИО16 с заявлением, в котором просила рассмотреть возможность включения населенного пункта д. Гамы в Программу развития газоснабжения и газификации Пермского края на период с 2016 по 2020 годы, а также проверить деятельность и расходование бюджетных средств со стороны Пермского муниципального района и Администрации Усть-Качкинского сельского поселения для выполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Том № 1 л.д. 14-29).

04.04.2017 ФИО9, ФИО1, ФИО17, ФИО18, ФИО19 обратились к главному федеральному инспектору по Пермскому краю ФИО8 с просьбой оказать содействие в восстановлении прав нарушенных органами местного самоуправления (Том № 1 л.д. 70-73).

25.04.2017 ФИО9, ФИО1 обратились к главе Пермского муниципального района ФИО5 с заявлением по вопросам газификации, в котором также была выражена просьба о предоставлении информации о наличии проектной документации и дате выдачи заключения государственной экспертизы на строительство распределительного газопровода в д. Гамы, указанного в письме АО «Газпром Газораспределение» № ЦО-1356/10 от 05.04.2017. Также была выражена просьба о подтверждении факта включения д. Гамы в программу газоснабжения на 2017-2021 гг. (Том № 1 л.д. 85-87).

В ответ на указанное обращение Администрация Пермского муниципального района сообщила, что по информации, полученной от главы Усть-Качкинского сельского поселения, в 2007 году была разработана проектно-сметная документация по строительству распределительного газопровода в д. Гамы. Данный проект в государственную экспертизу не направлялся и положительное заключение от КГАУ «Управление государственная экспертиза Пермского края» получено не было. На сегодняшний день данный проект утратил свою силу и не является актуальным. Соответственно объект «Строительство газораспределительного газопровода в д. Гамы» в Программу «Развитие газоснабжения и газификации населенных пунктов Пермского края на 2017-2021 годы» не был включен. 12.05.2017 в Пермском АО «Газпром газораспределение Пермь» проведено совещание с участием представителей администрации Пермского муниципального района, директора Пермского районного филиала «Газпром газораспределение Пермь» по вопросу технической возможности подключения потребителей к газопроводу высокого давления, расположенного в непосредственной близости от д. Гамы. От директора ПРФ АО «Газпром газораспределение Пермь» было получено подтверждение, что техническая возможность подключения к газопроводу высокого давления для газификации домовладений д. Гамы имеется, и жители данной деревни могут обратиться в Пермский районный филиал АО «Газпром газораспределение Пермь» за получением технических условий, в соответствии с Постановление от 30.12.2013 № 1314. От Пермского муниципального района и Усть-Качкинского сельского поселения в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края была подана заявка о включении объекта газификации д. Гамы в программу газификации Пермского края. По состоянию на 23.05.2017 данный объект не был включен в программу по экономическим критериям, в связи с тем, что от точки подключения до ближайшего домовладения д. Гамы менее 200 м (Том № 1 л.д. 97-98).

05.05.2017 Главному федеральному инспектору по Пермскому краю ФИО8 было направлено коллективное заявление о том, что жителями д. Гамы получена информация об исключении д. Гамы из программы газификации на 2017-2021 гг. в связи с отказом главы Пермского муниципального района ФИО5 в согласовании программы и финансирования проектировки и строительства распределительного газопровода в д. Гамы (Том № 1 л.д. 105).

Из ответа Совета депутатов Усть-Качкинского сельского поселения от 05.09.2018 № 1628 следует, что 30.08.2018 на заседании Совета депутатов было рассмотрено обращение по вопросу газоснабжения д. Гамы. По итогам заседания, депутатами было рекомендовано инициативной группе жителей, проживающих в д. Гамы с целью обеспечения мероприятий по газификации данного населенного пункта по Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 определить не менее 100 собственников участков, которые изъявят желание подключиться к сетям газоснабжения. После определения списка желающих, повторно обратиться в Совет депутатов Усть-Качкинского сельского поселения для рассмотрения вопроса по выделению денежных средств из бюджета поселения на разработку схемы газоснабжения д. Гамы (Том № 1 л.д. 82).

Администрацией Усть-Качкинского сельского поселения в АО «Газпром газораспределение Пермь» направлен запрос на выдачу технических условий на разработку схемы газификации, на который получен ответ от 03.09.2018 № 2021, из которого следует, что для подготовки технических условий на разработку схемы газификации необходимо обратиться в ПРФ «Газпром газораспределение Пермь» с пакетом документов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (Том № 1 л.д. 83-84).

18.09.2018 ФИО1 обратилась в Администрацию Усть-Качкинского сельского поселения, Совет депутатов Усть-Качкинского сельского поселения с требованием повторного рассмотрения протокола № 1 от 16.06.2018 собрания жителей д. Гамы на ближайшем Совете депутатов (Том № 1 л.д. 66-69).

29.07.2019 между Администрацией муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» и ООО «ГНГ-Пермь» заключен муниципальный контракт № 100, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке схемы газораспределения части территории д. Гамы Усть-Качкинского сельского поселения Пермского края. Срок окончания работ по контракту – 01.11.2019. Стоимость работ составляет 300 000 рублей (Том № 1 л.д. 166-173).

28.11.2019 в адрес Администрации Усть-Качкинского сельского поселения представлены технические условия на проектирование схемы газоснабжения д.Гамы, составленные АО «Газпром газораспределение Пермь» (Том №2 л.д. 50-51).

Согласно ответу Прокуратуры Пермского района на обращение ФИО1 от 14.07.2020 в ходе проверки на основании информации, представленной администрацией Усть-Качкинского сельского поселения от 23.06.2020 № 723 установлено, что в декабре 2019 года администрацией Усть-Качкинского сельского поселения разработана и согласована с АО «Газпром газораспределение Пермь» схема газораспределения в д. Гамы Усть-Качкинского сельского поселения Пермского края. Администрацией сельского поселения проводится работа по поиску источников софинансирования для: разработки проекта планировки и проекта межевания части территории д. Гамы, с целью размещения линейных объектов; получение технических условий на проектирование в АО «Газпром газораспределение Пермь»; разработки проектно-сметной документации на объект; проведение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. Кроме того, с 2015 года администрацией поселения направлялись письма в АО «Газпром газораспределение Пермь», Министерство строительства и ЖКХ Пермского края, Министерство территориального развития Пермского края, депутату Законодательного собрания, главе г.Перми, администрацию г.Перми, администрацию Пермского муниципального района с просьбой о содействии во включении населенных пунктов на территории Усть-Качкинского сельского поселения в инвестиционную программу при партнерстве с АО «Газпром газораспределение Пермь» и по вопросу включения мероприятий по газификации Усть-Качкинского сельского поселения на условиях софинансирования с целью привлечения средств федерального бюджета в рамках действующей на территории Пермского края целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», на которые получены ответы о возможности включения проекта газификации населенных пунктов в инвестиционную программу сетевой газовой организации с учетом принципа очередности исходя из даты подачи заявок и наличием готовых проектных решений. Также в адрес руководителей различных организаций направлены письма, с просьбой поддержать инициативу газификации названного населенного пункта. (Том № 1 л.д. 161-165).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 218, 226 КАС РФ, ст.ст. 14, 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии доказательств бездействия административных ответчиков, выраженное в не организации мероприятий по газификации д. Гамы Пермского района Пермского края. При этом суд исходил из того, что бюджет администрации сельского поселения не превышает 30 миллионов рублей в год; администрацией решаются вопросы местного значения иного характера; в течение длительного периода времени ведется переписка по вопросу газификации населенного пункта д. Гамы; администрацией Усть-Качкинского сельского поселения в 2018 году направлен в АО «Газпром газораспределение Пермь» запрос на техническую документацию на разработку схемы газификации, в 2019 году получена схема газификации д. Гамы; запрошена информация о стоимости строительства газопровода по д. Гамы; на Совете депутатов Усть-Качкинского сельского поселения решаются вопросы об утверждении Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Усть-Качкинского сельского поселения Пермского края на 2021-2030 гг., включая д. Гамы в список населенных пунктов, подлежащих газификации.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами в силу следующего.

В соответствии с действующим правовым регулированием, а также на основании Устава Администрации Пермского муниципального района, Устава Администрации Усть-Качкинского сельского поселения организация газоснабжения на территории Усть-Качкинского сельского поселения относится к компетенции Администрации Усть-Качкинского сельского поселения и Администрации Пермского муниципального района, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 943-п утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Пермского края на 2017-2021 годы, в которую не был включен объект «Строительство газораспределительного газопровода в д. Гамы».

Проект на строительство газопровода в д. Гамы Пермского района и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта отсутствуют.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае планирования строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также случаев, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории") подготовка документации по планировке территории является обязательной.

В силу п. 8 ч. 4 ст. 42 ГрК РФ сведения о линейных объектах подлежат отражению в проектах планировки территории.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 55 ГрК РФ проекты планировки и межевания территории являются необходимыми документами для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» проектная документация является необходимым документом, на основании которого производится строительство газопровода, что следует из раздела 4 «Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе проектирования».

Административными ответчиками в нарушение ч. 11 ст.226 КАС РФ не представлены доказательства реализации своих полномочий, предусмотренных нормативно-правовыми актами, по организации мероприятий газоснабжения населения д. Гамы Пермского района, что свидетельствует о незаконном бездействии органов местного самоуправления.

Установлено, что по состоянию на 2017 год, Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Пермского края на 2017-2021 годы предусматривала газификацию д.Гамы Пермского района, однако, как следует из представленной в материалы дела переписки административного истца с органами государственной власти, глава Пермского муниципального района ФИО5 отказался от участия д. Гамы в Программе газификации на 2017-2021 годы и финансировании подготовки проектной документации.

Указанный населенный пункт не включен в Региональную программу газификации, проект планировки территории, содержащий сведения о строительстве этого линейного объекта отсутствует.

Начиная с 2016 года жители д. Гамы обращались в органы местного самоуправления с проблемой отсутствия газопровода. Вопрос о наличии технической возможности присоединения к существующему газопроводу, расположенному вблизи д.Гамы Пермского района с последующей выдачей технических условий административными ответчиками начал прорабатываться только в 2019 году. Так из материалов дела следует, что администрацией МО «Усть-Качкинское сельское поселение» и ООО «ГНГ-Пермь» 29.07.2019 был заключен муниципальный контракт на разработку схемы газоснабжения д. Гамы, исполненный ООО «ГНГ-Пермь», и оплаченный администрацией в феврале 2020 года. Однако последующего согласования проектно-сметной документации по газификации указанного населенного пункта, разработки проекта планировки территории, подачи заявки на субсидирование работ, со стороны административных ответчиков не последовало.

Региональным законодательством Пермского края установлены способы получения муниципалитетами субсидий из регионального бюджета для покрытия затрат органов местного самоуправления, в том числе на проведение газификации населенного пункта.

Так Постановлением Правительства Пермского края от 25.03.2019 г. №214-п утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на проведение проектных работ и строительство распределительных газопроводов на территории муниципальных образований Пермского края в рамках Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Пермского края на 2017-2021 годы.

Данный Порядок определяет цель, условия и порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение проектных работ и строительство распределительных газопроводов на территории муниципальных образований Пермского края в рамках Региональной программы газификации Пермского края.

В силу п. 1.3. Порядка предоставления субсидий под мероприятием в данном Порядке подразумевается комплекс проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ (в том числе авторский надзор и строительный контроль) на объекте.

Согласно п. 1.4. Порядка, софинансирование мероприятий осуществляется в следующей пропорции: не более 95,0% из средств бюджета Пермского края, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме субсидии; не менее 5,0% из средств бюджетов муниципальных образований.

Изменение данной пропорции субсидирования мероприятий по проектировке и строительству газопроводов Порядком предоставления субсидий не предусмотрено.

Пунктом 1.5. Порядка определено, что софинансирование мероприятий, точка подключения которых находится на одном из межпоселковых газопроводов, указанных в Программе развития газоснабжения и газификации Пермского края на период с 2016 по 2020 год, утвержденной губернатором Пермского края и председателем Правления ПАО «Газпром», осуществляется в следующей пропорции: не более 99,9% из средств бюджета Пермского края, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме субсидии; не менее 0,1% из средств бюджетов муниципальных образований.

В разделе 3 Порядка предоставления субсидий определены условия проведения отбора муниципальных образований и предоставления субсидий из регионального бюджета.

В частности, в п. 3.1., 3.2. Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии выдаются на основании заявок со стороны муниципальных образований. Извещения о приеме заявок размещается в текущем финансовом году: в 2019 году - в срок не позднее 1 апреля, в последующие годы - в срок не позднее 15 ноября.

В силу п. 3.4. Порядка предоставлений субсидий заявки принимаются в течение 15 календарных дней со дня размещения извещения о приеме заявок, указанного в пункте 3.1 настоящего Порядка.

Судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренное данным Порядком получение субсидии носит заявительный характер и напрямую зависит от волеизъявления органов местного самоуправления. При этом вопрос формирования документов для подачи заявки напрямую зависит от усмотрения органов местного самоуправления.

Из сообщения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Пермского края следует, что у административных ответчиков имелась и имеется возможность участия в программах софинансирования, утвержденных в Пермском крае, в случае соответствия установленным требованиям. Однако, заявки на получение субсидий со стороны данных органов местного самоуправления (административных ответчиков) в адрес министерства не поступали.

Из пояснений представителей административных ответчиков, как в суде первой инстанции, так и апелляционной инстанции следует, что заявки для участия в отборе с целью предоставления субсидий из краевого бюджета для софинансирования реализации проектов по газоснабжению д. Гамы Пермского района никогда не подавались.

Судебная коллегия принимает во внимание, что до принятия постановления Правительства Пермского края 10.03.2021 № 139-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 25.03.2019 № 214-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий местным бюджетам на проведение проектных работ и строительство распределительных газопроводов на территории муниципальных образований Пермского края в рамках Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Пермского края на 2017-2021 годы» у Пермского муниципального района и Усть-Качкинского сельского поселения действительно была возможность заявиться на софинансирование в рамках данного порядка.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.04.2015 № 206-п «О предоставлении субсидий на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края и приоритетных региональных проектов» предусмотрена возможность субсидирования мероприятий по созданию объектов общественной инфраструктуры муниципального значения - объекты инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2019 № 1064-п утвержден порядок предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае, который предусматривает предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, связанных с реализацией мероприятий муниципальных программ (подпрограмм муниципальных программ), направленных на комплексное развитие сельских территорий.

К доводам административных ответчиков о том, что для подачи заявки на получение субсидии необходимо предоставление проектной документации в отношении газопровода, судебная коллегия относится критически, принимая во внимание, что Постановление Правительства Пермского края от 25.03.2019 г. № 214-п предусматривает предоставление субсидий как на проектировку газопроводов, так и на их строительство. Потому, для подачи заявки на субсидирование в целях проектировки газопровода не было необходимости предоставления проектной документации.

Из материалов дела следует, что жители д. Гамы обращались в представительный орган с просьбой об учете в бюджете средств на реализацию мер, связанных с газификацией д. Гамы, в чем им было отказано, а также неоднократно и на протяжении длительного времени обращались с просьбой организации газоснабжения, в том числе в администрацию Пермского муниципального района и администрацию Усть-Качкинского сельского поселения.

Так, согласно выписке из протокола № 102 очередного заседания четвертого созыва депутатов Усть-Качкинского сельского поселения от 17.11.2020 принят проект решения «О бюджете Усть-Качкинского сельского поселения на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов» (первое чтение) без изменений, предложенных жителями д. Гамы о выделении денежных средств на программу газификации в д. Гамы.

Позиция административных ответчиков о недостаточности бюджетных средств и нецелесообразности подачи заявок на софинансирование мероприятий по газификации д. Гамы Пермского района не основана на законе. Каких-либо объективных доказательств тому, что Министерство ЖКХ Пермского края вообще не предоставляет субсидии на мероприятия по газификации населенных пунктов, в том числе проектирование и строительство, административными ответчиками не представлено.

Материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривались те обстоятельства, что до настоящего времени газоснабжение д. Гамы Пермского района не организовано. Возможности подключения жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения не имеется ввиду отсутствия газораспределительной системы. В бюджете не предусмотрены средства на финансирование разработки проектно-сметной документации и строительство этих сетей. Административными ответчиками заявок для участия в отборе с целью предоставления субсидий из краевого бюджета для софинансирования реализации проектов по газоснабжению сельской местности не представлялось.

Между тем, административные ответчики в силу требований закона обязаны обеспечить бесперебойное и качественное газоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на организацию газоснабжения.

В нарушение требований ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7, 8.1. Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 4 Устава Администрации Пермского муниципального района, ст. 3 Устава Администрации Усть-Качкинского сельского поселения, административными ответчиками допущено неисполнение обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами.

Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков, выраженное в не организации мероприятий по газоснабжению д.Гамы Пермского района Пермского края, чем нарушаются права и законные интересы как административного истца, так и других жителей данного населенного пункта, и создаются препятствия в доступе населения к коммунальным услугам по газоснабжению. Потому решение суда первой инстанции не может быть признано законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца (п. 2 ст. 309 КАС РФ).

Определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, судебная коллегия согласно требованиям ч. 9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на администрацию Пермского муниципального района, администрацию муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» организовать мероприятия по газоснабжению д. Гамы Пермского района Пермского края, что соотносится с характером и предметом заявленных требований, т.е. указанным административным истцом способом.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 24 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконными бездействия администрации Пермского муниципального района, администрации муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» выразившиеся в непринятии действий по газификации д. Гамы Пермского района Пермского края.

Возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального района, администрацию муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» организовать мероприятия по газоснабжению д. Гамы Пермского района Пермского края.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: