ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2868/2023 от 10.01.2024 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Панова Н.А. УИД 49RS0001-01-2023-003420-22

Дело № 2а-2868/2023

№ 33а-12/2024 (№ 33а-997/2023)

10 января 2024 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Баюры Л.Н.,

судей Морозовой Л.С., Семёновой М.В.,

при секретаре Григорьевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Кулиева Ш.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области, должностным лицам Управления Министерства внутренних дел по Магаданской области Денисову Д.Е., Володиной Т.А., Чирковой Е.В., Головиной Л.В. о признании незаконным решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,

по апелляционной жалобе Кулиева Ш.А. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 19 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., пояснения административного истца Кулиева Ш.А., его представителя Драча А.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области Ганчар А.Ю. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Кулиев Ш.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области (далее – УМВД России по Магаданской области, Управление) о признании незаконным решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В обоснование административного иска указал, что являлся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 (далее – Государственная программа), о чем ему выдано свидетельство.

Данное свидетельство 15 ноября 2022 года незаконно аннулировано административным ответчиком по мотиву того, что в заявлении об участии в Государственной программе он не указал прежнюю фамилию, имя и отчество родного брата.

Его брат менял фамилию, имя и отчество в 2011 году, тогда как заявление об участии в Государственной программе подано им 15 июля 2020 года, то есть через девять лет. Заполняя заявление, он не имел оснований полагать о том, что требуется сообщить сведения об изменении персональных данных родственника за столь продолжительный период. С учетом продолжительного периода времени он успел забыть о перемене братом фамилии, имени и отчества, так как привык обращаться к нему по новому имени.

Иное административным ответчиком не доказано, в связи с чем вывод административного ответчика о том, что им сообщены заведомо ложные сведения, нельзя признать обоснованным.

Полагал, что подпункт «г» пункта 25 Государственной программы предусматривает аннулирование свидетельства участника данной программы только в случае сообщения им заведомо ложных сведений о себе, а не о членах его семьи. При этом настаивал, что сведения о прежних персональных данных его брата не являются сведениями о нем.

В связи с изложенным считал, что у УМВД России по Магаданской области отсутствовали правовые основания для аннулирования свидетельства участника Государственной программы, поскольку он не сообщал о себе заведомо ложные сведения, а только упустил возможность сообщить сведения о своем брате.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение УМВД России по Магаданской области от 15 ноября 2022 года об аннулировании выданного ему свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При этом просил суд восстановить срок обжалования данного решения, который пропущен им в связи с его юридической безграмотностью.

Определением Магаданского городского суда от 23 августа 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: заместитель начальника УМВД России по Магаданской области Денисов Д.Е., начальник ОВГ УВМ УМВД России по Магаданской области Володина Т.А., заместитель начальника УВМ УМВД России по Магаданской области Чиркова Е.В., начальник УВМ УМВД России по Магаданской области Головина Л.В., в качестве заинтересованных лиц привлечены: министерство труда и социальной политики Магаданской области, Кулиева А.А., несовершеннолетний А. в лице законного представителя Кулиевой А.А., Курбанов Ф.А., Курбанова Ш.Ф., несовершеннолетняя Ш. в лице законного представителя Курбановой Ш.Ф. (л.д. 117, 117 оборот).

Решением Магаданского городского суда от 19 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Кулиев Ш.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Указывает, что не сообщал заведомо ложные сведения о себе, а упустил возможность сообщить сведения о своем брате.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что прежние фамилия, имя и отчество брата не указаны им в заявлении об участии в Государственной программе умышленно с целью сокрытия его прежних персональных данных.

Отмечает, что не указал бы своего брата в заявлении об участии в Государственной программе в качестве члена своей семьи, если ему были известны его проблемы с репутацией. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии у него умысла на сокрытие сведений о прежних персональных данных брата.

Полагает необоснованным вывод суда о соблюдении баланса публичных и частных интересов, поскольку оспариваемое решение влияет на дальнейшее существование его семьи, ставит ее на грань выживания.

Считает, что нарушение его братом миграционного законодательства должно повлечь законные ограничения и последствия только в отношении брата, и не могло служить поводом для лишения его статуса соотечественника.

Настаивает, что срок оспаривания решения УМВД России по Магаданской области от 15 ноября 2022 года пропущен им по уважительной причине.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Магаданской области считает решение суда законным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Административные ответчики должностные лица УМВД России по Магаданской области, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

На основании положений части 6 статьи 226, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, исследовав принятые судом апелляционной инстанции новые доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Пунктом 13 Государственной программы (здесь и далее в редакции, действующей на момент подачи административным истцом заявления об участии в Государственной программе) предусмотрено, что решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года 196-р утверждена форма заявления об участии в Государственной программе содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В пункте 23 названной формы заявления указываются сведения о членах семьи, переселяющихся совместно с заявителем в Российскую Федерацию: фамилия, имя, отчество. В случае изменения фамилии, имени и отчества должны быть указаны прежние фамилия, имя и отчество члена семьи.

Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17 Государственной программы)

В силу подпункта «г» пункта 25 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения.

Аналогичные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы предусмотрены подпунктом 50.4 пункта 50 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного приказом МВД России от 12 марта 2020 года № 134 (далее – Административный регламент).

Материалами дела подтверждается, что Кулиев Ш.А. являлся гражданином <R>, 15 июля 2020 года он обратился в УМВД России по Магаданской области с заявлением об участии в Государственной программе, в котором помимо сведений о себе, указал в пункте 23 сведения о членах своей семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию: супруге Кулиевой (прежняя фамилия Рахматова) А.А., <дата> года рождения; сыне А., <дата> года рождения; брате Курбанове Фирдавсе Ахмадали угли, <дата> года рождения; супруге брата Курбановой (прежняя фамилия Мадалиева) Ш.Ф., <дата> года рождения; дочери брата Ш., <дата> года рождения (т. 1. л.д. 15, 17 оборот).

При заполнении заявления об участии в Государственной программе Кулиев Ш.А. собственноручно (личной подписью) подтвердил достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках.

Также он проинформирован об обстоятельствах, являющихся в соответствии с Государственной программой основаниями для отказа в выдаче и (или) аннулирования свидетельства участника Государственной программы и утраты его статуса, в том числе представление поддельных или подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений в заявлении.

По результатам рассмотрения заявления Кулиева Ш.А. УМВД России по Магаданской области 12 августа 2020 года принято решение № 70 о выдаче Кулиеву Ш.А. свидетельства участника Государственной программы и включении в него членов его семьи: супруги Кулиевой А.А., урожденной Рахматовой, сына А., <дата> года рождения; брата Курбанова Фирдавса Ахмадали угли, <дата> года рождения; супруги брата Курбановой Ш.Ф., урожденной Мадалиевой, дочери брата Ш., <дата> года рождения (т. 1 л.д. 144-145).

Свидетельство участника Государственной программы серии СС - №... выдано Кулиеву Ш.А. сроком до 12 августа 2025 года (т.1 л.д. 146).

Решением УМВД России по Магаданской области от 2 июля 2021 года Кулиеву Ш.А. заменено указанное свидетельство участника Государственной программы, из которого исключен член его семьи – Курбанова Ш.Ф. Свидетельство участника Государственной программы серии СС - №... на имя Кулиева Ш.А. признано недействительным, 2 июля 2021 года Кулиеву Ш.А. выдано новое свидетельство участника Государственной программы серии СС - №... (т.1 л.д. 149, 150-151).

На основании решения УМВД России по Магаданской области от 20 ноября 2020 года Кулиев Ш.А. принят в гражданство Российской Федерации на основании части 7 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», 4 декабря 2020 года им принесена Присяга гражданина Российской Федерации (т.1 л.д. 153-154, 155).

Как установлено судом, 20 сентября 2022 года Курбанов Ф.А., <дата> года рождения, обратился в отдел по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Магаданской области для получения консультации по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, представив документ, подтверждающий перемену им своих персональных данных.

Согласно справке, выданной Отделом ЗАГС <адрес><R> в 2011 году, гражданин Курбанов Фирдавс Ахмадали угли изменил фамилию с «Кулиев» на «Курбанов», имя «Фирдавси» на «Фирдавс», отчество с «Ахмадалиевич» на «Ахмадали угли» (т.1 л.д. 23).

Решением УМВД России по Магаданской области от 15 ноября 2022 года Кулиеву Ш.А. аннулировано свидетельство участника Государственной программы серии СС - №..., выданное 2 июля 2021 года, на основании подпункта «г» пункта 25 Государственной программы, в связи с тем что в заявлении об участии в Государственной программе от 15 июля 2020 года заявитель не указал прежние фамилию, имя и отчество родного брата Курбанова Фирдавса Ахмадали угли, <дата> года рождения, прежние фамилия, имя и отчество – Кулиев Фирдавси Ахмадалиевич (т.1 л.д. 43-44).

Кулиев Ш.А., полагая, что решение УМВД России по Магаданской области от 15 ноября 2022 года нарушает его права и законные интересы обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными законоположениями, пришел к выводу о законности оспариваемого решения.

При этом суд исходил из того, что решение УМВД России по Магаданской области от 15 ноября 2022 года принято уполномоченным должностным лицом УМВД России по Магаданской области в рамках предоставленных ему полномочий с учетом мнения уполномоченного органа исполнительной власти Министерства труда и социальной политики Магаданской области (решение от 28 сентября 2022 года № 18); у УМВД России по Магаданской области с учетом установленных по делу обстоятельств имелись основания для аннулирования свидетельства об участии в Государственной программе на основании подпункта «г» пункта 25 Государственной программы.

Выводы суда мотивированы, подробно изложены в судебном постановлении, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.

Не согласиться с данными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Из пункта 41 Административного регламента следует, что в заявлении об участии должны указываться все необходимые сведения, а также данная информация должна быть достоверной.

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления об участии сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления об участии, не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления об участии в загранаппарате МВД России или подразделении по вопросам миграции (пункт 97 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 99 Административного регламента сотрудник подразделения по вопросам миграции, уполномоченный на рассмотрение заявления об участии, обеспечивает проведение проверки сведений в отношении заявителя и членов его семьи, включенных в заявление об участии:

для выявления оснований, указанных в подпунктах 50.4., 50.8. и 50.9. пункта 50 Административного регламента (подпункт 99.1.);

о принятых решениях об административном выдворении, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (подпункт 99.5.).

В силу подпункта 50.4. пункта 50 Административного регламента в выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии, представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения.

Как следует из пункта 51 Административного регламента, кроме случаев, указанных в пункте 50 Административного регламента, в выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что рассмотрение заявления об участии в Государственной программе осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения по вопросам миграции, который перед принятием решения обеспечивает проведение проверки сведений в отношении заявителя и членов его семьи, включенных в заявление. Использование при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений, а также принятие в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации являются основаниями для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

При этом представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении об участии в Государственной программе, выявленные после выдачи свидетельства участника Государственной программы, влекут аннулирование ранее выданного свидетельства.

Вместе с тем выявление факта сообщения соотечественником заведомо ложных сведений о себе или членах своей семьи после выдачи свидетельства участника Государственной программы не является безусловным основанием для аннулирования свидетельства участника Государственной программы, за исключением случаев, когда отсутствовали законные основания для принятия уполномоченным органом решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

Как следует из предоставленных УМВД России по Магаданской области (от 26 декабря 2023 года № 26/25-26229) и УФСБ России по Магаданской области (от 7 января 2024 года № 2/85) сведений, в ходе ОРМ «Наведение справок», а также проверки базы данных МВД России установлено, что в отношении Кулиева Фирдавси Ахмадалиевича, <дата> года рождения, 13 мая 2011 года принималось решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации (выехал за пределы Российской Федерации 26 августа 2011 года). В целях обхода действующего запрета на въезд в Российскую Федерацию Кулиев Ф.А. изменил свои персональные данные на «Курбанов Фирдавс Ахмадали угли» и незаконно пребывал на территории Российской Федерации в период закрытия ему въезда, а именно с 19 декабря 2012 года по 21 декабря 2013 года.

В подпункте «а» пункта 26 Государственной программы определено, что помимо указанных в пункте 25 Государственной программы случаев, свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, если бы Кулиев Ш.А. указал в заявлении об участии в Государственной программе прежние фамилию, имя и отчество своего брата Курбанова Ф.А., в отношении которого было принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, то на основании подпункта «а» пункта 26 Государственной программы ему не было выдано свидетельство участника Государственной программы.

Установленные по делу обстоятельства, как верно указал суд первой инстанции, свидетельствуют о наличии у Кулиева Ш.А. оснований для утаивания факта изменения персональных данных своего брата, поскольку при указании данной информации для административного истца последовали бы негативные юридически значимые последствия.

При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что Кулиев Ш.А. сообщил заведомо ложные сведения о своем брате, в связи с чем у административного ответчика УМВД России Магаданской области имелись законные основания аннулировать выданное административному истцу свидетельство участника Государственной программы, является верным.

Данный вывод доводами апелляционной жалобы не опровергнут.

Доводы жалобы о том, что сообщение соотечественником заведомо ложных сведений о членах семьи не является основанием для аннулирования свидетельства участника Государственной программы, основаны на ошибочном понимании норм материального права, поскольку в пункте 25 Государственной программы (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) прямо указано на необходимость аннулирования свидетельства участника Государственной программы не только в случае сообщения заведомо ложных сведений о себе, но и о членах семьи, вписанных в заявление об участии в Государственной программе.

Ссылка в жалобе на применение статьи 28 Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 872) несостоятельна, поскольку в отношении Кулиева Ш.А. и членов его семьи решение о предоставлении статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы в соответствии со статьей 17 названной Государственной программы не принималось. Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 872 прямо не предусматривает возможность его применения к ранее сложившимся правовым отношениям.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к обстоятельствам, свидетельствующим об уважительности причин пропуска срока оспаривания решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, не может быть отнесена юридическая безграмотность.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного иска в установленный законом срок в жалобе не приведено, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, административным истцом не представлено.

При таком положении суд первой инстанции правильно указал на то, что административным истцом пропущен срок подачи административного иска об оспаривании решения УМВД России по Магаданской области, при этом отсутствуют уважительные причины для его восстановления.

Иные доводы апелляционной жалобы на законность принятого судом решения не влияют, не ставят под сомнение выводы суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулиева Ш.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение по административному делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 января 2024 года.