ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2876/20 от 25.03.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Жигалина Е.А. № 33а-1828/2021

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-2876/2020)

(42RS0005-01-2020-005590-23)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» марта 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Пронченко И.Е., Решетняка А.М.,

при секретаре Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 146 «Детский сад комбинированного вида» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства

по апелляционной жалобе государственного инспектора труда Толбанова Н.В. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 ноября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №40 «Детский сад комбинированного вида» (далее – МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида») обратилось с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

Требования мотивированы тем, что Государственной инспекцией труда в Кемеровской области в МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки был составлен акт проверки от 14.09.2020 № 42/7-3827-20-ОБ/12-11869-И/69137 и вынесено предписание от 15.09.2020 № 42/7-3827-20-ОБ/12-11936-И/69137 в адрес МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которым на истца возложены следующие обязанности:

в срок до 28.09.2020 внести изменения в приказ № 30 от 13.07.2020 об объявлении простоя в организации, либо отменить его и издать новый и считать время простоя возникшим по вине работодателя в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ.

произвести перерасчет выплат за период простоя с 13.07.2020 и доплатить работникам организации за этот период до суммы не менее 2/3 среднего заработка за каждый день простоя как того требует ч.1 ст. 157 ТК РФ.

Считает предписание инспекции необоснованным, незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства РФ по следующим основаниям.

Сославшись на ст.ст. 72.2, 157 ч.1,22, 56 ТК РФ, Письмо Минтруда от 24.05.2018 N 14-1/ООГ-4375 считают, что заведующей МБДОУ №40 «Детский сад комбинированного вида», являющейся должностным лицом, которое несло ответственность за соблюдение правил и норм трудового законодательства в связи с возникшей аварийной ситуацией в МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида», правильно соблюден порядок оформления простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, в соответствии с действующим законодательством РФ: ею незамедлительно был издан приказ от 13.07.2020 №30 «О временной приостановке деятельности МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида», в соответствии с п. 1. которого временно приостановлена образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми с 13.07.2020 г. до принятия решения о дальнейшей эксплуатации здания.

На основании п. 2 указанного приказа считать временем простоя, возникшим по причинам, независимым от работодателя и работника (ст.157 ТК РФ) сотрудникам МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида».

Вывод государственного инспектора труда Толбанова Н.В., изложенный в акте проверки от 14.09.2020 № 42/7-3827-20-ОБ/12-11869-И/69137 – о том, что обрушение потолочного перекрытия произошло из-за длительной эксплуатации этих перекрытий без капитального ремонта, не соответствует выводам акта технического осмотра перекрытий № АО 1 -17 от 16.07.2020 г. по результатам технического осмотра ООО «Ноострой».

В соответствии с этим актом при осмотре выявлены следующие дефекты и повреждения: отпадение штукатурного слоя в междуэтажном перекрытии; трещины в штукатурном слое междуэтажного перекрытия. Причины повреждения: физический износ штукатурки; увеличение веса штукатурного слоя за счет увеличения толщины в процессе текущих ремонтов (до 100мм); крепление подвесных потолков выполнено в штукатурный слой.

Кроме того, капитальный ремонт в учреждении проводится учредителем образовательного дошкольного учреждения за счет средств местного бюджета по мере необходимости при наличии заключения уполномоченной специализированной организации либо при наличии предписаний надзорных или контролирующих органов в плановом порядке.

Учредителем МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» является муниципальное образование город Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, управления образования администрации города Кемерово.

Причин проводить капитальный ремонт в здании образовательного учреждения до возникшей аварийной ситуации не возникало. Причин для мероприятий вынужденного ремонта не выявлялось. Учреждение работало в штатном режиме без происшествий.

Предписаний надзорных или контролирующих органов МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» в части необходимости ремонта потолка и штукатурки не выдавалось.

До аварийной ситуации, произошедшей 12.07.2020 в МБДОУ №40 «Детский сад комбинированного вида» видимые дефекты, трещины, осыпания штукатурки или еще какие-либо повреждения отсутствовали.

Обращения о проведении капитального ремонта в здании от МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» в адрес учредителя не направлялись, в связи с отсутствием необходимости такого ремонта.

Предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 15.09.2020 №42/7-3827-20-ОБ/12-11936-И/69137 является актом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания. За невыполнение в установленный срок предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 15.09.2020 № 42/7-3827-20-ОБ/12-11936-И/69137 установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Просил признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 15.09.2020 №42/7-3827-20-ОБ/12-11936-И/69137 в отношении МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» об устранении выявленных нарушений.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 20.10.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Государственный инспектор труда Толбанов Н.В.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 09.11.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №146 «Детский сад комбинированного вида».

Протокольным определением от 23.11.2020 произведена замена административного истца с МБДОУ №40 «Детский сад комбинированного вида» на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №146 «Детский сад комбинированного вида», с освобождением последнего от участия в деле в качестве заинтересованного лица.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 ноября 2020 года признано незаконным и отменено предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 15.09.2020 года №42/7-3827-20-ОБ/12-11936-И/69137 в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №40 «Детский сад комбинированного вида» об устранений нарушений трудового законодательства.

В апелляционной жалобе государственный инспектор труда Толбанов Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Полагает, что суд при разрешении спора неверно применил положения трудового законодательства. В пределах компетенций Государственной инспекции труда было установлено нарушение трудового законодательства, а именно неверное толкование причин простоя, указанных в приказе №30 от 13.07.2020 г., трудовой спор разрешен не был. Объявляя «простой по независящим причинам» работодатель из дает приказ №30 от 13.07.2020 г., однако, технический акт был составлен 16.07.2020 г., а приказ о простое 13.07.2020 г., что свидетельствует о том, что у истца не было оснований для объявления простоя.

На апелляционную жалобу принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Марченко М.Н., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что начальником Управления образования Администрации г. Кемерово 13.07.2020 г. издан приказ №750 «О закрытии МБДОУ №40-0 «Детский сад комбинированного вида», в соответствии с которым в связи с аварийной ситуацией (обрушение потолочного перекрытия) приказано приостановить образовательную деятельность и деятельность по уходу и присмотру МБДОУ №40-0 «Детский сад комбинированного вида» по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 18 с 07.00 часов 13.07.2020 года до завершения ремонтных работ. Трудовые отношения с сотрудниками МБДОУ №40-0 оформить в соответствии с действующим рудовым законодательством.

Во исполнение указанного выше приказа 13.07.2020 г. заведующая МБДОУ №40-0 издала приказ №30 о временном приостановлении образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу за детьми с 13.07.2020 г. до принятия решения о дальнейшей эксплуатации здания, о введении режима простоя, возникшего по причинам, независимым от работодателя и работника (ст. 157 ТК РФ) в отношении работников, указанных в списке и оплате времени простоя в размере 2/3 оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально времени простоя, в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

В списке лиц, на которые распространяется приказ №30 от 13.07.2020 года указаны, в том числе, логопеды ФИО10 и ФИО11 обратившиеся в Государственную трудовую инспекцию Кемеровской области с целью проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства, что подтверждается пояснениями заинтересованного лица – трудового инспектора Толбанова Н.В. и представителей административного истца.

В связи с обращением указанных лиц Государственной инспекцией труда в Кемеровской области издано распоряжение (приказ) от 27.08.2020 г. №42/7-3827-20-ОБ/12-11200-И/69137 о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №40 «Детский сад комбинированного вида».

Государственным инспектором труда Толбановым Н.В. 14.09.2020 г. составлен акт проверки №42/7-3827-20-ОБ/12-11869-И/69137 по результатам внеплановой, документарной проверки в отношении МБДОУ №40 «Детский сад комбинированного вида», а также выдано предписание №42/7-3827-20-ОБ/12-11869-И/69137, в соответствии с которым предписано: необходимо внести изменения в приказ №30 от 13.07.2020 года об объявлении простоя в организации, либо отменить его и издать новый и считать время простоя возникшим по вине работодателя в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ; произвести перерасчет выплат за период простоя с 13.07.2020 года и доплатить работникам организации за этот период до суммы не менее 2/3 среднедневного заработка за каждый день простоя как того требует ч. 1 ст. 157 ТК РФ.

Срок выполнения предписания установлен – 28.09.2020 г.

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений от 15 сентября 2020 г. не соответствует требованиям закона.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 355 ТК РФ к основным задачам федеральной инспекции труда отнесено обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу положений ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда среди прочего в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с п. 1 ч.1, п.п. 6, 9 ч. 2 ст. 14, п. 6 ст. 15, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, даты начала и окончания проведения проверки.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

При этом по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 356 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда, рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Давая правовую оценку заявленным требованиям, суд первой инстанции со ссылкой на требования ст. ст. 356, 357, 381 ТК РФ пришел к выводу о том, что при вынесении предписания Главный государственный инспектор труда превысил свои полномочия, поскольку вопрос о правомерности издания работодателем приказа об объявлении простоя и установлении размера оплаты времени простоя относится к категории индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению судом.

Судебная коллегия находит вывод суда верным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Обращение работников МБДОУ № 40 «Детский сад комбинированного вида» о не согласии с установленным размером оплаты труда на период простоя, послужившие основанием для проведения проверки, относится к индивидуальным трудовым спорам. Инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

По своему содержанию поданные работниками МБДОУ №40-0 в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области обращения в связи с установлением оплаты труда из расчета 2/3 оклада (должностного оклада) свидетельствовало о наличии неурегулированного трудового спора между работником и работодателем, являющимся по своей природе индивидуальным трудовым спором.

В предписании об устранении выявленных нарушений трудовой инспектор требует внести изменения в приказ №30 от 13.07.2020 года об объявлении простоя в организации, либо отменить его и издать новый и считать время простоя возникшим по вине работодателя в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ; произвести перерасчет выплат за период простоя с 13.07.2020 года и доплатить работникам организации за этот период до суммы не менее 2/3 среднедневного заработка за каждый день простоя как того требует ч. 1 ст. 157 ТК РФ, что свидетельствует о том, что он разрешил вопрос о праве работников, указанных в приказе на оплату труда в определенном инспектором размере, что относится к индивидуальному трудовому спору, подлежащему рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что требования подлежат удовлетворению.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе и опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил нормы материального закона и не нарушил процессуальный закон.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «25» марта 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: