Советский районный суд г. Махачкалы РД №2а-2896/2021
судья Мамаев А.К. УИД 05RS0038-01-2019-000627-07
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2021 г. по делу №33а-7620, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А.Н-К.,
судей Гончарова И.А. и Магомедова М. А.,
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, администрации МО «<адрес>» о признании действий (бездействия) администрации МО «<адрес>» незаконными, не выполнившими требования пункта 2.1 Постановлении Совета Министров РД от <дата>№ (ред. от 27.07.2016г), которая на основании его заявления от 02.10.2018г. не с формировала его личное дело, подлежащего переселению на новое местожительства, по форме согласно приложению №, и не направила в <адрес>, для представление в Управление и в отказе включить его семью, без согласия Управления в список переселенцев по наследству от ФИО2№ с <адрес> (Бонаюрт) <адрес> РД, для строительство жилого ФИО2 на ФИО2 тип-2, на вновь отведенных землях в <адрес> (Новострой), для восстановления права на ФИО2 и земельный участок, после реабилитации семьи чеченца Д-вых в 1991 году в свой конфискованный ФИО2 и земельный участок до <дата>, о признании действий Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> не выполнивший требование пунктов 1.1; 1.2; и 1.6 вышеуказанного положения о переселении в указанный в его заявлении от 01.10. 2018 г. и требование нормам действующего постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Даг.ССР, возложения обязанности на МО <адрес> выполнить требование пункта 2.1 Постановления Совета Министров РД от <дата>№ (ред. от 27.07.2016г), которая на основании его заявления от <дата> в МО <адрес> должна была сформировать его личное дело, подлежащих переселению на новое место жительства, по форме согласно приложению № и направить в <адрес>, для представление в Управление, возложении обязанности на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> выполнить требования пунктов 1.1; 1.2; 1.6 вышеуказанного положения о переселении указанный в его заявлении от 01.10. 2018 г. и иска в суд от 31.01.2019г. действующего постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Даг. ССР, путем включения семьи ФИО1 в отдельный список переселенцев по наследству от ФИО2 Шаги, для строительство жилого ФИО2 на вновь отведенных землях в <адрес> (Новострой) на ФИО2 тип-2, для восстановления права на ФИО2 и земельный участок, после реабилитации семьи чеченца Д-вых в 1991 году в свой конфискованный ФИО2 и земельный участок до <дата>, лишивший за измену Родине и возложении обязанности на Управление занести в базу данных на свой сайт по селам список семей переселенных в 1944 году 1518 ФИО2 лакцев в Чечню, список построенных 3053 ФИО2 в Новострое, список прошедший государственную комиссию на строительство 664 ФИО2 до 2025 года, список переданных ФИО2 чеченцам, переселенными лакцами в соответствии программой переселения, по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, администрации МО «<адрес>» о признании действия Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> и администрации МО «<адрес>» в отказе включить его семью в список переселенцев по наследству от ФИО2 "ФИО3 Шаги с села Ахар (Бонаюрт) <адрес> РД для строительство жилого ФИО2 на ФИО2 тип-2, на вновь отведенных землях в селе Ахар (Новострой) незаконными и возложении обязанности на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения в отдельный список переселенцев по наследству от ФИО2 Шаги для строительство жилого ФИО2 на вновь отведенных землях в селе Ахар (Новострой) на ФИО2 тип-2.
В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены исковые требования, в которых истец просит обязать Управление занести в базу данных на свой сайт список семей переселённых в 1944 году 1518 ФИО2 лакцев в Чечню, список построенных 3053 ФИО2 в Новострое, список прошедших гос.комиссию на строительство 664 ФИО2 до 2025 года и список переданных ФИО2 чеченцам в соответствии с программой переселения, как это было раньше у управления на своем сайте в свободном доступе и обязании Управление предоставить ФИО1 и суду ответ со стороны чеченцев представленный осенью 2019 года в адрес Управления, относительно ФИО2 сданных его матери чеченцам ФИО4 и ФИО5, который он не смог получить самостоятельно.
Административный иск мотивирован тем, что семья ФИО3№ жилье, проживание и прописку по состоянию на 1991 год получили еще в 1944 году, оставив двухэтажный ФИО2 в <адрес> ДАССР <дата> году и получив взамен ФИО2 и землю, согласно архивной справки <адрес> по открытому лицевому счету № в 1944 в колхозе им. Пушкина, выселенного чеченца.
ФИО2 согласно п.3.3 П.П.Р.Д за № (177) от <дата> в <адрес> (Бонайюрте) его мать при жизни передала по акту приема-передачи ФИО2 от <дата> наследнику ФИО14, как это предусмотрено по п. 22 П.П.Р.Д за № от 19.04.2007
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> установлен факт принятия истцом наследства в виде домовладения и земельного участка, для переселения, по адресу: с. (Ахар) <адрес>, открывшегося после смерти ФИО2, умершей <дата>, согласно архивной справке <адрес> РД № от <дата> по открытому лицевому счету № в 1944 г. в колхозе им. Пушкина.
Признание и возникновение права собственности в порядке наследования по закону, истцом зарегистрировано в ЕГРН <дата> на пожизненно наследуемые владения, расположенные в <адрес> (Ахар): ФИО2 53 кв. м, кадастровый № и земля 2 322 кв. м, кадастровый № по решению Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, согласно архивной справке от <дата> по открытому лицевому счету № в 1944г. в колхозе им. Пушкина.
В соответствии с распоряжением СНК СССР от <дата>№-сс, семья ФИО3 Шаги была насильственно переселено в составе родного села Ахар на земли высланных чеченцев в 1944 году для их освоения и после реабилитации чеченца в 1991 г., ее хозяйство подлежит переселить по программе переселения.
ФИО2 и земля, расположенные по адресу <адрес> (Бонаюрт) <адрес> РД, в котором проживала ФИО2, перешли после ее смерти в порядке наследования по закону в собственность истца ФИО1 в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое.
В соответствии с п. 1.1 Положения о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства, утвержденного постановлением Совета Министров РД от <дата>№, переселение жителей лакской национальности <адрес> осуществляется во исполнение постановления III съезда народных депутатов ДССР «О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Следовательно, у него возникает право на переселение на новое место жительства и строительства жилья на новом месте в порядке наследования и статус переселенца от ФИО2 и земельного участка ФИО3 Шаги переходит к нему.
На его обращение в Администрацию МО <адрес> с заявлением от <дата> и копией заявления от <дата> в Управление Правительства РД по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов с заявлением о включении его, как наследника в список переселенцев на новое место жительства в <адрес> (Новострой) по республиканской программе переселения, предусмотренной постановлением Правительства РД от 29.09.2017г. за № на период с 2018-2025 гг., получил не мотивированный отказ, выразившийся в неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления, заключающийся в следующем.
На основании его заявления от <дата> с приложенными копиями: решения суда от <дата>, зеленки на ФИО2 и землю, акта передачи ФИО2 чеченцу ФИО5 от <дата> и с копиями паспортов на свою семью, подлежащих переселению лакцев МО <адрес> в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения переселения должен был формировать его личное наследственное дело указанном в выше заявлении переселяемое на новое место жительства и направить на согласование в Управление, а вместо этого отвечает ему на прямую не по существу и отказывается восстановить права реабилитированного чеченца в 1991 г. семьи Д-вых на ФИО2 до 1944 г. конфискованным государством и отказывается его переселения в порядке наследования от ФИО2, а теперь от его ФИО2, установленного по решению суда от <дата> с оформленной зеленкой.
Ему построен ФИО2 тип-2 в 2008 г. как переселенцу в МО <адрес>, и построен он не по наследству от ФИО2 Шаги.
Управление, рассмотрев его заявление от <дата> по вопросу включения его по наследству от ФИО2 Шаги в список по строительству ФИО2 тип 2 в <адрес> (Новострой) отвечает не по существу.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>, администрации МО «<адрес>», удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия Администрации МО «<адрес>» в невыполнении требований п.2.1 Постановления Совета Министров Республики Дагестан от <дата>№ (редакции от <дата>) по заявлению ФИО1 от <дата>.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» рассмотреть заявление ФИО1 о включении в список на строительство ФИО2 тип-2 в МО «<адрес>» (Новострой) от <дата> в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 Постановления Совета Министров Республики Дагестан от <дата>№ (редакции от <дата>).
В удовлетворении остальной части иска отказать».
С этим решением не согласился административный истец ФИО1, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в отказанной части и вынести новое решение в соответствии с его административным иском к Управлению.
Представитель административного ответчика - Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес>ФИО8 в своих возражениях просит решение суда оставить без изменения.
На заседании коллегии ФИО1 поддержал свою апелляционную жалобу.
Представители административных ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представитель Управления просит рассмотреть дело в их отсутствие,
В связи с этим судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на нее, выслушав объяснения административного истца ФИО1, пришла к выводу, что решение суда является законным и обоснованным и оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от <дата> N 116/102 "О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории" все чеченцы и ингуши, проживающие в ЧИАССР, а также в прилегающих к ней районах, были переселены в другие районы СССР, а ЧИАССР как административная единица была ликвидирована. <адрес> был переименован в Новолакский. Переселение лакского населения <адрес> на новое место жительства осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".
В целях реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" принято Постановление Правительства РФ от 24.01.1992 N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР". III Съезд народных депутатов ДССР 23.07.1991 принял постановление "О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".
Согласно Положению о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Дагестан N 28 от 17.02.1993 г. п. 1.6, переселению на новое место жительства подлежат лакские семьи, проживающие в Новолакском районе, при условии обязательной прописки главы семьи в Новолакском районе по состоянию на 1991 год включительно (год принятия постановления 3 съезда народных депутатов ДССР от 23 июля 1991 г. "О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"), а также лица, временно выбывшие из района в связи с прохождением действительной военной службы в вооруженных силах, учебой, работой, но имеющие на его территории жилые дома и строения, принадлежащие им на праве личной собственности, при условии возникновения права собственности до 1991 года.
Во исполнение Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" и постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР", Правительством РД было принято Постановление от 08.02.2011 N 28 "Об утверждении республиканской целевой программы "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства" на 2011-2013 годы". Приложением №1 к республиканской целевой программе является "Список лакского населения Новолакского района, переселяемого на новое место жительства, по состоянию на 1 января 2008 года", а в последующем и Постановление Правительства РД от 29.09.2017 N 223 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района" на период 2018-2025 годов".
Как следует из п. 2.1. Постановления Совета Министров РД от 17.02.1993 N 28 (ред. от 27.07.2016) «О Положении о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства» Администрациями сельских поселений на основании заявлений жителей лакской национальности Новолакского района, подлежащих переселению в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Положения, формируются личные дела и составляются списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, по форме согласно приложению №2. Администрация муниципального района "Новолакский район" проверяет полноту, обоснованность и достоверность представленных документов в составе личных дел переселенцев и направляет их на согласование в Управление. После проведения проверки представленных материалов Управление в течение трех месяцев вносит указанные списки на рассмотрение и утверждение Комиссии.
Решением Советского районного суда г. Махачкала от <дата> по делу № г. заявление ФИО1 удовлетворено, установлен юридический факт принятия ФИО1 наследства для переселения в виде домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: с.(Ахар) Бонаюрт, <адрес>, РД, открывшегося после смерти ФИО3 Ш., умершей <дата>.
Согласно архивной справки архивного отдела Администрации МО «<адрес>» от <дата>№ в документах архивного фонда № Ахарский сельский совет в похозяйственной книге за 1944-1945 годы значится ФИО3 Ш.
Административный истец ФИО1 обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о включении его с семьей в список на строительство ФИО2 тип-2 в <адрес> по программе переселение лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановление <адрес> на период 2018-2025 годов.
Как следует из материалов дела, на обращение истца в орган местного самоуправления – Администрацией МО «<адрес>» в адрес ФИО1 направлен ответ от 29.11.2018г. № года, исходя из содержания которого, не усматривается факт сформирования личного дела и включения его в списки лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, по форме согласно приложению №.
Более того, в ответе от <дата> за № года Администрацией МО «<адрес>» ФИО1 сообщается, что упоминаемая в заявлении ФИО1 - ФИО3 Ш. умерла в 1944 году, а ФИО2, в котором она проживала в старом Ахаре (ныне Бонайюрт) находился в ветхом состоянии до 1957 годов. При этом в указанном ответе Администрацией МО «<адрес>» отмечается, что с точки зрения положений Программы переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства ФИО3 Ш. не может являться переселенкой, так как в список переселенцев могли попасть граждане, проживающие или же прописанные на территории <адрес> до 1991 года включительно.
Суд, удовлетворяя иск в части незаконности действий Администрации МО «<адрес>» указал, что вывод Администрации МО «<адрес>» сделанный в своем ответе от <дата> за № года о том, что ФИО3 Ш. не может являться переселенкой и сам ответ, являющий фактически отказом в формировании личного дела ФИО1 и направлении его вместе со списком лакских семей, переселяющихся на новое место жительства на согласование в Управление, не соответствует п.2.1. Постановления Совета Министров РД от <дата> N 28 (ред. от <дата>) «О Положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства».
Поэтому судом удовлетворены требования истца о признании незаконными действие (бездействия) Администрации МО «<адрес>» в невыполнении требований п.2.1 Постановления Совета Министров Республики Дагестан от <дата>№ (редакции от <дата>) по заявлению ФИО1 от <дата>.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 указанное обращение также направил в Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения Лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> которое ему дало ответ от <дата> за № г. в котором ФИО1 сообщается, что в настоящее время личное дело его семьи в Управлении отсутствует, что также ему было разъяснено на личном приеме у заместителя начальника Управления ФИО9, который по существу поставленных вопросов представил ему соответствующие разъяснения.
Суд признал действия Управления по отказу во включении ФИО1 в список по строительству ФИО2 типа 2 в <адрес> является обоснованными, поскольку Постановлением Совета Министров РД от <дата> N 28 (ред. от <дата>) «О Положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства» законными, указав, что непосредственно гражданам не предоставлено право предоставления личного дела в Управление, оно формируется и направляется в соответствии со списком органом местного самоуправления.
Вывод суда об отказе в удовлетворении требований истца в части признания незаконными действия (бездействия) Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> в невыполнении требований п.1.1, 1.2, 1.6 Постановления Совета Министров Республики Дагестан от <дата>№ по заявлению от <дата> и требований постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№ "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской ССР" и возложении обязанности на административных ответчиков включить семью ФИО1 в отдельный список переселенцев по наследству от ФИО2 Шаги, для строительства жилого ФИО2 на вновь отведенных землях в <адрес> (Новострой) на ФИО2 Тип-2 являются необоснованными, поскольку согласно п. 2.1. Постановления Совета Министров РД от <дата> N 28 (ред. от <дата>) «О Положении о порядке переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства» после проведения проверки представленных материалов Управление в течение трех месяцев вносит указанные списки на рассмотрение и утверждение Комиссии, судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Судом также отказано в удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> занести в базу данных на свой сайт по селам список семей переселенцев в 1944 году 1518 ФИО2 лакцев в Чечню, список построенных 3053 ФИО2 в Новострое, список прошедших государственную комиссию на строительство 664 ФИО2 до 2025 года, список переданных ФИО2 чеченцам, переселенными лакцами в соответствии с программой переселения.
Эти выводы суд апелляционной инстанции также считает законными и обоснованными, поскольку нормативных актов, обязывающих Управление публиковать запрашиваемые сведения в соответствующие базы данных не выносилось.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в части отказа в иске, судебная коллегия считает не обоснованными, они аналогичны тем, которые выдвигались истцом в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отвергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий А-Н.К Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
М.А. Магомедов
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 13 декабря 2021 г.