Судья Малахов С.Л. № 2а-2902/2020
Докладчик Теплякова И.М. № 33а-2902/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 06 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Тепляковой И.М.,
судей Кошелевой А.П., Шумовой Н.А.,
при секретаре Гартиг О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Задоя Ю. А. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 14 декабря 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Задоя Ю. А., Бакуна К. А., Рында Р. С.ёновны, Сакович С. Я., Саковича М. М.ича, Колупаевой Е. М., Шелка Е. П., Барахнина В. Б., Волошина И. Т., Лабынцевой Е. А., Лукушкина С. А., Карасёва Е. Б., Хлопушкина В. Г., Келле Л. И., Букреевой Л. Г., Серковой Л. И., Казачек О. Б., Перемановой Н. И., Кирилловой К. А., Клинцовой Е. М., Оськина П. Н., Калининой Т. Н., Колбиной Т. Л., Раевского Ю. В. к комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети, наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, мэрии города Новосибирска, департаменту культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения административного истца Задоя Ю.А., представителя административного ответчика Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска Ярлыковой Е.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административные истцы Задоя Ю. А., Бакун К. А., Рында Р. С.ёновна, Сакович С. Я., Сакович М. М.ич, Колупаева Е. М., Шелка Е. П., Барахнин В. Б., Волошин И. Т., Лабынцева Е. А., Лукушкина С. А., Карасёв Е. Б., Хлопушкина В. Г., Келле Л. И., Букреева Л. Г., Серкова Л. И., Казачек О. Б., Переманова Н. И., Кириллова К. А., Клинцова Е. М., Оськин П. Н., Калинина Т. Н., Колбина Т. Л., Раевский Ю. В. обратились в суд с административным иском, в котором просили:
- признать незаконным решение комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска от 27 марта 2020 года, которым оставлено без изменения наименование остановки «Площадь Свердлова» и снят вопрос о переименовании на «Собор Александра Невского»;
- признать действия по проведению 27 марта 2020 года заседания комиссии незаконными в связи с отсутствием кворума;
- возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административного истца путем принятия правомочным составом решения, с учетом мнения жителей города Новосибирска на момент начала заседания комиссии в 16 часов 00 минут 27 марта 2020 года, в связи с нарушением оспариваемым решением прав и законных интересов административных истцов.
- признать незаконным бездействие по невключению в порос о 16.03.2020, зарегистрированного 06.03.2020 за номером ПГ-05483 предложения о переименовании остановки «Площадь Свердлова» на «Собор Александра Невского».
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 14 декабря 2020 года административный иск удовлетворен частично; пункт 2 решения комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, выраженного в протоколе № 1 от 27.03.2020, признан незаконным; на комиссию по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска возложено рассмотреть предложение о переименовании ООТ «Площадь Свердлова» в соответствие с пунктами 2.7, 2.8 Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.09.2014 N 1164, по итогам учета мнения жителей города Новосибирска, полученного в результате голосования о переименовании ООТ «Площадь Свердлова», проходившего с 23 марта 2020 года по 30 марта 2020 года включительно.
С решением не согласился Задоя Ю.А., в апелляционной жалобе изложена просьба об изменении решения Центрального районного суда города Новосибирска от 14 декабря 2020 года с указанием следующего: возложить на комиссию по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска обязанность рассмотреть предложение о переименовании ООТ «Площадь Свердлова» в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.09.2014 N 1164, по итогам учета мнения жителей города Новосибирска, полученного в результате голосования о переименовании ООТ «Площадь Свердлова», проходившего с 23 марта 2020 года по 27 марта 2020 года до 16 часов 00 минут (на момент начала заседания комиссии), включительно; признать незаконным бездействие административного ответчика по невключению в опрос от 16.03.2020, зарегистрированного 06.03.2020 № ПГ-05483 предложения о переименовании остановки «Площадь Свердлова» на «Собор Александра Невского».
В обоснование доводов жалобы административный истец, не оспаривая правильности признания судом незаконным пункта 2 решения комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети города Новосибирска в протоколе № 1 от 27.03.2020, считает незаконным возложение на указанную комиссию обязанности рассмотрения предложения о переименовании ООТ «Площадь Свердлова» по итогам учета мнения жителей города Новосибирска в результате голосования, проходившего с 23 марта 2020 года по 30 марта 2020 года включительно.
Обращает внимание, что суд оставил без внимания довод истцов о том, что часть жителей города Новосибирска были осведомлены о запланированном на 16 часов 00 минут 27 марта 2020 года заседании комиссии, при этом после его проведения никто из представителей комиссии или мэрии не уведомлял горожан о том, что голосование продолжено и будет завершено 30 марта 2020 года. В связи с чем нарушены права части жителей города на голосование.
Судом не дана оценка представленному в судебное заседание в качестве доказательства протоколу заседания комиссии от 27 марта 2020 года, который, по мнению административного истца, является сфальсифицированным.
Кроме того исковые требования рассмотрены судом не в полном объеме, в частности не рассмотрено требование о признании незаконным бездействия административного ответчика по невключению в опрос от 16 марта 2020 года, зарегистрированного 06 марта 2020 года под номером ПГ-05483 предложения о переименовании остановки «Площадь Свердлова» на «Собор Александра Невского».
Полагает необходимым обязать административного ответчика провести новый опрос с целью соблюдения законных прав и интересов всех жителей города Новосибирска.
Указывает, что административным ответчиком нарушены положения, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка № 1164 и пункта 4.5 Положения №11135, поскольку последним не был представлен протокол, в котором бы было обобщено мнение жителей города.
Не исследованы и не учтены чрезвычайные меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции, объявленные уже в период проходящего дополнительного опроса в период с 23 марта по 30 марта 2020 года.
Кроме того судом не исследован вопрос объективности проведенного опроса на 30 марта 2020 года. Полагает, что увеличение за 2 дня количества проголосовавших более чем на 100 000 человек обусловлено многократностью голосования узкого круга одних и тех же лиц.
Просит учесть, что суд обязал комиссию рассмотреть предложение по итогам голосования, проходившего по 30 марта 2020 года включительно, тогда как голосование было завершено в 09 часов 00 минут 30 минут 2020 года.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно статье 7 Устава г. Новосибирска местное самоуправление в городе Новосибирске - форма осуществления населением города Новосибирска своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Новосибирской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города Новосибирска непосредственно и (или) через органы местного самоуправления города Новосибирска вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 28 статьи 9 Устава г. Новосибирска к вопросам местного значения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 15.12.2014 N 11135 утверждено Положение о комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска. (далее – Комиссия).
В соответствие пунктам 1.2, 1.3 Положения комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным в целях предварительного рассмотрения предложений о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, а также об изменении и аннулировании наименований.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска, а также Порядком присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований, установленным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.09.2014 N 1164 (далее – Порядок), и названным Положением.
Согласно пункту 4.7 названного Положения заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии.
Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии, а в его отсутствие - заместителя председателя, является решающим.
Согласно пункту 4.8. названного Положения по результатам заседания Комиссии оформляются решения о согласовании (отказе в согласовании) предложений о присвоении, изменении и аннулировании наименований (по каждому отдельному предложению) и протокол заседания Комиссии, которые подписываются председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя, и секретарем Комиссии.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.09.2014 N 1164 утвержден Порядок присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, изменения, аннулирования таких наименований и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска.
Согласно пункту 2.1 названного Порядка наименования присваиваются мэрией города Новосибирска. От имени мэрии полномочия по присвоению наименований осуществляет департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
Согласно пункту 2.2 названного Порядка предложения о присвоении наименований направляются в департамент структурными подразделениями мэрии в течение 10 дней со дня выявления элементов улично-дорожной сети, элементов планировочной структуры, в отношении которых отсутствует наименование, могут подаваться жителями города Новосибирска.
В целях предварительного рассмотрения предложений о присвоении наименований создается Комиссия по присвоению наименований. Персональный состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом мэрии. В состав комиссии включаются пять депутатов Совета депутатов города Новосибирска, делегированных решением Совета депутатов города Новосибирска (пункт 2.4 Порядка).
В течение двух дней со дня регистрации предложения о присвоении наименования департамент направляет его в Комиссию, а также в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (пункт 2.5 Порядка).
Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска в течение пяти дней со дня регистрации предложения о присвоении наименования направляет в комиссию:
информацию об отсутствии (наличии) в Едином реестре адресных наименований города Новосибирска предлагаемого наименования;
заключение о соответствии предлагаемого к наименованию элемента улично-дорожной сети, элемента планировочной структуры документации по планировке территории города Новосибирска (пункт 2.6 Порядка).
В целях выявления и учета мнения жителей города Новосибирска Комиссия в течение двух дней со дня регистрации предложения о присвоении наименования обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о поступившем предложении, порядке и сроке выражения жителями города Новосибирска мнения относительно наименования, который не может составлять менее семи дней.
По истечении указанного срока Комиссия обобщает мнение жителей города Новосибирска в протоколе, который размещается в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2.7 Порядка).
По итогам выявления и учета мнения жителей города Новосибирска Комиссия обеспечивает рассмотрение поступившего предложения о присвоении наименования. Срок рассмотрения предложения о присвоении наименования не должен превышать 20 дней со дня его регистрации в департаменте (пункт 2.8 Порядка).
Требования к наименованиям установлены пунктом 2.9 названного Порядка.
Согласно пункту 2.10 названного Порядка основания отказа в согласовании предложения о присвоении наименования служат:
- несоответствие предложения о присвоении наименования требованиям, предусмотренным пунктами 2.3, 2.9 Порядка;
- несоответствие предлагаемого к наименованию элемента улично-дорожной сети, элемента планировочной структуры документации по планировке территории города Новосибирска;
- выражение жителями города Новосибирска несогласия с предложением о присвоении наименования большинством мнений, полученных в соответствии с пунктом 2.7 Порядка.
Согласно пункту 2.11 названного Порядка Комиссия в течение двух дней со дня принятия решения о согласовании предложения о присвоении наименования либо об отказе в согласовании предложения о присвоении наименования направляет в департамент копию такого решения и протокол заседания Комиссии с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.6 и абзацем вторым пункта 2.7 Порядка.
В силу пункта 3.1. названного Порядка изменение наименований производится в порядке, установленном для присвоения наименований, с учетом требований раздела 3 Порядка.
В соответствии с пунктом 3.2 названного Порядка изменение наименований производится в следующих случаях:
- восстановление исторически сложившихся наименований;
- изменение функционального назначения элемента улично-дорожной сети, элемента планировочной структуры в соответствии с документацией по планировке территории города Новосибирска;
- в целях обеспечения соответствия наименования требованиям, установленным пунктом 2.9 Порядка.
Согласно пункту 3.3. названного Порядка отказ в согласовании предложения об изменении наименования производится по основаниям, предусмотренным пунктом 2.10 Порядка, а также в случае несоответствия требованиям пункта 3.2 Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06 марта 2020 года, 23.03.2020 в мэрию города Новосибирска от жителей города Новосибирска поступили предложение о переименовании ООТ «Площадь Свердлова» в «Собор Александра Невского».
В последующем на официальном сайте мэрии города Новосибирска в сети Интернет размещена информация о поступившем предложении, порядке и сроке выражения жителями города Новосибирска мнения относительно изменения наименования: с 23 марта 2020 18-00 по 30 марта 2020 09-00 час.
Решением Комиссии по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети наименований элементам планировочной структуры в границах города Новосибирска, выраженным 27 марта 2020 года по вопросу № 2 повестки дня - «О рассмотрении вопроса переименования ООТ «Площадь Свердлова», в связи с поступившими предложениями», данный вопрос снят с рассмотрения с одновременным отказом заявителям в переименовании. В обоснование отказа указано, что данное решение принято в связи с широким общественным резонансом по данному предложению, с учетом итогов общественного голосования на муниципальном портале мэрии <адрес>.
Частично удовлетворяя требования административного иска, суд исходил из подлежащих применению норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств. Так, согласно информации, размещенной на муниципальном сайте, период опроса установлен с 23 по 30 марта 2020г., однако оспариваемое решение принято Комиссией 27.03.2020, в нарушение п. 2.7 Порядка.
Кроме того, решение содержит два противоречивых результата: о снятии с рассмотрения вопроса и об отказе в переименовании, что не соответствует п.2.11 Порядка.
Принятое решение безусловно нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку не обеспечило правильное рассмотрение их предложений о переименовании.
При этом суд не установил оснований для обязания административного ответчика принять решение на дату 27.03.2020 на 16-00 часов, так как официальное окончание опроса было установлено в дату 30.03.2020.
Возложив обязанность на Комиссию о рассмотрении предложения в соответствии с п.п. 2.7, 2.8 Порядка суд исполнил положения ч. 9 ст. 227 КАС РФ, поскольку суд не вправе подменять решение уполномоченного органа.
Ссылка в жалобе на несоблюдение 20-дневного срока рассмотрения предложения при установлении периода голосования до 30.03.2020 не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку выражение мнения жителей города Новосибирска по поступившему предложению о переименовании не может составлять менее 7 дней. При этом доказательств того, что несоблюдение при этом 20-тидневного срока рассмотрения предложения привело к нарушению прав и законных интересов заявителей суду и судебной коллегии не представлено.
Довод заявителя о нарушении прав части жителей города на голосование после проведения заседания комиссии не подтвержден допустимыми доказательствами, опрос на муниципальном сайте продолжался до 30.03.2020, в связи с чем препятствий для принятия в нем участия у желающих лиц не имелось.
Вопреки доводам апеллянта, судом дана оценка протоколу комиссии от 27 марта 2020 года, в котором учтены итоги опроса, полученные только 30.03.2020. В связи с нарушением процедуры принятия решения и учета мнения жителей города Новосибирска оспариваемое решение признано судом незаконным.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый опрос инициирован по результатам поступления в уполномоченный орган многочисленных предложений граждан о переименовании остановки «Площадь Свердлова» на «Собор А. Н.» (л.д. 20-26, 53), в связи с чем доводы жалобы о бездействии административного ответчика по обращению от 06 марта 2020 года №ПГ-05483 подлежат отклонению за необоснованностью.
Суд на основании ч. 9 ст. 227 КАС РФ вправе обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения законодательства при принятии оспариваемого решения. Установление оснований для проведения нового опроса по вопросу переименования указанной остановки общественного транспорта находится в компетенции мэрии г. Новосибирска и соответствующей Комиссии, суд не вправе подменять деятельность уполномоченных органов.
Ссылки на нарушение административным ответчиком п. 2.7 Порядка при составлении протокола и проведении опроса, в котором могли участвовать не только жители города Новосибирска и не единожды, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку суд в резолютивной части решения обязал Комиссию рассмотреть предложение о переименовании ООТ «Площадь Свердлова» в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 Порядка, таким образом, процедура принятия решения должна соответствовать установленным нормативным требованиям. Согласно указанным положениям п.п. 2.7, 2.8 Порядка Комиссия обобщает мнение жителей города Новосибирска, по итогам выявления и учета мнения жителей города Новосибирска комиссия обеспечивает рассмотрение поступившего предложения о присвоении наименования. Таким образом, при рассмотрении Комиссией вопроса о переименовании учету подлежит мнение жителей города Новосибирска, что надлежащим образом отражено в резолютивной части судебного акта.
Указание судом в резолютивной части решения о том, что рассмотрение предложения необходимо провести по итогам учета мнения жителей г. Новосибирска, полученного в результате голосования с 23.03.2020 по 30.03.2020 включительно, соответствует размещенной на муниципальном портале информации, предусматривающей соответствующее время начала и окончания опроса: 23 марта 2020г. 18:00 – 30 марта 2020 09:00.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, потому судебной коллегией отклоняются.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Задоя Ю. А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи