ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-292/20 от 16.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО8

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-292/2020 Дело а-6459/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора ФИО5 района Республики Крым в интересах Республики Крым в лице уполномоченных органов – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Раздольненскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица – Администрация ФИО5 района Республики Крым, Глава Администрации ФИО5 района Республики Крым ФИО2, Ручьевский сельский совет ФИО5 района Республики Крым, Администрация Ручьевского сельского совета ФИО5 района Республики Крым, Председатель Ручьевского сельского совета – глава Администрации Ручьевского сельского поселения ФИО5 района Республики Крым ФИО3, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения органа местного самоуправления незаконным, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Председателя ФИО5 районного совета Республики Крым ФИО4 на решение ФИО5 районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения председателя ФИО5 районного совета Республики Крым ФИО4, представителя ФИО5 районного совета Республики Крым ФИО11, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым ФИО12, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор ФИО5 района обратился в интересах Республики Крым в лице уполномоченных органов Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» незаконным; обязать <адрес> совет Республики Крым отменить решение сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ФИО5 района Республики Крым по результатам надзорных мероприятий, в нарушение правовых норм и определенной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района, Раздольненским районным советом Республики Крым на сессии созыва принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , категория «земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования ФИО7 сельского поселения ФИО6<адрес> Республики Крым и за границами населенных пунктов, с «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2).

В связи с чем, на указанное решение ФИО6<адрес> совета Республики Крым прокуратурой ФИО5 <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования <адрес> Республики Крым - председателя ФИО6<адрес> совета Республики Крым принесен протест , по результатам рассмотрения которого решением внеочередной сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым созыва от ДД.ММ.ГГГГ протест отклонен, законные и обоснованные требования прокуратуры ФИО6<адрес> Республики Крым об отмене противоречащего закону правового акта не исполнены. Учитывая, что решением об изменении вида разрешенного использования земельного участка были нарушены интересы Республики Крым в лице уполномоченных органов Совета Министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений, прокурор ФИО6<адрес> обратился в суд за защитой нарушенных прав.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. Признано решение сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» незаконным; возложена обязанность на <адрес> совет Республики Крым отменить решение сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Не согласившись с указанным решением, представитель ФИО6<адрес> совета Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность суда первой инстанции, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что в ходе судебного заседания административным ответчиком заявлялось ходатайство о применении срока исковой давности по данному административному делу, поскольку прокурор принимал участие в заседании сессии ФИО6<адрес> совета Республики Крым, когда было принято оспариваемое решение. Также судом первой инстанции не были удовлетворены ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля, который мог подтвердить присутствие прокурора при вынесении оспариваемого решения.

Кроме того, административный ответчик в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что <адрес> совет не является органом, уполномоченным правовыми нормами законодательства в сфере земельных правоотношений на изменение вида разрешенного использования земельных участков в рамках имеющихся у них полномочий, что явилось причиной вынесения неправосудного решения, которое нарушает права и законные интересы муниципального образования <адрес> Республики Крым

В поданных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора ФИО5 района Республики Крым просит решение ФИО5 районного суда Республики Крым оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО5 районного совета - без удовлетворения.

В судебном заседании председатель ФИО5 районного совета ФИО4, представитель ФИО5 районного совета ФИО11 просили апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в ней.

Прокурор отдела Прокуратуры Республики Крым ФИО12 просил решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым -р от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность», акта приема-передачи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, решением ФИО6<адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Республики Крым недвижимое имущество» земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м. принят в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Республики Крым.

Категория земли - сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование был установлен Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведения о видах разрешенного использования ранее учтенных объектов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в ЕГРН, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФИО6<адрес> совета Республики Крым 19 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» изменен вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного на территории ФИО7 сельского совета, ФИО5 <адрес> Республики Крым, с «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на «выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.2).

Прокуратурой ФИО5 <адрес> по результатам надзорных мероприятий были выявлены нарушения требований земельного законодательства при принятии <адрес> советом Республики Крым решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

В связи с чем, на указанное решение ФИО6<адрес> совета Республики Крым прокуратурой ФИО6<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования <адрес> Республики Крым - председателя ФИО6<адрес> совета Республики Крым принесен протест .

По результатам рассмотрения протеста согласно решения внеочередной сессии ФИО22 совета Республики Крым созыва от ДД.ММ.ГГГГ протест отклонен, законные и обоснованные требования прокуратуры ФИО5 района об отмене противоречащего закону правового акта не исполнены.

Удовлетворяя административное исковое заявление суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемого решения <адрес> советом Республики Крым не учтено, что в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уже содержались сведения о виде разрешенного использования заявленного земельного участка, установленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при постановке его на кадастровый учет.

При этом полномочия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по установлению категории земельного участка и вида разрешенного использования, в случае, если участок как объект гражданских прав был сформирован до ДД.ММ.ГГГГ, следует из Положения, в соответствии с которым установление вида разрешенного использования земельного участка органами местного самоуправления осуществляется только в случае, если такой вид не был установлен Госкомрегистром. И кроме того, в нарушение ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» административным ответчиком было принято решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой без учета заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Вместе с тем произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности. Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности: для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Данный классификатор не разделяет виды использования, следовательно, вспомогательные виды разрешенного использования, введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков.

Так, сельскохозяйственное использование, код 1.0, включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 (растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, свиноводство, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных,

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Раздольное, земельный участок с кадастровым номером относится по территориальному планированию к земля сельскохозяйственных угодий.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон № 6-ФКЗ).

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены «Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.

На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и «Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель» (далее - Таблица).

Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

Далее в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16.03.2014 с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3 - 8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.

Таким образом, Положением № 378 установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Российским законодательством.

Вместе с тем, обращаясь с исковым заявлением в суд прокурор ФИО6<адрес> Республики Крым указывает на нарушение ответчиком при вынесении оспариваемого решения п.п. 19, 20 Положения, указывая на то, что <адрес> совет Республики Крым не является органом, уполномоченным правовыми нормами законодательства в сфере земельных правоотношений на перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую, изменение их вида разрешенного использования.

Так, в соответствии с положениями п.п. 19, 20 Положения (на момент вынесения оспариваемого решения) перевод земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фонда в земли иных категорий независимо от их форм собственности осуществляется Минимуществом, за исключением случаев их включения в границы населенного пункта.

До момента внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости земель по муниципальному району, но не позднее 1 января 2019 года, Минимуществом осуществляется перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию при размещении объектов, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и федеральными программами, осуществляется без учета условия, предусмотренного относительно проверки превышения кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При наличии документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется Госкомрегистром в соответствии с Таблицей одновременно с изменением разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем, каких-либо данных о переводе категории земель в материалах дела не имеется.

Так, как следует из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на территории ФИО7 сельского совета, участок , поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ категория земли указана как «земли сельскохозяйственного назначения», целевое назначение «для ведения фермерского хозяйства».

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО23 В.С. в адрес главы Администрации ФИО5 района Республики Крым ФИО11 поступило заявление, согласно которого она просит с учетом заключенного договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и использования его исключительно для выращивания зерновых культур, внести изменения в указанный договор, изменив вид разрешенного использования на выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур (код 1.2).

По результатам рассмотрения поданного заявления сессией созыва ФИО6<адрес> совета Республики Крым было принято оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования».

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (часть 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 года – Далее № 171-ФЗ).

Федеральным законом от 22 июля 2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Классификатор предусматривает, в том числе, такие виды разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование (1.0). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером имеет вид функционального использования земельного участка - «для ведения фермерского хозяйства», вид разрешенного использования земельного участка – «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), что и было внесено Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с представленной <адрес> советом Республики Крым выкопировки из картограмм агропроизводственных групп почв ФИО7 сельского поселения ФИО6<адрес> с выделением границ земельного участка с кадастровым номером подтверждающих обоснованность причин, послуживших принятию оспариваемого решения, а также правовых последствий в части распоряжения земельным участком, указанным в решении, рекомендованный вид использования групп почв земельного участка - «под пашню».

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведение вида разрешенного использования участка в соответствии с Классификатором не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, и, следовательно, обусловленные этим изменения могут быть внесены в договор аренды.

Таким образом, в пределах указанных в пунктах 11-13 статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ полномочный орган местного самоуправления не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему Классификатору.

В связи с чем, судом учитывается, что вынесенное решение было принято на основании поданного заявления правообладателя в отношении земельного участка, принятого из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Ркспублики Крым без изменения категории земель и приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с целями его использования.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Совокупности указанных оснований судом не установлено в рамках заявленных исковых требований.

Кроме того, согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Возражая против заявленного административного искового заявления представитель ответчика ФИО1 совета Республики Крым указывает, что с учетом неприменения к оспариваемому решению положений п.п. 12, 15, 17, 19 Положения, каких-либо нарушений интересов Республики Крым в лице уполномоченных органов субъекта – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым при принятии решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> Республики Крым, не имеется.

Так, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2004 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве

параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросам местного значения муниципальных районов.

Категория земель, на что ссылается прокурор ФИО5 района Республики Крым в поданном иске, не изменяется, земельный участок передан из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> Республики Крым, таким образом, при рассмотрении дела административным истцом не представлены доказательства нарушения непосредственно прав Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в рамках поданного и рассматриваемого административного искового заявления.

Таким образом, учитывая, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела и представленным доказательствам, решение ФИО5 районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение ФИО5 районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора ФИО5 района Республики Крым в интересах Республики Крым в лице уполномоченного органа – Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в соответствующий суд кассационной инстанции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: З.И. Курапова

Н.Р. Мостовенко