ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-295/2021 от 15.06.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Минина В.А. Дело № 33а-2531/2021

№ 2а-295/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

ФИО1

судей

ФИО2, Никонова К.Ф.

при секретаре

ФИО3

с участием прокурора

Шибановой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Вятские Поляны на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 01.04.2021 по административному исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора к МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области о возложении обязанностей по устранению нарушений лесного законодательства, которым постановлено:

Административный иск Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Вятские Поляны по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

Обязать муниципальное образование администрацию г. Вятские Поляны:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда

установила:

Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области, в котором просил:

Признать незаконным бездействие МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

Обязать МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны.

В обоснование своих требований указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства администрацией г. Вятские Поляны, в ходе которой установлено, что на территории г. Вятские Поляны имеются городские леса площадью 242 га. Вместе с тем, в нарушение норм лесного законодательства право собственности на данные лесные участки, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. Вышеуказанные нарушения лесного законодательства нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация города Вятские Поляны просит указанный судебный акт отменить как незаконный и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что заявленные исковые требования подлежат применению к лесным участкам, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию, однако таковых у города Вятские Поляны согласно выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования, не имеется. Просят решение отменить.

Вятскополянский межрайонной прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы, законность и обоснованность принятого решения.

Администрация города Вятские Поляны, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участие своего представителя не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Кировской области, Министерство лесного хозяйства Кировской области, Министерство охраны окружающей среды Кировской области, в судебное заседание не явились, участие своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Лесной отдел Министерства лесного хозяйства Кировской области Вятскополянского лесничества заявил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствии своего представителя.

Представитель прокуратуры Кировской области Шибанова Н.Е. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда на основании требований ст. 150, 307 КАС РФ полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с ЗК РФ. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего кодекса.

Согласно ст. 111 Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. С учётом особенностей правового режима защитных лесов определяются, в том числе городские леса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно сведениям представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области в границах МО городского округа город Вятские Поляны Кировской области имеются городские леса, которые по состоянию на 01.01.2021г. занимают 242 га общей площади. Согласно техническому отчету по инвентаризации земель в кадастровых кварталах г. Вятские Поляны на 2000 год, городские леса расположены в следующих кадастровых кварталах г. Вятские Поляны Кировской области:

- в кадастровом квартале № 1 лесная площадь составляет 293022 кв.м (29,3 га);

- в кадастровом квартале № 2 – 452029 кв.м. (45,2 га);

- в кадастровом квартале № 4 – 202898 кв.м. (20,29 га);

- в кадастровом квартале № 27 – 455212 кв.м. (45,52 га);

- в кадастровом квартале № 52 – 37,54 га;

- в кадастровом квартале № 60 – 486216 кв.м. (48,62 га);

- в кадастровом квартале № 64 – 25,83 га.

Вместе с тем, администрацией города Вятские Поляны не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, не проведен государственный кадастровый учёт земельных участков, а также не разработан и не утвержден в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов.

Поскольку бездействие административного ответчика в сфере лесопользования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования суд первой инстанции установив вышеуказанные обстоятельства на основании представленных доказательств, пришел к выводу о допущенном бездействии со стороны административного ответчика в части исполнения требований законодательства в сфере лесопользования.

Доводы административного ответчика, о том, что указанные в решении суда нормы права подлежат применению только к лесным участкам, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию, отклоняются.

Так согласно п.19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Лесничества создаются на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (п.3 ч.2 ст.23 ЛК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.23 ЛК РФ создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.68.1 ЛК РФ проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При проектировании лесничеств осуществляются: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств.

Проектирование лесничеств является элементом лесоустройства (п.1 ч.1 ст.68 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Минприроды от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.10.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 5 и ч.7 ст.87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (ч.1 ст.70.1 ЛК РФ).

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (ч.5 ст.70.1 ЛК РФ).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч.7 ст.70.1 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст.8 ЛК РФ).

Согласно ст.10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст.92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Согласно ч.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ч. 14 ст. 41 настоящего Федерального закона; в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ч.5 с.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, правильными являются выводы суда о том, что субъектом, обладающим полномочиями, по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является администрация города Вятские Поляны, как орган местного самоуправления, на который возложены соответствующие обязанности.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Целью признания незаконными действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц является восстановление нарушенных прав. При этом, помимо указания на необходимость совершения определенных действий, исходя из положений п. 2 ч. 6 ст. 180, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд в своем решении должен установить срок, необходимый для восстановления нарушенного права. Вопреки данному требованию процессуального закона судом первой инстанции срок, необходимый для совершения действий по формированию земельных участков и разработке лесохозяйственных регламентов не установлен.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частью 3 статьи 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Вместе с тем, если при удовлетворении требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом первой инстанции не разрешен связанный с их удовлетворением вопрос, данный вопрос может быть разрешен судом апелляционной инстанции в апелляционном определении об изменении обжалованного решения (пункт 1 части 3 статьи 227, пункт 2 статьи 309 КАС РФ).

Разрешая вопрос об установлении срока исполнения судебного акта, судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда полагает необходимым указать следующее.

В силу действующего законодательства, органы местного самоуправления обязаны предпринимать необходимые действия по формированию земельных участков, на которых расположены городские леса, постановке их на кадастровый учет и внесении сведений о них в Государственный лесной реестр, а также разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

При этом порядок составления проекта бюджета муниципального образования регламентируется положениями гл. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает подготовку, разработку и утверждение среднесрочный финансовый план муниципального образования (ч. 4 ст. 169 БК РФ), утверждение его представительным органом муниципального образования с соблюдением процедуры предусмотренной нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и муниципальным правовым актом органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 184.1 БК РФ).

Учитывая необходимость проведения работ по установлению границ участков городских лесов и разработке необходимой лесоустроительной документации, осуществление которых в силу ст. 70 ЛК РФ возможно только посредством проведения торгов в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что в свою очередь влечет необходимость предусмотреть расходы на эти цели в бюджете муниципального образования, судебная коллегия считает разумным и достаточным по обжалуемому решению суда, исходя из специфики необходимой к выполнению работы, объема работ установить срок для исполнения обязанностей органа местного самоуправления до 31 декабря 2022 года, и, соответственно, решение районного суда в указанной части подлежит изменению.

Кроме того, как указано выше, согласно положениям ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления вправе реализовать полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования и собственность на которые не разграничена. Исходя из указанных полномочий, орган местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет только земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и собственность на которые не разграничена. Данное ограничение не нашло отражения в решении суда первой инстанции, в связи с чем решение в этой части подлежит уточнению.

В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия:

определила:

решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 01 апреля 2021 года изменить.

Установить срок для исполнения администрацией города Вятские Поляны возложенных судом обязанностей до 31 декабря 2022 года.

Указать, что обязанность поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны касается земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Вятские Поляны», собственность на которые не разграничена.

В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вятские Поляны - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 17.06.2021г.

Председательствующий: Судьи: