Судья Кишенская Н.А.
Докладчик Кошелева А.П.
№ 2а-296/2021
№ 33а-5531/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 15 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.
при секретаре Париновой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района города Новосибирска на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 18 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление МКУ Центр «Созвездие», поданное в интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании незаконным отказа администрации Ленинского района города Новосибирска в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в признании нуждающейся в жилых помещениях удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МКУ Центр «Созвездие», действуя в качестве законного представителя несовершеннолетней <данные изъяты> обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными решения администрации Ленинского района города Новосибирска от 2.03.2020 № 55/1-17/02632, от 22.05.2020 № 55.14/10/01465; возложить на администрацию Ленинского района города Новосибирска обязанность установить факт невозможности проживания <данные изъяты> в жилом помещении по адресу: <адрес> и принять решение о включении <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявления указано, что несовершеннолетняя <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, помещена в МКУ Центр «Созвездие». Родители несовершеннолетней: мать - <данные изъяты>. и отец - <данные изъяты> лишены родительских прав.
Жилого помещения в собственности несовершеннолетняя не имеет. Приказом администрации Дзержинского района города Новосибирска от 26.12.2017 № 1642-од за <данные изъяты> закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в собственности города Новосибирска. В названном жилом помещении зарегистрировано 7 человек, в том числе мать несовершеннолетней, квартиросъемщиком является <данные изъяты>
Для признания факта невозможности проживания несовершеннолетней в ранее занимаемом жилом помещении имеются несколько оснований: проживание матери, лишенной родительских прав, проживание <данные изъяты> не являющегося членом семьи несовершеннолетней, площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы.
20.01.2020 МКУ Центр «Созвездие» обратилось в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней <данные изъяты> в квартире <данные изъяты> дома <адрес>
02.03.2020 администрация Ленинского района дала ответ № 55/1- 17/02632, в котором отказала в рассмотрении вопроса по существу, мотивируя непредставлением правоустанавливающего документа на квартиру (копии ордера или договора социального найма).
По мнению истца, названный отказ неправомерен, поскольку Регламент не требует предоставления указанного документа. Также решение от 02.03.2020 № 55/1-17/02632 принято с нарушением требований Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г.
Учреждение приняло меры к получению ордера, но результата они не принесли.
19.05.2020 МКУ Центр «Созвездие» подало в администрацию Ленинского района заявление о включении <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
22.05.2020 администрация письмом № 55.14/10/01465 уведомило о приостановлении оказания услуги по обеспечению жилыми помещениями, указано на отсутствие документа, подтверждающего факт невозможности проживания <данные изъяты> в ранее занимаемом помещении.
По мнению истца, решение администрации Ленинского района является неправомерным, поскольку нормативно установленные правила (пункт 7 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) требуют предоставления данного документа только при его наличии.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 18 февраля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Судом постановлено признать неправомерным решение администрации Ленинского района города Новосибирска, изложенное в письме от 2.03.2020 № 55/1-17/02632.
Возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление об установлении факта невозможности проживания <данные изъяты> в жилом помещении по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
С указанным судебным решением не согласилась администрация Ленинского района города Новосибирска. В апелляционной жалобе изложена просьба отмене решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 18 февраля 2021 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что согласно подпункту 5 пункта 12 Административного регламента № 878 должно быть предоставлено либо свидетельство о государственной регистрации права (если сведения о регистрации права собственности на жилое помещение не внесены в Единый государственный реестр недвижимости) либо иной правоустанавливающий документ на жилое помещение.
Заявителем правоустанавливающий документ на жилое помещение по <данные изъяты>, право пользования которым было закреплено за несовершеннолетней <данные изъяты> на основании приказа администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 26.12.2017 № 1642-од, в администрацию Ленинского района г. Новосибирска представлен не был. Договор социального найма на данное жилое помещение не заключался.
Также апеллянт ссылается на необоснованное восстановление судом первой инстанции пропущенного срока на обращение в суд. МКУ Центр «Созвездие» имело возможность обратиться в суд в пределах установленного законом срока, уважительные причины пропуска срока у административного истца отсутствуют. Принятие мер досудебного урегулирования спора не требуется в силу закона.
На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. МКУ Центр «Созвездие» является законным представителем несовершеннолетней <данные изъяты>
Приказом администрации Дзержинского района города Новосибирска от 26.12.2017 № 1642-од за <данные изъяты> года рождения, сохранено право пользования квартирой <адрес>
Данное жилое помещение находится в собственности города Новосибирска, в нём зарегистрировано 7 человек, в том числе мать несовершеннолетней, лишенная родительских прав.
20.01.2020 МКУ Центр «Созвездие» обратилось в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней <данные изъяты> в квартире <адрес>.
02.03.2020 администрация Ленинского района дала ответ № 55/1- 17/02632, в котором отказала в рассмотрении вопроса по существу, мотивируя непредставлением правоустанавливающего документа на квартиру (ордера или договора социального найма).
19.05.2020 МКУ Центр «Созвездие» обратилось в администрацию Ленинского района г. Новосибирска с заявлением о включении <данные изъяты> в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
22.05.2020 МКУ Центр «Созвездие» уведомлено администрацией Ленинского района г. Новосибирска о приостановлении государственной услуги по включению <данные изъяты> в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до предоставления документа, подтверждающего факт невозможности проживания <данные изъяты> в ранее занимаемом жилом помещении.
Частично удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, ст. 27 Конвенции о правах ребенка, ст. 109.1 ЖК РФ, положениями Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития Новосибирской области от 02.10.2017 № 878, Административным регламентом, утвержденным приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 29.06.2015 № 583, ст.ст. 2, 219 КАС РФ, пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для принятия решения от 02.03.2020 у административного ответчика не имелось, такое решение нарушает права и законные интересы <данные изъяты>., а срок на обращение в суд подлежит восстановлению. Решение административного ответчика от 22.05.2020 правомерно, поскольку не представлен документ, подтверждающий факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении.
С выводами суда первой инстанции оснований не согласиться не имеется.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
В силу положений ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети- сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу п.15 ч.6 названной статьи Закона если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Министерства социального развития Новосибирской области от 2.10.2017 № 878 утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области государственной услуги по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Пунктом 12 Административного регламента утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе в электронной форме.
Подпунктом 5 пункта 12 регламента установлено, что для получения государственной услуги по выбору заявителя лично, по почте или через МФЦ представляются: копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, если сведения об этом не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) (свидетельство о государственной регистрации права, а в его отсутствие - правоустанавливающие документы на жилое помещение).
Пунктом 13 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении иных областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций и которые заявитель вправе представить.
В частности, заявитель вправе представить по собственной инициативе: копию документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, если сведения об этом праве внесены в ЕГРН, либо копию документа, подтверждающего сохранение права пользования жилым помещением (акт уполномоченного органа администрации муниципального района (городского округа) Новосибирской области, администрации района города Новосибирска о закреплении права пользования жилым помещением, договор социального найма, договор найма специализированного жилого помещения).
Пунктом 14 регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из совокупного содержания пунктов 12 и 13 Административного регламента следует, что поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права собственности <данные изъяты> на жилое помещение <адрес>, при этом и право собственности на это помещение у неё отсутствует, обязанности по предоставлению документов, предусмотренных пп.5 п.12 Административного регламента, у административного истца не имелось. Из буквального содержания п.12 Административного регламента следует, что он касается лиц, являющихся собственниками жилого помещения, у которых сведения о регистрации права собственности не внесены в ЕГРН. В таком случае заявитель – собственник обязан предоставить свидетельство о регистрации права, а при его отсутствии – правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие такого права, то есть права собственности.
Потому, подлежал применению п.13 Административного регламента, в соответствии с которым заявителем по собственной инициативе был предоставлен документ, подтверждающий сохранение права пользования жилым помещением - приказ от 26.12.2017 № 1642-од. При этом, документы, предусмотренные п.13 Административного регламента, государственный орган требовать у заявителя не вправе.
По изложенным основаниям, подлежат отклонению доводы апеллянта о непредоставлении административным истцом правоустанавливающих документов, что являлось основанием принятия решения от 02.03.2020 года
Выводы суда о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд являются правильными.
Административный истец обратился с иском в интересах несовершеннолетней ФИО1, которая относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенной категории населения.
Административный истец, предпринимал меры к запросу документов исходя из оснований полученного решения от 02.03.2020, действуя при этом в интересах несовершеннолетнего ребенка.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом решений.
Избранный судом способ защиты нарушенного права, как и выводы суда о законности решения административного ответчика от 22.05.2020 лицами, участвующими в деле, не оспариваются, в данной части решение суда не обжалуется. Эти выводы основаны на положениях ч.3 ст. 227 КАС РФ, а также п.13 Административного регламента, утвержденного приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 29.06.2015 № 583.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района города Новосибирска – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи