ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-299/2022 от 14.07.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Тугорева А.В.

Дело №33а-2103/2022

10RS0016-01-2022-000358-60

2а-299/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.

судей Коваленко В.В., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола помощником судьи Феоктистовым В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.03.2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что ФИО1 является собственником транспортных средств – грузового автомобиля «(...)», государственный регистрационный знак (...) грузового автомобиля «(...)», государственный регистрационный знак (...) и легкового автомобиля «(...)», государственный регистрационный знак (...), а, следовательно, налогоплательщиком транспортного налога. ФИО1 не уплатил в установленный законом срок транспортный налог за 2019 год, в связи с чем образовалась задолженность. Решением от 26.11.2019 № 223 ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ в виде штрафа в размере (...) руб. за неявку на допрос в качестве свидетеля за совершение налогового правонарушения, штраф административный ответчик не уплатил.

Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 г. в размере (...) руб. и пени в размере (...) руб., а также штрафа в размере (...) руб., в связи с чем мировым судьей 06.07.2021 был вынесен судебный приказ №2а-4081/2021 о взыскании с ФИО1 недоимки по налоговым обязательствам, который был отменен мировым судьей определением от 26.07.2021 по заявлению административного ответчика.

Административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере (...) руб., пени в размере (...) руб. и штраф в размере (...) руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на неизвещение судом первой инстанции о дате, времени и месте рассмотрения дела, а также истечение шестимесячного срока для обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что на допрос в качестве свидетеля он не вызывался, повесток не получал, что не было исследовано судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.

В отзыве на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда первой инстанции.

Представитель административного истца (...) против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные участвующие в деле лица в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В связи с реорганизацией Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Карелия произведена замена истца на правопреемника Управление ФНС России по Республике Карелия.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, за ФИО1 зарегистрированы транспортные средства - автомобиль «(...)», государственный регистрационный знак (...), мощность - (...) л.с. (с 23.05.2013), грузовой автомобиль «(...)», государственный регистрационный знак (...), мощность - (...) л.с. (с 01.08.2017) и легковой автомобиль «(...)», государственный регистрационный знак (...), мощность - (...) л.с. (с 20.02.2018).

На вышеуказанные транспортные средства Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2019 г. в сумме (...) руб.: для «(...)» – (...) руб. ((...) л.с.*12/12), для «(...)» – (...) руб. ((...) л.с.*12/12), для «(...)» – (...) руб. ((...) л.с. *12/12).

На неуплаченную сумму налога на имущество налоговым органом были начислены пени на неуплаченную сумму транспортного налога начислены в размере (...) руб.

Решением Межрайонной ИФС России № 2 по РК от 26.11.2019 № 223 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ст.128 НК РФ (неявка в налоговый орган в качестве свидетеля) с назначением штрафа в размере 1000 руб., штраф до настоящего времени не уплачен.

В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления: № (...) от 03.08.2020 (дата направления - 12.10.2020), №(...) от 28.07.2016 (дата направления - 03.08.2016), № (...) от 09.09.2017 (дата направления - 19.09.2017), № (...) от 23.06.2018 (дата направления - 15.07.2018), № (...) от 04.07.2019 (дата направления - 11.07.2019).

Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате транспортного налога, пени и штрафа: № 699 – 24.02.2021 (срок исполнения – до 17.03.2021), № 18209 – 10.09.2020 (срок исполнения – до 16.10.2020), № 14774 – 12.10.2020 (срок исполнения – до 19.11.2020), № 11904 – 12.10.2020 (срок исполнения – до 17.11.2020). Данные требования выставлены в отношении сумм транспортного налога и пени, срок исполнения последнего требования – 17.03.2021.

02.07.2021 в связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога МИФНС России № 10 по РК обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 спорной задолженности по налогам, пени и штрафу 06.07.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-4081/2021.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 26.07.2021 судебный приказ отменен в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно их исполнения.

24.01.2022 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, расчет подлежащих взысканию сумм налога произведен в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу с ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1, п. 2 ст. 44 НК РФ).

К региональным налогам относится транспортный налог (ст. ст. 14, 15 НК РФ).

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (в ред. Федерального закона от 20.10.2005г. №131-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона РК от 30.12.1999г. № 384-ЗРК «О республиканских налогах (ставках налога) и сборах» (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений) для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляла 10 руб. за лошадиную силу с 01.01.2017.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 25 руб. за лошадиную силу; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 65 руб. за лошадиную силу.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 указанного кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ, действовавшей на момент возникновения недоимки, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Вопрос соблюдения налоговым органом указанного срока проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве».

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что зарегистрированные за ФИО1 транспортные средства являются объектом налогообложения, исчисление транспортного налога административным истцом произведено с учетом сведений, предоставленных органами ГИБДД, осуществляющих учет и регистрацию транспортных средств, при этом обязанность по уплате имеющейся задолженности по транспортному налогу за 2019 год административным ответчиком не исполнена, суд обоснованно удовлетворил требования налогового органа.

Довод жалобы о пропуске налоговым органом процессуального срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу является несостоятельным в связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании недоимки по налоговым обязательствам подано в суд налоговым органов 24.01.2022, то есть в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа (26.07.2021).

Таким образом, налоговым органом соблюдены порядок и сроки принудительного взыскания транспортного налога, пеней и штрафа.

Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам и документам, представленным в материалы дела. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Довод жалобы о неизвещении административного ответчика судом первой инстанции о дате, времени и месте рассмотрения дела является несостоятельным, поскольку первоначально дело было назначено на 17.02.2022, впоследствии отложено на 09.03.2022, по адресу регистрации ФИО1 (Республика Карелия, г. (...), ул.(...), д.(...), кв.(...) этот же адрес указан административным ответчиком в апелляционной жалобе) судом первой инстанции была направлена почтовая корреспонденция с извещением административного ответчика о дате и времени рассмотрения дела, однако, по истечении срока хранения указанная корреспонденция была возвращена в адрес отправителя, что является надлежащим извещением стороны о месте и времени рассмотрения дела (ст.165.1 ГК РФ, п.п. 67, 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Также несостоятельным является довод жалобы о том, что ФИО1 на допрос в качестве свидетеля в налоговый орган он не вызывался, повесток не получал.

Как следует из предоставленных административным истцом материалов, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Республике Карелия направляла в адрес ФИО1 заказным письмом с уведомлением повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля от 06.09.2019, которая была получена ФИО1 13.09.2019г., в налоговый орган ФИО1 не явился, о чем был составлен акт от 09.10.2019, административному ответчику направлялось посредством почтовой связи решение МИ ФНС России №2 по РК № 223 от 26.11.2019 о привлечении его к ответственности за налоговое правонарушение, которое ФИО1 получил и обжаловал в вышестоящий налоговый орган, решением которого жалоба оставлена без удовлетворения.

Таким образом, административный ответчик знал о наличии у него обязанности по уплате штрафа, который им не оплачен.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.03.2022 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи