ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-29/2022 от 27.04.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Куковинец Н.Ю. № 33А-3752/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-29/2022)

(42RS0014-01-2020-000436-70)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» апреля 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегуновича В.Н., Киклевич С.В.,

при секретаре: Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Мысковского городского округа Тарасова А.А. на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 13 января 2022 года по делу по административному исковому заявлению Калиногорского Николая Алексеевича к Администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, Муниципальному казённому учреждению «Управление жилищно - коммунального хозяйства Мысковского городского округа» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Калиногорский Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, Муниципальному казённому учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично.

Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 года апелляционное определение Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года и решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года отменены в части.

В ходе рассмотрения дела административный истец Калиногорский Н.А. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении его права на предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание; признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении ведения дорожной деятельности между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь для обеспечения следующих его прав: права на обеспечение безопасности дорожного движения; права на предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание; права на охрану здоровья и медицинскую помощь; права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности; права на пожарную безопасность. Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в области противопожарного водоснабжения из-за отсутствия в поселке Балбынь площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды из реки Томь пожарной техникой в любое время года; признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в отношении включения в реестр муниципальной собственности Мысковского городского округа участков автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь. Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание истца по маршруту ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски за счёт удлинения маршрута №4 «Мыски-Подобас». Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 выполнить с учетом требований действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, следующие действия:

1) ремонт покрытия проезжей части и установку дорожных знаков на следующих участках автомобильной дороги от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дороги по улице Береговой поселка Балбынь:

- Участок №1: от конца асфальтированной дороги по адресу: г. Мыски, пос. Подобас, ул. Советская, д.62 (широта 53°46"09.60"С, долгота 87°39"47.43"В) до развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39,53.27"В), 0,23 км.

- Участок № 2: от развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39"53.27"В) до моста через реку Подобас (широта 53°46"15.41"С, долгота 87°39"59.73"В)), 0,12 км.

- Участок №3: мост через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"15.41"С, долгота 87°39"59.73"В до точки с широтой 53°46"15.22"С, долгота 87°40’0.46"В), 0163 км.

- Участок №4: от конца моста через реку Подобас (широта 53°46"15.22"С, долгота 87°40"0.46"В) до развилки №2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В), 0,299 км.

- Участок №5: от развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39"53.27"В) до начала брода через реку Подобас (широта 53°46"20.29"С, долгота 87°40"03.68"В), 0,244 км.

- Участок № 6: брод через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"20.29"С, долготой 87°40"03.68"В до точки с широтой 53°46"20.30"С, долготой 87°40"4.79"В), 0,0205 км.

- Участок №7: от конца брода через реку Подобас (широта 53°46"20.30"С, долгота 87°40"4.79"В) до развилки № 2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В), 0,0848 км.

- Участок №8: от развилки № 2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В) до начала участка в поле, подверженного размыву паводковыми водами (широта 53°46"28.99"С, долгота 87°40"42.89"В), 0,7 км.

- Участок № 9: участок дороги в поле, подверженный размыву паводковыми водами (координаты: от точки с широтой 53°46"28.99"С, долготой 87°40"42.89"В до точки с широтой 53°46"30.45"С, долготой 87°40"44.22"В), 0,1 км.

- Участок № 10: от конца участка дороги в поле, подверженного размыву паводковыми водами (широта 53°46"30.45"С, долгота 87°40"44.22"В) до развилки №3 (широта 53°46"29.57"С, долгота 87°41"58.44"В), 1,44 км.

- Участок № 11: от развилки №3 (широта 53°46"29.57"С, долгота 87°41"58.44"В) до развилки №4 (широта 53°46"30.67"С, долгота 87°42"0.74"В), 0,0578 км.

- Участок №12: от развилки №4 (широта 53°46"30.67"С, долгота 87°42"0.74” В) до начала моста через протоку Балгучак (широта 53°46"31.86", долгота 87°42"1.80,"В), 0,0235 км.

- Участок № 13: мост через протоку Балгучак (координаты: от точки с широтой 53°46"31.86"С, долготой 87°42’1.80"В до точки с широтой 53°46"33.00"С, долготой 87°42"2.25"В), 0,0627 км.

- Участок № 14: от конца моста через протоку Балгучак (широта 53°46"33.00"С, долгота 87°42"2.25"В) до развилки №5 (широта 53046"34.11"C, долгота 87°42"2.63"В), 0,0362 км.

Участок №15: от развилки №4 (широта 53°46"29.57"С, долгота 87°41"58.44"В) до начала участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"31.04"С, долгота 87°42"1.08"В), 0,0157 км.

Участок №16: от начала участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"31.04"С, долгота 87°42"1.08"В) до конца участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"33.04"С, долгота 87°42"1.79"В), 0,618 км.

- Участок №17: от конца участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"33.04"С, долгота 87°42"1.79"В) до развилки №5 (широта 53°46"34.11"С, долгота 87°42’2.63” В), 0,044 км.

- Участок № 18: от развилки №5 (широта 53°46"34. И"С, долгота 87°42"2.63"В) до развилки №6 (широта 53°46"34.41"С, долгота 87°42"6.99"В), 0,0774 км.

- Участок № 19: от развилки №6 (широта 53°46"34.4Г"С, долгота 87°42"6.99"В) до развилки №7 (широта 53°46"31.98"С, долгота 87°42"22.47"В), 0,3 км.

- Участок №20: от развилки №7 (широта 53°46"31.98"С, долгота 87°42"22.47"В) до въезда на земельный участок истца (широта 53°46"33.63"С, долгота 87°42"25.60"В), 0,0808 км.

- Участок №21: от развилки №6 (широта 53°46"34.41"С, долгота 87°42"6.99"В) до начала участка №2 дорог СНТ «Проектировщик» (широта 53°46"38.04"С, долгота 87°42"16.72"В), 0,231 км.

- Участок № 22: от въезда на земельный участок истца (широта 53°46"33.63"С, долгота 87°42"25.60"В) до начала участка №1 дорог СНТ «Проектировщик» (широта 53°46"43.37"С, долгота 87°42"3.16"В), 0,553км;

2) проведение обследования моста через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"15.41"С, долгота 87°39"59.73"В до точки с широтой 53°46"15.22"С, долгота 87°40"0.46"В, 0163 км.) организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста; установку перил моста не ниже 1,1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счёт установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста;

3) оснащение следующих участков автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь водопропускными трубами и монолитным и сборным цементобетонным покрытием, и основанием, а также материалами, стойкими к воздействию течения воды для обеспечения проезда автобусов, грузовых, пожарных автомобилей и снегоочистительной техники:

- Участок № 6: брод через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"20.29"С, долготой 87°40"03.68"В до точки с широтой 53°46"20.30"С, долготой 87°40"4.79"В), 0,0205 км;

- Участок № 9: участок дороги в поле, подверженный размыву паводковыми водами (координаты: от точки с широтой 53°46"28.99"С, долготой 87°40"42.89"В до точки с широтой 53°46"30.45"С, долготой 87°40"44.22"В), 0,1 км;

- Участок №16: от начала участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"31.04"С, долгота 87°42"1.08"В) до конца участка дороги через протоку Балгучак (широта 53°46"33.04"С, долгота 87°42"1.79"В), 0,0618 км.

4) проведение обследования моста через протоку Балгучак (координаты: от точки с широтой 53°46"31.86"С, долготой 87°42"1.80"В до точки с широтой 53°46"33.00"С, долготой 87°42"2.25"В, 0,0627 км) организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1,1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счёт установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста;

5) установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге по улице Береговой посёлка Балбынь от точки с широтой 53°46"33.63"С, долготой 87°42"25.60"В до начала участка №1 дорог СНТ «Проектировщик» с широтой 53°46"43.37"С, долготой 87°42"3.16"В), 0,553км., а также за пределами посёлка на расстоянии 100 м от точки с координатами: широта 53°46"38.1Г"С, долгота 87°42"16.54"В;

Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 создать в поселке Балбынь с учетом требований действующих нормативных актов в области противопожарного водоснабжения площадку с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и обеспечить проезд к ней пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой в любое время года;

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа до 31.03.2021 г. включить в реестр муниципальной собственности следующие участки автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь:

- Участок №1: от конца асфальтированной дороги по адресу: г. Мыски, пос. Подобас, ул. Советская, д.62 (широта 53°46"09.60"С, долгота 87°39"47.43"В) до развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39"53.27"В), 0,23 км.

- Участок № 2: от развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39"53.27"В) до моста через реку Подобас (широта 53°46"15.4Г"С, долгота 87°39"59.73"В),), 0,12 км.

- Участок №3: мост через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"15.41"С, долгота 87°39"59.73"В до точки с широтой 53°46"15.22"С, долгота 87°40"0.46"В), 0163 км.

- Участок №4: от конца моста через реку Подобас (широта 53°46"15.22"С, долгота 87°40"0.46"В) до развилки №2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В), 0,299 км.

- Участок №5: от развилки №1 (широта 53°46"15.59"С, долгота 87°39"53.27"В) до начала брода через реку Подобас (широта 53°46"20.29"С, долгота 87°40"03.68"В), 0,244 км.

- Участок № 6: брод через реку Подобас (координаты: от точки с широтой 53°46"20.29"С, долготой 87°40"03.68"В до точки с широтой 53°46"20.30"С, долготой 87°40"4.79"В), 0,0205 км.

- Участок №7: от конца брода через реку Подобас (широта 53°46"20.30"С, долгота 87°40"4.79"В) до развилки № 2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В), 0,0848 км.

- Участок №8: от развилки № 2 (широта 53°46"21.22"С, долгота 87°40"8.68"В) до начала участка в поле, подверженного размыву паводковыми водами (широта 53°46"28.99"С, долгота 87°40"42.89"В), 0,7 км.

- Участок № 9: участок дороги в поле, подверженный размыву паводковыми водами (координаты: от точки с широтой 53°46"28.99"С, долготой 87°40"42.89"В до точки с широтой 53°46"30.45"С, долготой 87°40"44.22"В), 0,1 км.

- Участок № 10: от конца участка дороги в поле, подверженного размыву паводковыми водами (широта 53°46"30.45"С, долгота 87°40"44.22"В) до развилки №3 (широта 53°46"29.57"С, долгота 87°41"58.44"В), 1,44 км.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес>, а также собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес>

Согласно п.7 ст. 16 федерального закона от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

В поселке Балбынь Мысковского городского округа отсутствует транспортное обслуживание населения. На просьбу истца, направленную в Администрацию Мысковского городского округа, в организации транспортного обслуживания (письмо № 52 от 5.06.2020 г.), получен отказ (письмо № 620 от 26.06.2020 г.).

Основание для отказа, связанно с тем, что истец не является жителем Мысковского городского округа (пункт 2.9 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утверждённого решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.01.2019 г. № 1-н далее Порядок) считает необоснованным. Истец на постоянной основе проживает в <адрес>.

Основание для отказа, связанное с отсутствием в заявлении истца к Главе администрации Мысковского городского округа № 52 от 05.06.2020 сведений, предусмотренных п. 2.5 Порядка, считает также необоснованным, т.к. эти сведения должны предоставляться лицами, которые планируют осуществлять перевозки пассажиров.

Кроме того, в соответствии с п.п.5 п.1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа; организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1980 года органы местного самоуправления бездействуют в осуществлении дорожной деятельности между поселками Подобас и Балбынь, а также в посёлке Балбынь. Истец и жители поселка Балбынь были вынуждены осуществлять строительство, ремонт мостов и дорог от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дороги по улице Береговой поселка Балбынь за счёт собственных средств.

Бездействие выражается в том, что дорога между поселками Подобас и Балбынь, а также в посёлке Балбынь не отвечает требованиям действующих нормативных актов в области дорожной деятельности (ГОСТР 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (на автомобильной дороге имеются просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, указанные в ГОСТе, ровность покрытия проезжей части также не соответствует нормативным требованиям); не обеспечивает безопасность дорожного движения и требует выполнения, ремонта покрытия проезжей части, установку дорожных знаков, которые на дороге отсутствуют.

Мост через реку Подобасс (участок дороги №3) является единственным средством переправы для жителей ул. Заречной посёлка Подобас и жителей поселка Балбынь. Мост обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей, включая автомобили скорой помощи и полиции. Однако его состояние не соответствует требованиям ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», поскольку перила моста ниже 1,1 м, частично вообще отсутствуют, расстояния между элементами заполнения перил в свету превышают 150 мм. Дорожная одежда на мосту отсутствует. Требуемый коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой не обеспечивается из-за отсутствия шероховатости металлического покрытия моста. На покрытии моста имеются выступы и отверстия, превышающие предельные размеры. Отсутствуют дорожные знаки. Стационарное электрическое освещение на мосту и подъездных дорогах к нему отсутствует. При этом мост находится на территории поселка Подобас. Ширина проезжей части моста составляет 2,4 м, что меньше нормативной ширины в 3,5 м. Отсутствует осмотр состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста, выполняемый техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также не проводится соответствующее обследование моста организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ. Не выполняется на основании таких осмотров восстановление лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста.

В период подъёма воды в реке Подобас через реку Подобасс в брод не могут проехать автобусы, пожарные и грузовые автомобили к домам поселка Балбынь. В зимний период из-за образования заберегов на этом участке дороги не может пройти снегоочистительная техника. В период подъёма воды в реке Томь в апреле-июне на участках дороги в поле - №9 и через протоку Балгучак -участок дороги №16 паводковыми водами размывает дорогу. Автобусы, пожарные, грузовые автомобили и снегоочистительная техника смогут проехать по этим участкам дороги за счёт их оснащения водопропускными трубами и монолитным и сборным цементобетонным покрытием, и основанием. Мост через протоку Балгучак реки Томи (участок дороги № 13) является единственным средством переправы через протоку при подъёме воды в реке Томь в период с апреля по октябрь месяцы из-за значительной глубины протоки. Мост обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей.

В период подъёма воды в реке Томь по мосту не могут проехать автомобили скорой помощи и полиции, т.к. проём моста между перилами составляет только 2260 мм. Согласно п.6.1.1.2 ГОСТ Р 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи» ширина автомобилей скорой медицинской помощи составляет 2200 мм (без учета наружных зеркал). Указанный мост органами местной власти также не обслуживается, отсутствует осмотр состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста, выполняемый техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также не проводится соответствующее обследование моста организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ. Не выполняется на основании таких осмотров и обследований восстановление лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста.

Автомобильная дорога, проходящая по улице Береговой посёлка Балбынь (участок дороги №22), не отвечает требованиям действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, поскольку в нарушение вышеуказанных требований ГОСТР на автомобильной дороге имеются просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, указанные в ГОСТе, ровность покрытия проезжей части также не соответствует нормативным требованиям. Стационарное электрическое освещение автомобильной дороги отсутствует.

Истец указывает, что из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог нарушается его право в отношении предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.к. невозможно обеспечить проезд автомобилей скорой медицинской помощи, сотрудники полиции не могут своевременно прибыть на место происшествия и пресечь противоправные деяния против граждан, сотрудники подразделения пожарной охраны не могут своевременно прибыть на тушение пожара и осуществить проведение аварийно-спасательных работ, поскольку не обеспечивается проезд пожарных автомобилей по улице Береговой к реке Томь для забора воды пожарной техникой в любое время года, т.к. не проводится очистка дороги от снега.

В поселке Балбынь не соблюдаются требования действующих нормативных актов в области противопожарного водоснабжения; отсутствуют наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и не организован доступ к реке Томь, как к ближайшему источнику наружного противопожарного водоснабжения. Кроме того, в поселке Балбынь на берегу реки Томь отсутствует площадка с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Из-за отсутствия в поселке Балбынь площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой в любое время года, нарушается право административного истца на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, т.к. автомобили пожарной охраны не могут произвести забор воды для целей пожаротушения.

Согласно п.9 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

На основании п. 5 ст. 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа проявляет бездействие в отношении включения участков дороги Подобас-улица Берегова поселка Балбынь с № 1 до №10 в реестр объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа, что препятствует ведению полноценной дорожной деятельности в отношении этих участков дороги. В связи с тем, что указанные участки дороги не включены реестр объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа их обслуживание органами местной власти не осуществляется и как следствие ведет к нарушению вышеуказанных прав административного истца.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 13 января 2022 года административный иск Калиногорского Н.А. удовлетворен частично.

Признано незаконным бездействие административного ответчика, Администрации Мысковского городского округа, по созданию истцу условий для предоставления транспортных услуг и организации его транспортного обслуживания.

Признано незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, в отношении ведения дорожной деятельности и организации дорожного движения между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь,

Признано незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, по обеспечению противопожарной безопасности административного истца.

Признано незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в связи с не включением в реестр муниципальной собственности Мысковского городского округа участков автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь.

На Администрацию Мысковского городского округа возложена обязанность до 30.09.2022 создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать круглогодичное транспортное обслуживание по маршруту автовокзал г. Мыски - ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски, включая обеспечение возможности проезда личного транспорта, автобусов, грузовых, пожарных автомобилей, автомобилей скорой помощи и снегоочистительной техники.

На Администрацию Мысковского городского округа возложена обязанность до 30.09.2022 привести в соответствие с требованиями действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, и безопасности дорожного движения автомобильную дорогу от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дорогу по улице Береговой поселка Балбынь.

На Администрацию Мысковского городского округа возложена обязанность до 30.09.2022 создать в поселке Балбынь с учетом требований действующих нормативных актов в области противопожарной безопасности площадку с твердым покрытием и доступом к воде для установки пожарных автомобилей и забором ими воды, а также обеспечить круглогодичный проезд к ней пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой.

На Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа возложена обязанность до 31.03.2021 включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь: от конца асфальтированной дороги по адресу: г. Мыски, пос. Подобас, ул. Советская, д.62 до улицы Береговой посёлка Балбынь включительно, за исключением участка дороги указанного в решении Мысковского городского суда от 11.01.2021 г. по делу № 2а-14/2021 года, а именно за исключением участка дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта 53°46"39.42"С, долгота 87°42"18.63"В на улице Береговой посёлка Балбынь, участка автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: пос. Балбынь ул. Береговая, д. 93,а, автомобильной дороги по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении требований к МКУ «УЖКХ» отказано за необоснованностью.

С Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

В апелляционной жалобе представитель администрации Мысковского городского округа Тарасов А.А. просит решение суда отменить в части, принять по делу новое решение, Доводы мотивирует тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права. Кроме того, суд в нарушение ч.1 ст. 46 КАС РФ самостоятельно изменил предмет иска. Полагает, что суд, взыскивая с КУМИ МГО госпошлину в размере 150 рублей, не учел, что административный иск предъявлялся к трем административным ответчикам. К МКУ «УЖКХ» в удовлетворении иска было отказано за необоснованностью, соответственно с КУМИ МГО подлежит взысканию не 150, а 100 рублей.

На апелляционную жалобу Калиногорским Н.А. принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая, что указанные лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Калиногорский Н.А. является собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес> что подтверждено выпиской из ЕГРН на дом и земельный участок, а также собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес> (выписки из ЕГРН на дом и земельный участок.

Из имеющейся переписки между административным истцом Калиногорским Н.А. с КУМИ Мысковского городского округа, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа», Администрацией Мысковского городского округа следует, что Калиногорским Н.А. как жителем и председателем СНТ «Проектировщик» ставился вопрос о включении в план благоустройства и обслуживания автомобильной дороги от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, поскольку данная автомобильная дорога не отвечает нормативным требованиям, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, требуется ремонт моста через реку Подобас, поскольку является единственным средством переправы для жителей, обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей. Требуется и оснащение участка автомобильной дороги через реку Подобас, не могут проехать пожарные и грузовые автомобили к домам по улице Береговой поселка Балбынь.

В зимний период из-за образования заберегов на этом участке дороги не может пройти снегоочистительная техника.

Административный истец полагает, что из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог нарушается право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.к. невозможно обеспечить проезд автомобилей скорой медицинской помощи, из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог сотрудники полиции не могут своевременно прибыть на место происшествия и пресечь противоправные деяния против граждан. Это нарушает право истца на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности.

14.08.2019 истец обратился к директору муниципального казённого учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа (далее МКУ «УЖКХ») Халимову И.К., а также 12.11.2019 к главе администрации Мысковского городского округа Тимофееву Е.В. с просьбой включить участок автомобильной дороги от развилки №1 с координатами: широта 53°46"29.57"С, долгота 87°4Г58.44"В до моста через протоку Балгучак и сам мост с координатами от точки с широтой 53°46"31.86"С, долготой 87°42"1.80"В до точки с широтой 53°46"33.00"С, долготой 87°42"2.25"В; участок автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами: широта 53°46"39.42"С, долгота 87°42"18.63"В на улице Береговой посёлка Балбынь; участок автомобильной дороги от развилки № 2 с координатами: широта 53°46"34.68" С, долгота 87°42"6.99" через развилку дорог №3 (широта 53°46,32.14"С, долгота 87°42"22.24"В) до въезда на его земельный участок с координатами: широта 53°46"33.63"С, долгота 87°42"25.60"В по адресу: пос. Балбынь ул. Береговая д.93 а, а также автомобильную дорогу по улице Береговой поселка Балбынь от точки с координатами: широта 53°46"46.8Г"С, долгота 87°4Г46.97"В до точки с координатами: широта 53°46"33.63"С, долгота 87°42"25.60"В в план благоустройства Мысковского городского округа.

На указанное обращение 09.10.2019 директором МКУ «УЖКХ» Халимовым И.К. дан ответ, из которого следует, что дороги частного сектора, расположенные в пос. Балбынь по улице Береговой, в реестре объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа не значатся и не могут быть включены в план благоустройства.

В ответе первого заместителя главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству Капралова Е.В. от 16.10.2019 № 1422 указано, что включением указанных бесхозяйных объектов в реестр муниципальной собственности занимается комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и эта процедура займет не менее года.

15.07.2020 Калиногорский Н.А. обратился в администрацию МГО по вопросу принятия в муниципальную собственность участков автомобильных дорог, на что получил ответ первого заместителя главы Мысковского городского округа, согласно которому в соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с п. 6 ч.3 ст. 26 Федерального Закона № 217-ФЗ органы местного самоуправления вправе безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования. Полагает, что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования.

Кроме этого, Калиногорский Н.А. 05.06.2020 обращался в администрацию МГО с заявлением, согласно которому просил создать условия для предоставления транспортных услуг населению поселка Балбынь и организовать транспортное обслуживание население посёлка, указывая на наличие на улицах Береговая и Кедровская пос. Балбынь 130 домовладений.

Согласно ответу первого заместителя Главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству Капралова Е.В. поскольку пос. Балбынь находится на расстоянии около 9 км от населённого пункта г. Мыски, транспортное сообщение будет относиться к пригородному сообщению. В силу пункта 2.1. Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов МГО от 23.01.2019 № 1 – н, установление муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется в случае социальной потребности населения городского округа в регулярных перевозках по предлагаемому маршруту с учётом устойчивого пассажиропотока и при наличии условия перевозки и безопасности дорожного движения.

Согласно сведениям отдела администрации по работе с общественностью, в пос. Балбынь зарегистрировано 9 человек в 5 домовладениях. Остальные домовладения, по сути, являются дачами. В связи с чем, потребность населения в перевозках и устойчивость пассажиропотока вызывают обоснованные сомнения.

Как следует из сообщения администрации МГО на запрос суда, согласно сведениям похозяйственного учёта личных подсобных хозяйств по состоянию на 01.012020 на территории пос. Балбынь Мысковского городского округа зарегистрировано 9 граждан.

Из сообщения директора БУ «Муниципальный архива Новокузнецкого муниципального района» от 06.10.2020 № 1100 и Распоряжения администрации Новокузнецкого района от 16.02.1993 № 56-р следует, что земельные участки переданы в собственность СНТ «Проектировщик» согласно прилагаемому списку. Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости площадь земельных участков месторасположением Кемеровская область г. Мыски СНТ «Проектировщик» 10868+-36 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для коллективного садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Согласно муниципальному контракту № 9 МКУ «УЖКХ» заключён муниципальный контракт с ООО «ЖилСервис», в рамках которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию дорог ТУ ГРЭС, посёлка Подобас, посёлка Берензас Мысковского городского округа в зимний и летний периоды 2020 года. Аналогичный муниципальный контракт заключён между указанными сторонами 25.11.2020 на зимний и летний период 2021 года. Согласно п. 5 Перечня автомобильных дорог на выполнение работ по содержанию дорог в зимний и период входит Балбынь (по обращению).

Выполнение ООО «Жилсервис» в рамках муниципального контракта работ по текущему содержанию дорог названных территорий документально подтверждено.

Как следует из п. 2.5, 3.7, 3.10., 3.59 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, утверждённого Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18 ноября 2010 г. № 65-н, целями и задачами КУМИ МГО является осуществление учёта муниципального имущества и ведение реестра имущества муниципальной собственности. В целях выполнения возложенных задач КУМИ МГО осуществляет следующие функции: ведёт учёт объектов имущества муниципальной собственности реестр муниципальной собственности, включая здания, строения, сооружения, не завершённые строительством объекты, жилой фонд, нежилые помещения и иное имущество; принимает меры по выявлению бесхозяйного имущества на территории муниципального образования и последующему обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, осуществляет муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Мысковского городского округа.

Решением Мысковского городского суда от 11.01.2021 в части не отмененной Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2021 постановлено признать незаконным бездействия административного ответчика КУМИ МГО в отношении включения в реестр муниципальной собственности участка автомобильной дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта 53°46"39.42"С, долгота 87°42"18.63"В на улице Береговой посёлка Балбынь, участка автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: пос. Балбынь ул. Береговая, д. 93,а, автомобильной дороги по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).

Обязать административного ответчика КУМИ МГО включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта 53°46"39.42"С, долгота 87°42"18.63"В на улице Береговой посёлка Балбынь, участок автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: пос. Балбынь ул. Береговая, д. 93,а, автомобильную дорогу по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).

Таким образом, судом установлено, что на часть автомобильных дорог, указанных в административном исковом заявлении, право муниципальной собственности не зарегистрировано.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее- Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее Федеральный закон №257-ФЗ).

Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Исходя из содержания данных норм, дорога местного значения, расположенная между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь, используется жителями пос. Балбынь, в том числе путем передвижения по ней на транспортных средствах, и является автомобильной дорогой местного значения.

В силу части 6 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Поскольку невозможно определить круг лиц, осуществляющий движение по дороге, расположенной по улице Береговой поселка Балбынь, дорога является единственным проездом и используется для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к жилым домам, расположенным по ул. Береговой пос. Балбынь, то указанная дорога в силу закона является дорогой общего пользования.

Из п. 2.5, 3.7, 3.10., 3.59 представленного Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, утверждённого Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18 ноября 2010 г. № 65-н, следует, что целями и задачами КУМИ МГО является осуществление учёта муниципального имущества и ведение реестра имущества муниципальной собственности. В целях выполнения возложенных задач КУМИ МГО осуществляет следующие функции: ведёт учёт объектов имущества муниципальной собственности реестр муниципальной собственности, включая здания, строения, сооружения, не завершённые строительством объекты, жилой фонд, нежилые помещения и иное имущество; принимает меры по выявлению бесхозяйного имущества на территории муниципального образования и последующему обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, осуществляет муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Мысковского городского округа.

Исходя из пункта 2.4. Устава МКУ «УЖКХ МГО» одними из основных видов деятельности Учреждения являются организация и контроль работ по ремонту дорог местного значения, организация и контроль общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог. Согласно п. 2.20. Устава задачей Учреждения является осуществление контроля дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Проанализировав приведённые положения закона, материалы дела, установив, что спорные участок дороги общего пользования местного значения не внесен КУМИ МГО в реестр муниципальной собственности и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, что является нарушением действующего законодательства, суд первой иснтанции обоснованно признал бездействия КУМИ МГО по оформлению в установленном порядке документации на автодорогу незаконными.

Установив незаконное бездействие суд обоснованно возложил обязанность на КУМИ МГО по включении спорного участка дороги в реестр муниципальной собственности.

При этом в силу принятого ранее Мысковским городским судом решения от 11.01.2021 необходимо обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа до 31.03.2021 включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь: от конца асфальтированной дороги по адресу: г. Мыски, пос. Подобас, ул. Советская, д.62 до улицы Береговой посёлка Балбынь включительно, за исключением участка дороги указанного в решении Мысковского городского суда от 11.01.2021 по делу № 2а-14/2021, а именно за исключением участка дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта 53°46"39.42"С, долгота 87°42"18.63"В на улице Береговой посёлка Балбынь, участка автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: пос. Балбынь ул. Береговая, д. 93,а, автомобильной дороги по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).

Не включение указанной дороги в реестр объектов муниципальной собственности затрудняет исполнение административным ответчиком Администрацией Мысковского городского округа обязанностей установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и обязанностей по решению вопросов местного значения установленных ч.1 ст. 7 "Устава Мысковского городского округа" (утв. Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 № 70-н) (ред. от 20.05.2021).

Согласно Акту от 28.10.2021 обследования автодороги участка от дома №62 ул. Советская пос. Подобас, (конец асфальто-бетонной дороги) до территории СНТ «Проектировщик» в пос. Балбынь проведенного государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Мыски М.В. Зотовым установлено несоответствие указанной дороги требованиям действующего законодательства, а именно неудовлетворительное состояние проезжей части, просадки глубиной от 50 до 110 мм, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, отсутствуют, обочины, ширина дорожного полотна не соответствует нормативным требованиям СП34.13330.2012 от 01.07.2013, отсутствуют дорожные знаки.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены в действиях Администрации Мысковского городского округа нарушения требований действующего законодательства, отсутствие дорожной деятельности в части ненадлежащего содержания указанной Калиногорским Н.А. дороги, нарушения требований к её эксплуатационному состоянию, не обеспечение её очистки в зимний период, не обеспечение возможности проезда по ней в период высоких паводковых вод, в том числе машин скорой помощи, пожарных, машин полиции, личного и коммерческого транспорта, в том числе автобусов и грузовых автомобилей, что влечет за собой нарушение прав административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения; предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание; на охрану здоровья и медицинскую помощь; жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности, права на пожарную безопасность.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно статье 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №220-ФЗ) уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа.

Положения статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Из материалов дела следует, что 05.06.2020 Калиногорский Н.А. обратился в администрацию МГО с заявлением, согласно которому просил создать условия для предоставления транспортных услуг населению поселка Балбынь и организовать транспортное обслуживание население посёлка, указывая на наличие на улицах Береговая и Кедровская пос. Балбынь 130 домовладений.

26.06.2020 административному истцу был дан ответ первым заместителем главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству Капраловым Е.В., согласно которому поскольку пос. Балбынь находится на расстоянии около 9 км от населённого пункта г. Мыски, транспортное сообщение будет относиться к пригородному сообщению. В силу пункта 2.1. Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов МГО от 23.01.2019 № 1 – н, установление муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется в случае социальной потребности населения городского округа в регулярных перевозках по предлагаемому маршруту с учётом устойчивого пассажиропотока и при наличии условия перевозки и безопасности дорожного движения. Согласно сведениям отдела администрации по работе с общественностью, в пос. Балбынь зарегистрировано 9 человек в 5 домовладениях. Остальные домовладения, по сути, являются дачами. В связи с чем потребность населения в перевозках и устойчивость пассажиропотока вызывают обоснованные сомнения.

Из сообщения администрации МГО на запрос суда следует, что согласно сведениям похозяйственного учёта личных подсобных хозяйств по состоянию на 01.01.2020 на территории пос. Балбынь Мысковского городского округа зарегистрировано 9 граждан.

Учитывая приведенные нормы и фактические обстоятельства дела, судом первой инстанции обоснованно частично удовлетворены требования Калиногорского Н.А. в части признания незаконным бездействия администрации МГО по созданию условий для перевозки пассажиров по маршруту ул. Береговая пос. Балбынь – автовокзал г. Мыски, поскольку отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей поселка, с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей, может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового и иного назначения.

Кроме того, общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьёй 19 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

П.9.4. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» было предусмотрено, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Однако, в соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение (к которому исходя из п.2 ч.2 ст. 68 названного закона относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации) населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

Учитывая, что диспозитивность в вопросе выбора средств обеспечения пожарной безопасности п. Балбынь, при отсутствии иных доступных способов и технических средств пожаротушения, а также отдаленности поселка от места дислокации пожарных автомобилей не будет способствовать обеспечению пожарной безопасности жителей п. Балбынь, в том числе административного истца, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в указанной части.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

В порядке ч. 1 ст. 111 КАС РФ судом первой инстанции правомерно взысканы с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб., а доводы апелляционной жалобы о незаконном взыскании расходов по оплате госпошлины также не могут быть приняты во внимание.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 13 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: