ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2А-2039/2021 от 09.06.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-1750/2022 Докладчик Астровко Е.П.

Дело № 2а-2а-2039/2021 (суд I инст.) Судья Авдеева Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Емельяновой О.И. и Самылова Ю.В.,

при секретаре Кашликовой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 9 июня 2022 года административное дело по апелляционной жалобе администрации города Владимира на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 8 декабря 2021 года, которым на администрацию города Владимира в срок до 31.12.2022 возложена обязанность обеспечить строительство инженерной (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером **** расположенному по адресу: ****

Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., объяснения прокурора Денисова А.А., объяснения Горемыкина А.Н., Горемыкиной Е.В., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Горемыкиной Е.В., Горемыкина А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером **** расположенному по адресу: ****.

В обоснование указано, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка по коллективному обращению Горемыкиных в ходе которой выявлено, что постановлением администрации г. Владимира от 03.08.2016 № 2259 многодетной семье Горемыкиной Е.В. в общую долевую собственность, бесплатно для индивидуального жилого строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, площадью **** кв.м., разрешенное использование: одноквартирный жилой дом. Семья планировала осуществлять строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, однако до настоящего времени к земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортная инфраструктуры, в связи с чем реализовать право на жилище не представилось возможным. Бездействие администрации г. Владимира, которая, не смотря на наличие государственной программы Владимирской области и муниципальной программы, направленной на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, не выполнила возложенных на нее обязанностей, является незаконным.

В судебном заседании прокурор, административные истцы, их представитель Русанен А.А. требования поддержали.

Представитель административного ответчика администрации г.Владимира и заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира Шиндакова Е.А. требования не признала. Пояснила, что обеспечение земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, на территории муниципального образования город Владимир», утвержденной постановлением администрации города Владимира от 29.12.2018 № 3397.

С целью обеспечения сетевым природным газом участков многодетных семей на территории жилого района Лунево-Сельцо в рамках исполнения мероприятий адресной инвестиционной программы города Владимира администрацией города Владимира в 2020 году разработана проектно-сметная документация на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо», получено положительное заключение государственной экспертизы. Адресной инвестиционной программой города на 2021 год, утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2020 № 50, «О бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» выделение средств на строительство сетей газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо предусмотрено в 2023 году с привлечением средств областного бюджета. В настоящее время на территории жилого района Лунево-Сельцо и прилегающих территорий существующие газораспределительные сети не рассчитаны на подключение новых потребителей. С целью решения вопроса об обеспечении природным газом в требуемых объемах АО «Газпром газораспределение Владимир» запланировано строительство закольцовочного газопровода высокого давления от ГРС «Вяткино» Судогодского района до существующего газопровода высокого давления на территории жилого района Лунево-Сельцо-ул.Ширманиха-д.Вилки-д.Аббакумово-д.Зобино МО г.Владимир. В соответствии с планом-графиком синхронизации выполнения программ газификации регионов РФ проектно-изыскательские работы по строительству закольцовочного газопровода запланированы на 2021-2022 года, строительно-монтажные работы на 2023-2024 года. После осуществления АО «Газпром газораспределение Владимир» строительно-монтажных работ закольцовочного газопровода высокого давления будут осуществлены строительно-монтажные работы по объекту «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо».

По вопросу обеспечения водоснабжения и водоотведения мкр.Лунево-Сельцо утвержденный бюджет администрации города Владимира не предусматривает расходов по данной статье расходов. Данные работы могут быть предусмотрены после выделения на эти цели средств областного бюджета.

В отношении транспортной инфраструктуры мкр.Лунево-Сельцо управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира выполнены подъездные пути в щебеночном исполнении в мкр.Лунево-Сельцо, в том числе к земельному участку с кадастровым номером ****. Актом обследования администрации города Владимира от 15.06.2021 установлено, что подъезд к земельному участку с кадастровым номером **** организован по ****, имеющей щебеночное покрытие. Таким образом, транспортная обеспеченность земельного участка имеется. Кроме того, указанный прокурором срок (до 31.12.2022) является недостаточным для выполнения перечисленных мероприятий. Учитывая сезонный характер осуществления строительства, исполнить решение в такой срок с учетом проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по разным предметам закупки (подготовка проектной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы, а также непосредственно осуществление строительно-монтажных работ) не отвечает принципу исполнимости судебного акта.

Представитель заинтересованного лица МУП «Владимирводоканал» г.Владимира в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что в случае удовлетворения требований потребуются более длительные сроки для исполнения решения суда, поскольку необходимо для строительства проведение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации, финансирование, заключение договоров на привлечение подрядчиков.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и строительства Владимирской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что порядок и процедура предоставления субсидий регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список запрещено. Помимо этого, одним из обязательных условий предоставления субсидий является направление в Департамент заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области». Администрацией г. Владимира на участие в 2021-2023 годах в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» в департамент направлена заявка от 03.07.2020 года № 05-01/984 в отношении в объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо со сроком его строительства в 2022 году. В 2020 году комиссией по отбору заявок объект «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» внесен в Закон Владимирской области от 22.12.2020 № 130-03 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на получение субсидии. По причине отсутствия утвержденной проектной сметной документации названного объекта его строительство Департаментом при формировании проекта областного бюджета запланировано на 2023 год. В 2021 году администрацией г. Владимира заявкой от 08.07.2021 № 05-01/846 на участие в 2022-2024 годах в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» подтверждено строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо». Названный объект при планировании направления субсидий также внесен в проект Закона о бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Вместе с тем заявок на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» администрацией г. Владимира заявок в отношении инженерной (электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам в мкр. Лунево-Сельцо не поступало, что, в свою очередь, исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета. Земельный участок по адресу: г. Владимир, мкр. Лунево-Сельцо, **** входит в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям, на обеспечение инженерной инфраструктурой которых, а именно на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» будет осуществляться выделение средств областного бюджета в 2023 году.

Представители заинтересованных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», ПАО «МРСК Центра и Привольжья» «Владимирэнерго», МКУ «Благоустройство» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Владимира просит об отмене решение суда, указывает на несоответствие выводов суда, изложенным в решении обстоятельствам дела. Указывает, что адресной инвестиционной программой города на 2021 год, утвержденной решением СНД г.Владимира от 24.12.2020 №50 «О бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» выделение средств на строительство сетей газоснабжения и квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо предусмотрено в 2023 году с привлечением средств областного бюджета. В соответствии с планом-графиком синхронизация выполнения программ газификации регионов РФ проектно-изыскательские работы по строительству закольцовочного газопровода запланированы на 2021-2022 годы, строительно-монтажные работы на 2023-2024 годы. При этом, муниципальное образование г.Владимир не имеет достаточных муниципальных средств для обеспечения земельного участка, принадлежащего истцом полным объемом коммунальных инфраструктур, а направленные ответчиком заявки на финансирование из областного бюджета запланированы к исполнению только в 2023 году. Полагает, что Департамент архитектуры и строительства Владимирской области необоснованно не привлечен судом в качестве ответчика.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные административный ответчик, заинтересованные лица не явились.

В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ. Таких оснований судебная коллегия не усматривает.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления от 03.08.2016 №2259 семье Горемыкиной Е.В., Горемыкина А.Н. в общую долевую собственность предоставлен земельный участок площадью **** кв.м с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****

Указанный участок состоит на кадастровом учете. Право собственности административных истцов зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе на несовершеннолетних детей.

На основании коллективных обращений многодетных семей г.Владимира, получивших в собственность земельные участки в районе жилой застройки Лунево-Сельцо, в том числе по обращению Горемыкиной Е.В. от 01.03.2021, прокуратуру г.Владимира, организована проверка соблюдения законодательства при реализации мероприятий по предоставлению бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков семьям, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе по обеспечению земельного участка, принадлежащего административным истцам инженерной инфраструктурой.

Проверкой установлено, что земельный участок, предоставленный семье Горемыкиных как льготной категории граждан в соответствии с Законом Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ в 2016 году для индивидуального жилищного строительства, не обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени.

По факту выявленных нарушений 24.09.2020 в адрес главы г.Владимира внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое 10.11.2020 было сообщено, что в целях обеспечения подъезда к земельным участкам многодетных семей администрации г.Владимира ведется работа по устройству проездов и освещению участков дорог. В период с 2017 по 2020 годы к земельным участкам многодетных семей, не обеспеченных асфальтированными подъездными путями, выполнены подъездные пути в щебеночном исполнении. В целях обеспечения сетями газоснабжения земельных участков многодетных семей на территории 2 и 3 очереди малоэтажной застройки жилого района Лунево-Сельцо за счет средств бюджета города в соответствии с контрактом от 01.06.2020 №02-75 разработана проектно-сметная документация по строительству распределительных сетей газоснабжения. Проводится работа по включению указанного объекта в Программу газификации Владимирской области на 2021 год, финансовое обеспечение которой будет осуществляться за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир». Возможность подключения к сетям электроснабжения на территории жилого района Лунево-Сельцо имеется. Работа по обеспечению земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой в жилом районе Лунево-Сельцо ведется постоянно и будет продолжена исходя из возможностей бюджета г.Владимира и объема выделяемых на данные цели средств областного бюджета.

Удовлетворяя административное исковое заявление и возлагая на администрацию г.Владимира обязанность по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой к земельным участкам, принадлежащим административным истцам, суд первой инстанции, проанализировав установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, пришел к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие, нарушающее права лиц, в защиту которых прокурором предъявлен административный иск.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами.

В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них,

Как следует из материалов дела и установлено судом, вышеуказанной многодетной семье постановлением администрации г.Владимира предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ****. Вместе с тем, использование земельных участков по назначению для строительства объекта индивидуального жилищного строительства и его эксплуатации невозможно, поскольку до настоящего времени к земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, газо-, водоотведение) инфраструктура.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что с момента предоставления указанной многодетной семье земельного участка до момента обращения прокурора в суд, обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

Таким образом, требования прокурора о незаконном бездействии административного ответчика, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной и иной инфраструктурой земельного участка многодетной семьей в период с момента предоставления участка (2016) до настоящего времени (2022) обоснованно удовлетворены судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.11.2017 №2516-О и в Постановлении от 20 декабря 2010 года №22-П, основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования.

Положениями подп. 6 п. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа - земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При принятии таких законодательных положений учитывались цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе, что безусловно следует из содержания положений подп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей».

Таким образом, при принятии решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны учитываться реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Данные требования закреплены в подп. 3, 4 п. 17 Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов.

При отсутствии на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ в определении от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). Законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

На территории Владимирской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее Государственная программа), в которой одним из приоритетов государственной политики в жилищной сфере обозначено обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков.

В качестве одного из основных мероприятий Государственная программа предусматривает принятие необходимых мер по обустройству земельных участков, планируемых для жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Данная государственная программа включает в себя подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее – Подпрограмма 2).

Одним из приоритетов Подпрограммы 2 обозначена поддержка многодетных семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности построить жилье. Основной формой поддержки такой категории граждан в рамках реализации Подпрограммы 2 является строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам.

В рамках Подпрограммы 2 реализуются мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Владимирской области на реализацию соответствующих муниципальных программ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

В целях реализации Подпрограммы 2 утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления. Так, пунктами 3, 6 указанного Порядка установлено, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области.

Порядок и процедура представления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок на более трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образования, не включенному в соответствующий список запрещено.

Одним из обязательных условий предоставления субсидий является направление в департамент строительства и архитектуры заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».

Как усматривается из материалов дела, в целях предоставления субсидии на участие в 2021 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства по мероприятию «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для ИЖС семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет» письмом от 03.07.2020 №05-01/984 администрацией г.Владимира в Департамент строительства и архитектуры направлена заявка на софинансирование мероприятий на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» со сроком строительства в 2022 году. Ввиду отсутствия утвержденной сметной документации указанного объекта данная заявка на софинансирование в 2021 году не была отобрана Департаментом.

Письмом от 08.07.2021 №05-01/846 администрацией г.Владимира для участия в подпрограмме на участие в 2022-2024 году направлена заявка на софининсирование мероприятий по газоснабжению в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо, которая принята и учтена Департаментом при формировании областного бюджета на 2023 год.

Земельный участок, принадлежащий административным истцам, значится в списке земельных участков, в отношении которых запланировано строительство сетей газоснабжения в мкр. Лунево-Сельцо (за №****) и будет осуществляться выделение денежных средств из областного бюджета на 2023 год.

Однако из материалов дела не усматривается и не отрицалось представителем административного ответчика, что заявку на осуществление мероприятий по обеспечению инженерной (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение) и транспортной (дороги, тротуары) к земельным участкам в мкр. Лунево-Сельцо, в установленном порядке не направлялось, что исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из бюджета Владимирской области.

Из материалов дела следует, что в течение достаточно длительного времени земельные участки, предоставленные в 2016 году льготной категории граждан, не обеспечены необходимой инфраструктурой; в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области заявок о предоставлении субсидий на реализацию муниципальной подпрограммы администрацией г.Владимира, кроме софининсирования мероприятий по газификации, не представлено.

Непринятие административным ответчиком перечисленных мер нарушает права многодетных семей, включая несовершеннолетних детей, в связи с чем, в защиту таких прав с административным иском в суд в соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ обратился прокурор.

Доводы административного ответчика ‑ администрации г. Владимира об отсутствии в муниципальном бюджете денежных средств и запланированного предоставления субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий по газификации только в 2023 году к земельным участкам в мкр. Лунево-Сельцо, не являются основаниями для отказа в административном иске и не освобождают административного ответчика от исполнения возложенных на него, как орган местного самоуправления, законом обязанности по организации обеспечения строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, поскольку приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете.

Учитывая, что администрация г.Владимира в соответствии с Уставом является исполнительным органом местного самоуправления, суд обоснованно пришел к выводу, что на администрацию г. Владимира подлежит возложению обязанность по обеспечению строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Несмотря на то, что земельный участок многодетной семье Горемыкиных предоставлен в 2016 году, администрацией г.Владимира на протяжении достаточно длительного времени (более 5 лет) должных мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям не принято. Первично, заявка на софининсирование мероприятий по газификации микрорайона направлена администрацией г.Владимира лишь в 2020 году, которая ввиду отсутствия проектно-сметной документации рассмотрена Департаментом лишь в 2021 году, финансирование из областного бюджета запланировано на 2023 год. Иные заявки на софинансирование из областного бюджета мероприятий по обеспечению иной инженерной и транспортной инфраструктурой микрорайона администрацией г.Владимира не направлялись, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, нарушает права и законные интересы многодетных семей и не отвечает целям государственной политики, направленной на поддержку данной категории граждан.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части несогласия с установленным судом сроком исполнения решения суда и необходимости его установления с учетом запланированного финансирования мероприятий по газификации на 2023 год признаются судебной коллегией не состоятельным и не являются основанием для отмены или изменения судебного решения, не свидетельствуют о его неисполнимости. Доказательств того, что исполнение решение суда в срок до 31.12.2022 невозможно, материалы дела не содержат. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, законодательством предусмотрено вправо обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы жалобы о том, что судом в качестве ответчика не был привлечен Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, подлежат отклонению, поскольку федеральный законодатель возложил обязанность по организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления, наделив ее соответствующими полномочиями.

Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владимира – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Октябрьский районный суд г.Владимира.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.06.2022.

Председательствующий Е.П.Астровко

Судьи: Ю.В. Самылов

О.И. Емельянова