Судья: Кучерова Ю.В. Дело№33а-1119/2024(33а-21082/2023)(2 инстанция)
УИД: 52RS0005-01-2023-000541-30 Дело № 2а-3004/2023 (1 инстанция)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Кулаевой Е.В., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Ягилевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нижегородского областного суда по докладу судьи Кулаевой Е.В. административное дело
по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от [дата]
по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительству Нижегородской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта город Нижний Новгород, исключив часть границ, согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении,
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец изначально обратился в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода об обязании обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта город Нижний Новгород, исключив часть границ, согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении.
Определением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от [дата] года суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Определением суда от [дата] года административный ответчик администрация города Нижнего Новгорода заменен на надлежащего ответчика – министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на территории Нижегородской области, осуществляет Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2021 года № 185.
Административный истец указывает, что Рослесхоз не имеет возможности внести сведения о границах Балахнинского межрайонного и Кстовского районного лесничеств Нижегородской области в полном объеме, соответствующих приказу Рослесхоза от [дата][номер], в связи с тем, что в ЕГРН установлена граница г.Н.Новгорода в соответствии с генеральным планом, который признан не действующим решение Нижегородского областного суда от [дата] по делу [номер] в части включения земель лесного фонда в границы г. Н. Новгорода.
Просили обязать Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, в течение [номер] месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о координатах границ населенного пункта город Нижний Новгород, исключив часть границ, согласно координатам поворотных точек, указанных в заключениях (прилагается).
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечены: Правительство Нижегородской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Нижнего Новгорода, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Управление Росреестра по Нижегородской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от [дата] постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в настоящее время в сведениях ЕГРН содержатся недостоверные сведения о границах населенного пункта городского округа «город Нижний Новгород», что противоречит нормам Закона № 218-ФЗ, поскольку в него включены земли лесного фонда. В результате чего имеет место уменьшение площади земель лесного фонда Нижегородской области и, как следствие, нарушение имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Учитывая внушительные временные рамки по внесению изменений в генеральный план, нехватку финансирования органов местного самоуправления для разработки проекта внесения изменений, истец считает некорректным (нецелесообразным) требовать внесения изменений в границы населенного пункта. Указывают, что Рослесхоз не наделен полномочиями по подготовке проектной документации необходимой для подготовки проекта генерального плана и несения в него изменений.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО7, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в суд не направили.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, наличие доказательств надлежащего извещения сторон, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверяя законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к выводу, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки и утверждения регламентированы статьями 9, 23, 24 ГрК РФ.
Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации городского округа (часть 1, 2 статьи 24 ГрК РФ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно ст. 21 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года. № 197-3 «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» в целях обеспечения единых подходов и стандартов при осуществлении градостроительной деятельности, создания комфортной среды и благоприятных условий жизнедеятельности граждан, развития инвестиционно-промышленного потенциала Нижегородской агломерации Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород в области территориального планирования: принятие решений о подготовке проектов генеральных планов городских округов, принятие решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральные планы городских округов.
В соответствии с п. 3.1.9 Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. № 308, министерство принимает решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 10 ст. 24 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
В соответствии со статьей 22.1 Закона Нижегородской области от 8 апреля 2008 г. № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» в Нижегородской области постоянно действует межведомственный орган Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области (далее - Комиссия), действующая на основании положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27 марта 2015 г. № 170.
Комиссия является межведомственным органом, создаваемым Правительством Нижегородской области, для обеспечения задач градостроительного зонирования и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и создается, в том числе, в целях рассмотрения вопросов, связанных с подготовкой и утверждением проектов генеральных планов муниципальных округов, городских округов Нижегородской области и внесением в них изменений.
Как следует из материалов дела, [дата] Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области для внесения сведений о границах Балахнинского районного лесничества Нижегородской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Уведомление от [дата] Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указал на невозможность внесения сведений.
[дата] Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области для внесения сведений о границах Балахнинского районного лесничества Нижегородской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Уведомление от [дата] Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указал на невозможность внесения сведений.
Решением Нижегородского областного суда по административному делу [номер] по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства признано недействующим постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от [дата][номер] «О генеральном плане города Нижнего Новгорода» в части включения в границы населенного пункта - города Нижнего Новгорода земельных участков расположенных в землях лесного фонда <данные изъяты>
Апелляционным определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от [дата] решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Нижегородской области без удовлетворения.
Установив юридически значимые обстоятельства на основании совокупной оценки представленных доказательств, оцененных по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", положения ст.ст.4.18,24 ГрК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону не противоречат.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии бездействия административных ответчиков, судебная коллегия исходит из следующего.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, административный истец исходит из того, что в настоящее время в сведениях ЕГРН содержатся недостоверные сведения о границах населенного пункта городского округа «город Нижний Новгород», что противоречит нормам Закона № 218-ФЗ, поскольку в него включены земли лесного фонда.
Действительно, решением Нижегородского областного суда от [дата] установлено, что в границы городского округа «Город Нижний Новгород» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации. Между тем данным решением не разрешался вопрос об установлении границ конкретных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решения об установлении или изменении границ населенного пункта.
При правильном применении вышеуказанных нор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установлением или изменением границ населенных пунктов, является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования и оно должно предшествовать внесению изменений в ЕГРН. Из представленных материалов дела и пояснений сторон следует, что изменений в Генеральный план в установленном законом порядке не вносилось.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, приведенные нормы законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что фактов незаконного бездействия, а также совершения действий, не соответствующих требованиям законодательства административными ответчиками не допущено.
По смыслу же ст. 218, 227 КАС РФ для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административных истцов.
Соответственно, поскольку при разрешении настоящего публично-правового спора судом не было установлено вины административных ответчиков, незаконности в их действиях или незаконного бездействия, оснований для возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности, как ошибочно полагает административный истец, у районного суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от [дата] по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи