ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3029/2023 от 18.10.2023 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0008-01-2023-001537-49 Административное дело №2а-3029/2023

Судья Парамонова Ю.В. №33а-11607/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 18 октября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Тертышной В.В.,

судей Гоношиловой О.А., Еромасова С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Гончаренко Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заломиной Ю. А., Абдюшевой А. А., Бабкина А. А.ича, Бекшановой Т. М., Брянцевой Т. М., Говорухиной О. А., Деминой Н. А., Жданкиной Е. В., Зислиной И. А., Каратановой Т. Е., Кузиной И. Б., Лебедевой Т. А., Ломакиной С. М., Лукиной Е. А., Матвейчук ЕлизаветыВладиславовны, Никифорова Е. Г., Ожина В. А., Родионовой С. П., Савченко Н. А., Садыковой С. Г., Сергиенко С. Ф., Станкус Н. С., Ходжаевой Н. А., Черновой И. А., Чудиной О. Е. к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обзяанности,

по апелляционной жалобе административных истцов Заломиной Ю.А., Абдюшевой А.А., Бабкина А.А., Бекшановой Т.М., Брянцевой Т.М., Говорухиной О.А., Деминой Н.А., Жданкиной Е.В., Зислиной И.А., Каратановой Т.Е., Кузиной И.Б., Лебедевой Т.А., Ломакиной С.М., Лукиной Е.А., Матвейчук Е.В., Никифорова Е.Г., Ожина В.А., Родионовой С.П., Савченко Н.А., Садыковой С.Г., Сергиенко С.Ф., Станкус Н.С., Ходжаевой Н.А., Черновой И.А., Чудиной О.Е.

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 10 июля 2023 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что административные истцы проживают в отдалённом посёлке им. Гули Королёвой г. Волгограда, полагают нарушенными свои права в сфере обеспечения водоснабжением, второй год в летний период отсутствует водоснабжение.

До 2018 г. в посёлке им. Гули Королёвой г. Волгограда функционировала водозаборная башня, которая позволяла разгрузить систему водоснабжения, наполняясь в ночное время, но в 2018 г. водонапорная башня признана амортизированной на 100 %, её дальнейшая работа невозможна.

С мая 2021 г. в сезон полива насаждений наблюдается резкое уменьшение подачи воды в домовладения поселка. Данная ситуация связана с тем, что водоснабжение (техническая вода) в посёлке им. Гули Королёвой г.Волгограда осуществляется одной буровой скважиной №39Э, дебетом 10 куб.м (ранее поселок питали две скважины), что не позволяет жителям использовать воду в количестве, достаточном для собственных нужд. В поселке проживает около 450 человек и объём воды, выдаваемый скважиной, недостаточен для гигиенических и бытовых нужд, приготовления пищи, полива растений. Данная буровая скважина является муниципальным имуществом, которое в соответствии с концессионным соглашением в отношении системы коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования городского округа города-героя Волгограда от 8 июня 2015 г. передано ООО «Концессии водоснабжения».

ООО «Концессии водоснабжения» заключило с жителями поселка им. Гули Королёвой г. Волгограда договоры, где в пункте 2.1.6 указано, что «организация ВКХ обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах». Данный пункт не исполняется.

На администрацию Волгограда в силу закона возложена обязанность обеспечения жителей водоснабжением в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Административные истцы полагают, что администрация Волгограда игнорирует ситуацию с водоснабжением, ссылаясь на ведение работ по строительству сетей водоснабжения до Родниковой долины Советского района г. Волгограда на средства, выделенные из федерального бюджета, в рамках федеральной программы «Стимул», период строительства 2021-2022 г.г., так как технические условия проектирования сетей ещё не определены, сроки их определения неизвестны.

С мая 2021 г. в администрацию Волгограда направлено более 50 обращений о недостаточных объемах водоснабжения, в ООО «Концессии водоснабжения» зарегистрировано более 400 звонков об отсутствии воды в квартирах жителей посёлка, за 2022 г. гражданами составлено более 50 актов на основании звонков в ООО «Концессии водоснабжения».

Административный ответчик не обеспечил незамедлительного решения проблемы водообеспечения жителей посёлка, не предпринял действия для решения проблемы, оставив жителей посёлка в 40-градусную жару без воды, ущемляя права истцов.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении своих обязанностей в части обеспечения водоснабжения в поселке им. Гули Королёвой г. Волгограда, обязать административного ответчика прорубить новую буровую скважину, дебетом не менее 25 куб. м для обеспечения водой жителей поселка им. Гули Королёвой г. Волгограда;

обязать административного ответчика установить новую водозаборную башню в поселка им. Гули Королёвой г.Волгограда для бесперебойной подачи водоснабжения в домовладения жителей поселка им. Гули Королёвой г. Волгограда.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, ООО «Концессии водоснабжения», МУП «Гороводоканал г. Волгограда», комитет тарифного регулирования Волгоградской области, комитет по строительству администрации Волгограда, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет ЖКХ Волгоградской области, администрация Советского района Волгограда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административные истцы выражают несогласие с постановленным решением суда, оспаривают его законность и обоснованность, просят решение суда отменить. Ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы письменные возражения не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Волгограда Ряховская Т.А. представитель заинтересованного лица ООО «Концессии водоснабжения» Конотопов В.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Остальные участвующие в деле лица, их представители в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, судебную коллегию не уведомили. Административное исковое заявление подано в суд в соответствии со статьей 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Лицом, которому поручено ведение настоящего административного дела в интересах группы лиц, согласно административному исковому заявлению является Заломина Ю.А. Остальные административные истцы, входящие в группу, судом апелляционной инстанции не извещались в соответствии правовой позицией, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с частями 2,4 статьи 310 КАС РФ являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если нарушение или неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституцией Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2007 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу частей 1, 2 статьи 41.1. Федерального закона № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями концессионных соглашений являются привлечение инвестиций путём обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и повышение вследствие этого качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Из материалов дела видно, что в целях реализации полномочий по организации в границах городского округа водоснабжения и водоотведения населения 8 июня 2015 г. между муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда (Концедент), МУП «Городской водоканал г. Волгограда», с одной стороны, и ООО «Концессии водоснабжения» (Концессионер), с другой стороны, по результатам проведения открытого конкурса заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград, сроком действия до 31 декабря 2044 г.

Предметом концессионного соглашения является обязанность Концессионера за свой счёт в порядке, в сроки и на условиях, установленных концессионным соглашением обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту; осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта соглашения и иного имущества (пункт 1.1. концессионного соглашения).

Объектом концессионного соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования. Сведения о составе и описании объектов имущества в составе объект соглашения приведены в Приложении № 1 к концессионному соглашению (пункт 2.1 концессионного соглашения).

Согласно Приложению № 1 к концессионному соглашению территории поселков Водный, Горный, Песчанка, Гули Королёвой, Майский, Аэропорт, Соляной, 62-й Армии отнесены к VII технологической зоне водоснабжения, не охваченной централизованными системами водоснабжения, подача воды в который осуществляется из подземных источников.

Водоснабжение поселка Гули Королёвой г. Волгограда обеспечивается из водозаборной скважины производительностью 10 куб.м/ч в количестве 1 ед., обеспечивающей в пределах имеющегося дебета скважины подачу воды потребителям, а также сетей водоснабжения протяженностью 2256 пм.

Указанная скважина передана ООО «Концессии водоснабжения» по концессионному соглашению в составе недвижимого и движимого имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Водозаборная скважина работает круглосуточно в режиме частотного регулирования, система установлена в 2018 г., вода подаётся в полном объёме, бесперебойно, течи отсутствуют.

Вода из указанного выше подземного источника используется жителями поселка исключительно для хозяйственно-бытовых нужд, поскольку качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Плата за услуги водоснабжения с жителей поселка им. Гули Королёвой взимается по тарифу на техническое водоснабжение, утверждённому приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20 декабря 2017 г. № 51/9.

В целях организации обеспечения питьевой водой населения, проживающего на территориях городского округа город-герой Волгоград, не охваченных централизованным холодным водоснабжением, администрацией Волгограда издано постановление от 1 октября 2013 г. № 1626 «Об организации подвоза воды на части территории городского округа город-герой Волгоград», в соответствии с которым на ООО «Концессии водоснабжения» возложена обязанность по обеспечению подвоза питьевой воды населению, проживающему в поселке им. Гули Королевой Советского района г. Волгограда, с учетом минимальных норм, предусмотренных в приложении 1 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Подвоз питьевой воды осуществляется ООО «Концессии водоснабжения» по заявкам жителей.

Территории поселков Майский, Водный, Горный, Гули Королёвой вошли в состав муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в конце 2006 г. на основании Закона Волгоградской области от 30 ноября 2006 г. №1333-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 14 мая 2005 г. №1058-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Городищенского района и муниципальных образований в его составе». До декабря 2006 г. указанные сельские поселения входили в состав Городищенского района Волгоградской области, в связи с чем резерв мощности централизованной системы водоснабжения городского округа Волгоград не рассчитан на подключение посёлков.

В целях улучшения водоснабжения поселков Водный, Горный, Гули Королёвой Советского района г. Волгограда приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26 июня 2015 г. № 24/2 утверждена, а администрацией Волгограда согласована инвестиционная программа ООО «Концессии водоснабжения» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 - 2022 г.г.

Указанная инвестиционная программа разработана и утверждена в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительством РФ от 29 июля 2013 г. № 641, на основе технического задания, разработанного и утверждённого органами местного самоуправления Волгограда.

В перечне мероприятий инвестиционной программы в целях улучшения надежности системы водоснабжения предусмотрено создание инфраструктуры для обеспечения развития Центральной, Южной зоны водоснабжения, в том числе: разработка технико-экономического обоснования вариантов обеспечения водой поселков Советского района Волгограда (Горный, Водный, Майский., Гули Королевой) с учетом перспективного развития, в том числе строительство сетей водоснабжения, реконструкция существующих скважин (раздел 2 «Перечень мероприятий инвестиционной программы, группа 2»).

В результате реализации мероприятий инвестиционной программы в соответствии с заключённым ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Джи Динамика» договором от 13 июля 2020 г. № 525-20/2020 последним было разработано технико-экономическое обоснование вариантов водоснабжения поселков в Советском районе Волгограда.

При изготовлении обоснования специализированной организацией были разработаны варианты технического решения организации водоснабжения поселков, которым дана оценка с учетом имеющейся инфраструктуры, прогноза развития территорий, сроков исполнения, процесса инвестирования, достижения цели – организация питьевого водоснабжения поселков с учетом перспективного развития.

Согласно технико-экономическому обоснованию приоритетным вариантом водоснабжения перспективных поселков Советского района выбрана подача холодной воды от централизованной системы водоснабжения. Организация централизованного водоснабжения поселка им. Гули Королёвой предполагает комплексное строительство водопроводных сетей, включая магистральные и внутриквартальные водопроводные сети, водопроводных насосных станций, резервуаров чистой воды, других инженерных сооружений. Технологическое решение по точке подключения к системе централизованного водоснабжения г. Волгограда предусмотрено от водоочистной станции «Горная Поляна».

На средства, выделенные из федерального бюджета в рамках федеральной программы «Стимул» национального проекта «Жилье и городская среда» в размере 1 084 975,81 тыс. руб. по состоянию на сегодняшний день ведутся работы по строительству сетей водоснабжения до «Родниковой долины» Советского района г. Волгограда. Работы начаты 31 мая 2022 г. Подготовлен к укладке в траншею участок магистрального трубопровода Ду 1000 мм протяженностью 1500 м, подготовлено устройство основания под трубопровод в траншее протяженностью 800 п.м. Период строительства: 2021 - до конца III квартала 2023 г. Информация о ходе выполнения работ на текущую дату по объекту «Технологическое подключение к сетям водоснабжения и водоотведения жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной, социальной и общественно-деловой инфраструктуры по ул. Родниковая в Советском районе г. Волгограда» предоставлена в департамент с письмом комитета по строительству администрации Волгограда от 20 марта 2023 г. № 14-и/кс-528.

По результатам выполненного строительства сетей водоснабжения до «Родниковой долины» Советского района Волгограда будет создана техническая возможность подачи необходимого ресурса – холодное водоснабжение – для перспективных поселков Советского района Волгограда, а также определены технические условия для подключения перспективных поселков с целью дальнейшего проектирования сетей водоснабжения за счет бюджета г. Волгограда.

Мероприятия по строительству инженерных сетей водоснабжения до территории поселков Водный, Майский, Гули Королевой, Горный включены в проект плана мероприятий комплексной программы перспективного развития Волгограда. Срок реализации мероприятий по строительству сетей водоснабжения указанных территорий в Советском районе Волгограда предусмотрен на период до 2032 г., с планируемыми затратами в объёме 12457,54 млн. руб.

По состоянию на 1 апреля 2023 г. МКУ «Волгоградский инженерный центр» разработало техническое задание на проектирование инженерных сетей водоснабжения и водоотведения поселков Горного, Водного, Майского и Гули Королевой Советского района Волгограда.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оспариваемого административными истцами бездействия администрации Волгограда.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении судом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с приведенными законоположениями о допущенном администрацией Волгограда бездействии в необеспечении водоснабжения поселка им. Гули Королевой г. Волгограда не свидетельствуют. При недостаточности воды в весенне-летний период водоснабжение обеспечено путем подвоза питьевой воды по заявкам населения поселка.

Правовое регулирование в области водоснабжения не содержит норм, возлагающих на органы местного самоуправления обязанность по организации водоснабжения на соответствующей территории определенным способом. Законодатель предусматривает возможность организации водоснабжения посредством использования как централизованных, так и нецентрализованных систем. При этом право определения целесообразности, экономичности способа организации системы водоснабжения принадлежит органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Предусмотренная частью 2 статьи 227 КАС РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения настоящего административного иска, по делу не установлена, поэтому суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно отказал в удовлетворении административных исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушения или неправильного применения норм материального права, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичны доводам административных исковых требований, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 10 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Заломиной Ю.А., Абдюшевой А.А., Бабкина А.А., Бекшановой Т.М., Брянцевой Т.М., Говорухиной О.А., Деминой Н.А., Жданкиной Е.В., Зислиной И.А., Каратановой Т.Е., Кузиной И.Б., Лебедевой Т.А., Ломакиной С.М., Лукиной Е.А., Матвейчук Е.В., Никифорова Е.Г., Ожина В.А., Родионовой С.П., Савченко Н.А., Садыковой С.Г., Сергиенко С.Ф., Станкус Н.С., Ходжаевой Н.А., Черновой И.А., Чудиной О.Е. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи: