ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3046/2022 от 14.07.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-3046/2022 (33а-930/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 14 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Донгак О.Ч.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Донгака А.Ш. к начальнику отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла Ондару Р.Б., мэрии города Кызыла о признании действий, бездействия неправомерными по апелляционной жалобе административного истца Донгака А.Ш. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., административного истца Донгака А.Ш., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения административного ответчика Ондара Р.Б.,

УСТАНОВИЛА:

административный истец Донгак А.Ш. обратился в суд с административным иском к начальнику отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии г.Кызыла Ондару Р.Б. о признании действий, бездействия неправомерными, указав, что получил письмо от начальника отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла (далее – УАТН мэрии города Кызыла) Ондара Р.Б., по которому невозможно понять, на какое обращение дан ответ, он к указанному должностному лицу не обращался. Данным ответом административный ответчик вводит его в заблуждение, не принял должные меры, отказался от выполнения своих обязанностей, тем самым нарушены его права и интересы, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», право на объективное и справедливое рассмотрение обращения. Просит признать неправомерными действия и бездействия начальника отдела УАТН мэрии города Кызыла Ондара Р.Б., выразившиеся в непринятии мер, намеренном направлении непонятного ответа.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 января 2022 года в качестве административного соответчика привлечена мэрия города Кызыла.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 марта 2022 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Кажыкай Б.А. и Маады А.В..

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 марта 2022 года административное исковое заявление Донгака А.Ш. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец Донгак А.Ш. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, указав, что начальник отдела мэрии г. Кызыла Ондар Р.Б. должен был направить ему копию определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а не письмо, из содержания которого невозможно понять по какому поводу направлено письмо. Данное действие должностного лица административный истец рассматривает как нарушение права на доступ к правосудию. Ни о направлении материала в административную комиссию мэрии г. Кызыла, ни о передаче материала начальнику отдела Ондару Р.Б. его в нарушение закона не уведомляли. Суд необоснованно привлёк в качестве заинтересованных лиц Маады А.В. и Кажыкай Б.А. и не разрешил его ходатайство о привлечении в качестве административного соответчика Управление по административно-техническому надзору мэрии г. Кызыла, где исполняет свои обязанности Ондар Р.Б.

В судебном заседании административный истец Донгак А.Ш. апелляционную жалобу поддержал.

Административный ответчик - начальник отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии г.Кызыла Ондар Р.Б. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения.

Представитель административного соответчика – мэрии г. Кызыла, заинтересованные лица Кажыкай Б.А. и Маады А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 августа 2021 года в КУСП зарегистрировано сообщение Донгака А.Ш. за № 33548, поступившее в 20 часов 17 минут 16 августа 2021 года, о том, что его соседи по ул. ** кидаются (л.д. 26).

По данному факту 16 августа 2021 года участковым уполномоченным ОУУП и ПДН УМВД РФ по г. Кызылу Дендипом Н.А. отобраны объяснения у Донгака А.Ш. и Маады А.В.

17 августа 2021 года зарегистрировано в Управлении Министерства внутренних дел России по г. Кызылу за № 33606 заявление Донгака А.Ш. о том, что 16 августа 2021 года около 21 ч. соседи из кв. ** Маады А.В., Кажыкай Б.А. устроили пьяный скандал (л.д. 28).

Рапортом старшего оперативного дежурного ДЧ УМВД РФ по г. Кызылу Манзырыкчы М.В. сообщение Донгака А.Ш. от 16 августа 2021 года за № 33548 и заявление Донгака А.Ш. от 17 августа 2021 года за № 33606 объединены в одно производство в связи с тем, что там усматривается один и тот же факт (л.д. 27).

В справке о проделанной работе УУУП ОУУП ИПДН УМВД России по г. Кызылу Дендип Н.А. от 26.08.2021 года указано, что для объективного и всестороннего рассмотрения сообщения материал следует направить по подведомственности в административную комиссию мэрии г. Кызыла, поскольку усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Тыва.

Сопроводительным письмом от 30 августа 2021 года материал, зарегистрированный в КУСП № 33548 от 16 августа 2021 года по заявлению Донгака А.Ш. в отношении соседей из квартиры ** по ул. ** г Кызыла, для оказания содействия в силу своих полномочий направлен мэру г. Кызыла.

В соответствии с журналом учёта входящей корреспонденции, 31 августа 2021 года материал по обращению Донгака А.Ш., зарегистрированный в КУСП № 33548 от 16 августа 2021 года, передан начальнику отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора Мэрии города Кызыла Ондару Р.Б. 2 сентября 2021 года (л.д. 74).

Начальником отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла Ондаром Р.Б. 6 сентября 2021 года Донгаку А.Ш. дан ответ о том, что согласно Закону Республики Тыва «О защите покоя граждан и соблюдении тишины на территории Республики Тыва» от 11.11.2011 № 962 ВХ-1 не допускается нарушение покоя граждан и тишины с 22.00 до 08.00 часов в будние дни (с понедельника по пятницу включительно); с 22.00 до 10.00 часов в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни; с 13.00 до 15.00 часов ежедневно в отношении защищаемых объектов, предусмотренных пунктом "а" части 2 настоящей статьи, в части действий, предусмотренных пунктами "а" и "д" части 1 статьи 2 настоящего Закона. В данном случае шум фактически происходил в 20 часов 17 минут, в связи с чем административный материал прекращён (л.д. 6).

Отказывая в удовлетворении административного иска Донгака А.Ш., суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение Донгака А.Ш., поступившее из УМВД РФ по г. Кызылу, дан уполномоченным должностным лицом, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях, при этом должностное лицо не усмотрело наличия события административного правонарушении правонарушения и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по указанной статье КоАП РФ, поскольку действия происходили до 22 часов, о чём направлен соответствующий ответ.

С указанным выводом судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ указано, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Из указанной нормы Федерального закона № 59-ФЗ следует, что обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в соответствии с процессуальными требованиями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в соответствии с указанным кодексом, а не в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ.

В соответствии со статьёй 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в периоды времени, установленные Законом Республики Тыва от 11 ноября 2011 года N 962 ВХ-1 "О защите покоя граждан и соблюдении тишины на территории Республики Тыва", за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти Республики Тыва или органами местного самоуправления, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 5000 рублей.

В пункте 9 части 2 статьи 14.5 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых утверждается главой муниципального образования, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.7, 2.11, 3.3, 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.6, 3.10, 3.16, 3.17, 4.12, главой 5, главой 8, главой 9, главой 10, статьями 11.2, 12.5 и частью 2 статьи 13.11 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 Перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утверждённого Постановлением Главы городского округа - председателя Хурала представителей г. Кызыла от 01.10.2019 № 66, предусмотрено, что начальник управления по административно-техническому надзору мэрии г. Кызыла, начальники отделов и главные специалисты управления по административно-техническому надзору уполномочены составлять протоколы по статье 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях.

В пункте 3.1.9 Должностной инструкции начальник отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора Мэрии города Кызыла указано, что начальник отдела обязан вести производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, а также составлять протокола об административной ответственности в соответствии с требованиями Закона Республики Тыва от 12.05.2017 года № 276-ЗРТ «Кодекс об административных правонарушениях Республики Тыва»

В связи с чем, начальник отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора Мэрии города Кызыла Ондар Р.Б. уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что рассмотрев материал по заявлению Донгака А.Ш., поступивший из УМВД РФ по г. Кызылу, начальник отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора Мэрии города Кызыла Ондар Р.Б. должен был либо составить протокол об административном правонарушении по статье 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях, либо вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а не рассматривать обращение Донгака А.Ш. по нормам Федерального закона № 59-ФЗ.

Следовательно, действия начальника отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла Ондара Р.Б., выразившиеся в рассмотрении обращения Донгака А.Ш. не в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются незаконными.

Указанное действие повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, так как привело к тому, что истёк двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данной категории дел, и административный истец не смог воспользоваться своим правом на рассмотрение его обращения в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Донгака А.Ш.

Как установлено судебной коллегией, 25 апреля 2022 года начальником УАТН мэрии города Кызыла Ондаром Р.Б. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению Донгака А.Ш., зарегистрированному в КУСП УМВД РФ по г. Кызылу от 16.08.2021 года за № 33548, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 3.10 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях.

В связи с чем оснований для возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно на основании части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлёк в качестве второго административного соответчика мэрию города Кызыла, где исполняет свои обязанности должностное лицо – начальник отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла Ондар Р.Б., и отклонил протокольно ходатайство административного истца Донгака А.Ш. о привлечении в качестве административного соответчика Управления административно-технического надзора мэрии г. Кызыла, поскольку Управление является структурным подразделением мэрии г. Кызыла.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 марта 2022 года отменить и принять новое решение следующего содержания:

«Административный иск Донгака А.Ш. удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника отдела муниципального контроля Управления административно-технического надзора мэрии города Кызыла Ондара Р.Б., выразившиеся в рассмотрении обращения Донгака А.Ш. от 16 августа 2021 года не в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи