Судья Гавура О.В. Дело № 92RS0002-01-2021-003814-08
(номер производства по делу Производство № 33а-145/2022
в суде первой инстанции Категория 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
судей – Исаева С.Н., Бояриновой Е.В.,
при секретаре – Михайловой В.Г.
с участием:
административного истца – Данильченко Э.А.,
представителя административного истца – Дубовис Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Данильченко Э. А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе административного ответчика – Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В.,
установила:
Данильченко Э.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором, после уточнения, просила признать распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя от 16 июня 2021 г. № 815-р/2021 незаконным и отменить его, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя повторно рассмотреть документы Данильченко Э.А. о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 мая 2021 г. в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории города федерального значения Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя 27 сентября 2016 г. № 129-а/2016, Данильченко Э.А. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по результатам рассмотрения которого ответчиком издано распоряжение от 16 июня 2021 г. № 815-р/2021 об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с непредставлением справки о доходах сына – Данильченко Р.И. за период с 1 января 2021 г. по 31 апреля 2021 г., а также в связи с превышением дохода истца двукратной величины прожиточного минимума на 221 рубль. Ссылаясь на положения статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 51, статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 г. № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе», считает отказ ответчика, основанный на том, что ее доход превышает двукратную установленную Правительством Севастополя величину прожиточного минимума на душу населения на 221 руб., незаконным, противоречащим требованиям закона, поскольку сумма превышения дохода в 221 руб., является несущественной и не может повлиять на ее жизненную ситуацию в самостоятельном решении жилищного вопроса. Указывает, что является единственным членом семьи, который получает постоянный доход, за счет которого живут ее сын, его жена и внучка, иного жилья, кроме служебной квартиры, ее семья не имеет, в связи с чем считает свою семью нуждающейся в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 г. административный иск Данильченко Э.А. удовлетворен; распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя от 16 июня 2021 г. № 815-р/2021 признано незаконным и отменено; на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке вопрос о принятии Данильченко Э. А. и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – Департамента капитального строительства города Севастополя ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права, и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в городе Севастополе не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в частности, граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 г. № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее, в том числе – Закон города Севастополя № 134-ЗС). Согласно статье 2 Закона города Севастополя № 134-ЗС, малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в городе Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в городе Севастополе. Размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя. Согласно представленным Данильченко Э.А. сведениям, на основании федерального и регионального законодательства Российской Федерации, Департаментом произведен расчет ежемесячного дохода истца, который не позволяет отнести ее к категории малоимущих граждан. Сведения о доходах сына истцом Р.И. за 2021 год не представлены. При этом суд первой инстанции в своем решении не указал основания, по которым можно не учитывать имеющиеся обстоятельства при признании гражданина малоимущим, в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Считает оспариваемое истцом распоряжение обоснованным и полностью соответствующим нормам действующего законодательства.
В письменных возражениях административный истец, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Административный истец и его представитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции также просили решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Представитель административного ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Изучив материалы административного дела, выслушав мнение участников судебного разбирательства, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 мая 2021 г. Данильченко Э.А. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя от 16 июня 2021 г. № 815-р/2021 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Данильченко Э.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о чем ей сообщено уведомлением от 21 июня 2021 г. Департаментом капитального строительства города Севастополя в названном уведомлении указано, что заявителем не представлены документы, указанные в пункте 15.1 Административного регламента, необходимые для предоставления государственной услуги; заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также указано, что заявителем не представлены документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет: справка о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ, справка из территориального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю (для лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации), справка из государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» (для неработающих граждан). Дополнительно сообщено, что согласно представленным документам и Методике определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 30 октября 2015 г. № 1015-ПП, ежемесячный доход заявителя составляет 22 981,00 руб., что превышает двукратную официально установленную постановлением Правительства Севастополя от 28 января 2021 г. № 11-ПП в городе Севастополе величину прожиточного минимума на душу населения (11380,00 руб.) на 221,00 руб.
Считая такое распоряжение ответчика нарушающим ее права и законные интересы, административный истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая данное дело и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что усмотренное административным ответчиком превышение двукратной официально установленной Постановлением Правительства Севастополя от 28 января 2021 г. № 11-ПП в городе Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения на 221 рубль, не может служить основанием для ограничения прав административного истца в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основаниям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов 4 и 5 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории города федерального значения Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 г. № 129-а/2016 (далее – Административный регламент), в связи с чем признал распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя от 16 июня 2021 г. № 815-р/2021 незаконным, обязав административного ответчика повторно рассмотреть документы Данильченко Э.А.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его решение на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.
Согласно положениям части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из положений части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 г. № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 134-ЗС в целях настоящего Закона малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в городе Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в городе Севастополе.
Размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 2 статьи 2 Закона города Севастополя № 134-ЗС).
Постановлением Правительства Севастополя от 30 октября 2015 г. № 1015-ПП утверждена Методика определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно указанной Методике, ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – расчетный период), указанных в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи.
Ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается путем деления общей суммы его доходов за расчетный период на число двенадцать (пункты 1.2, 1.3).
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 28 января 2021 г. № 11-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в городе Севастополе на 2021 год» величина прожиточного минимума в городе Севастополе на 2021 год в расчете на душу населения составляет 11 380 рублей.
Как следует из материалов дела, представленные Данильченко Э.А. в Департамент капитального строительства города Севастополя сведения о ее доходах свидетельствуют о превышении ее дохода двукратной официально установленной в городе Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения, что не позволяет признать ее признать малоимущим гражданином в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, Данильченко Э.А. не представлены сведения о доходах ее сына – Р.И. за период с 01 января 2021 г. по 31 апреля 2021 г., который с 19 февраля 2019 г. по 04 мая 2021 г. являлся индивидуальным предпринимателем.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, согласно которому заявителем представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 19 Административного регламента), а также заявителем не представлены документы или представлен неполный пакет документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (пункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 19 Административного регламента).
Таким образом, вышеуказанное распоряжение принято административным ответчиком в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, уполномоченным органом и не противоречит установленной процедуре.
Оснований считать его незаконным из материалов дела не усматривается и судом первой инстанции в его решении не указано.
Вывод районного суда о том, что превышение двукратной официально установленной величины прожиточного минимума на душу населения не может служить основанием для ограничения прав административного истца в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, указанным в оспариваемом распоряжении, в связи с чем его следует признать незаконным, не основан на законе, не соответствует обстоятельствам дела и свидетельствует о неправильном применении норм материального права.
При этом какой-либо оценки факту непредставления административным истцом документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, в частности документов, содержащих сведения о доходах члена семьи заявителя – сына Р.И. за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет, что также явилось основанием для принятия оспариваемого распоряжения, судом первой инстанции не дано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права (пункты 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При разрешении спора судом первой инстанции не были правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Данильченко Э. А. –отказать.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –