Дело: № 92RS0004-01-2021-004512-39
Производство: 1я инст. №2а-3092/2021, 2я инст. №33а-1545/2022 Председательствующий в
Категория 020а первой инстанции Григорьева У.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,
при секретаре Марушевской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Керницкого В. В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Вялкова Т. Е., Департамент сельского хозяйства города Севастополя, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю об оспаривании решений, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГКерницкий В.В. обратился в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконными решения Севреестра №№№/4 и №/5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении, соответственно, государственного кадастрового учета, государственной регистрации права, возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца №№ от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете недвижимости и государственной регистрации права в отношении 29 земельных участков, образуемых путем перераспределения ранее образованного земельного участка, о чем сообщить административному истцу и суду в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что административный ответчик необоснованно отказал в государственном кадастровом учете недвижимости и государственной регистрации права в отношении 29 земельных участков, образуемых путем перераспределения ранее образованного земельного участка, сославшись на те обстоятельства, что при проведении анализа пространственных данных и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ образуемых земельных участков выявлено несовпадение образующихся участков с предыдущими, что обусловлено несовпадением новых точек образуемых контуров с границами исходного земельного участка.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен, признаны незаконными действия Севреестра, выразившиеся в отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении земельного участка, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, , на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении названного земельного участка и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду об его исполнении.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора обмена от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН под №№ осуществлена запись о вещных правах Керницкого В.В. на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Севреестр с заявлением №№ об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении 29 земельных участков, образованных путем раздела вышеуказанного земельного участка, преобразуемые земельные участки имеют вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства». Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 года, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Закона №191-ФЗ. Заявлений на изменение видов разрешенного использования вышеуказанных земельных участков не поступало, при этом нормы земельного законодательства обязывают землепользователей использовать земельный участок исходя из его целевого назначения. В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором было выявлено несовпадение образующихся земельных участков с предыдущими, что обусловлено несовпадением новых точек образуемых контуров с границами исходного земельного участка. Отмечает, что при формировании земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, необходимо предусмотреть обеспечение доступа к данным земельным участкам путем размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке что, в свою очередь, повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с представленным межевым планом приведет к возникновению обстоятельств, препятствующих рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 Закона №218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных этим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что Керницкий В.В. на основании нотариального договора обмена земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, является собственником земельного участка площадью кв.м, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, уч.№ (контур 90) в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГКерницкий В.В., действуя через представителя Журавлева В.Н., обратился в Севреестр с заявлением №№ об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении 29 земельных участков, образуемых путем перераспределения принадлежащего ему вышеуказанного земельного участка.
По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Севреестром принято решение, оформленное уведомлением № №/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям, предусмотренным в п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, поскольку в нарушение требований п.п. 36, 63, 65 приказа Минэкономразвития России №921 от 08 декабря 2015 года «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в реквизите «5» раздела «Исходные данные» межевого плана отсутствуют сведения о частях исходного земельного участка; в межевом плане отсутствует раздел «Сведения о частях земельного участка», включаемый непосредственно за разделом «Сведения об образуемых земельных участках». Объединение образующихся объектов не совпадает с объединением исходных. Кроме того, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о правах, необходимо предоставить правоустанавливающий документ на исходный земельный участок с кадастровым номером №.
С целью устранения вышеуказанных оснований для приостановления, административный истец ДД.ММ.ГГГГ подал административному ответчику дополнительное заявление №№, вместе с которым в Севреестр был представлен проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предполагается раздел вышеназванного земельного участка.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения, оформленные уведомлениями №№/2 и №№/3. Идентичные по содержанию и адресованные истцу и его представителю Журавлеву В.Н., о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. При этом указано, что при проведении анализа пространственных данных и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ образуемых земельных участков было выявлено несоответствие – «несовпадение образующихся участков с предыдущими», что обусловлено несовпадением новых точек образуемых контуров с границами исходного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Севреестром приняты идентичные по содержанию решения №№/4 и №№/5 (адресованные истцу и его представителю) об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на который (которые) были предоставлены вместе с заявлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям ст. 27 Закона №218-ФЗ, поскольку неустранены причини, послужившие основанием для приостановления предоставления государственной услуги.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, административный истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что решения Севреестра о неустранении причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета не конкретизированы и не содержат рекомендаций по устранению причин приостановления, ссылок на нормы права, вследствие чего оспариваемые решения административного ответчика, принятые в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления оказания государственной услуги, нарушают права и законные интересы административного истца.
С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что принимая решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, регистратор сослался на конкретные положения действующего законодательства, указал на допущенные нарушения при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и способы их устранения. Уведомления о неустранении причин приостановления №№№/3, №/3 от ДД.ММ.ГГГГ также содержат указания на конкретные основания, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав. Вопреки выводам суда первой инстанции вышеуказанные уведомления Севреестра №№/1 от ДД.ММ.ГГГГ и №№№/3, №/3 от ДД.ММ.ГГГГ содержат разъяснения со ссылкой на действующие законодательные акты относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия ему необходимо совершить для получения государственной услуги, в связи с чем принятые Севреестром решения отвечают требованиям ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти, выводы суда первой инстанции об обратном не соответствуют обстоятельствам дела. При этом как следует из представленного административным ответчиком по запросу суда апелляционной инстанции реестрового дела с диском, содержащим межевые планы, приостановление государственной услуги, как верно указано в апелляционной жалобе, было обоснованно.
Поскольку причины приостановления постановки на кадастровый учет и регистрации права устранены не были, регистратором Севреестра обоснованно приняты решения №№№/4, №/5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Надлежит так же отметить, как верно указано в апелляционной жалобе, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).
Согласно пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона №101-ФЗ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется. В силу пункта 1 статьи 4 Закона №101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект РФ, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом настоящие требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков. Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем. 4 пункта 1 статьи 4 Закона № 101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты, поскольку не послужили основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и, соответственно, не могут быть предметом проверки суда.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при разрешении дела, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела (п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС РФ), поэтому оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в удовлетворении административного иска – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
судьи