ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3108/2021 от 22.12.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-8055/2021

В суде первой инстанции дело № 2а-3108/2021

УИД: 27RS0001-01-2020-005928-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре Никулиной Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2021 года в городе Хабаровске административное дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционному представлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.

Судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края надлежащим – Комитетом лесного хозяйства правительства Хабаровского края.

К участию в деле привлечены: административными соответчиками – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, заинтересованными лицами –Росприроднадзор, Росприроднадзор по Дальневосточному Федеральному округу, ООО «Пасифик Майнинг», ОАО «Исток».

С учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края в части непринятия мер к надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края.

Обязать:

Министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, по всем муниципальным районам края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в 3 года за всеми объектами животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края; разработать и внести предложения в Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, в рамках принимаемых мер по охране объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, о необходимости создания ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра; обеспечить передачу в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации результаты работ проведенного государственного мониторинга за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра.

Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 6 месяцев после получения первых результатов о государственном мониторинге за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра принять решение о выделении, проектировании и установлении границ ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра.

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в срок не позднее 6 месяцев со дня фактической реализации Федеральным агентством лесного хозяйства полномочий по выделению, проектированию и установлению границ особо защитных участков (далее - ОЗУ): выделить и установить границы ОЗУ, закрепив их на местности, а именно на территории всех лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра; внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края (за исключением лесничеств, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), являющихся местами обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, сведения об ОЗУ с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель; внести в государственный лесной реестр документированную информацию об ОЗУ с указанием их границ, о зонах с особыми условиями использования территорий; внести в лесной план Хабаровского края информацию по выделенным и запроектированным ОЗУ.

В обоснование заявленных требований указав, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края осуществляет в пределах установленной компетенции переданные Хабаровскому краю полномочия Российской Федерации, в том числе в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. Министерством не ведется государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края. Министерством в нарушение статьи 12, части 1 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ, п.3.3.15 Положения о Министерстве, пунктов 2, 9 Положения о Красной книге края эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не проводятся; обязанность по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания особых защитных участков леса с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тигра не исполнена.

Управление лесами является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных правоотношений, организует разработку и утверждение лесного плана, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории края. По информации Управления лесами места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Хабаровского края не выделены, ОЗУ не проектировались, в лесохозяйственные регламенты лесничеств не вносились. Проверкой Управления лесами края установлено, что действующие лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края в разделе «3.2. Ограничения по видам особо защитных участков лесов» не содержат перечень кварталов и выделов, а также их частей, отнесенных к ОЗУ. Отсутствие сведений об ОЗУ в лесном плане Хабаровского края и лесохозяйственных регламентах лесничеств Хабаровского края способствует осуществлению хозяйственной деятельности, несущей угрозу популяции объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края. Ненадлежащая организация работы региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений, создает угрозу уничтожения животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, Красную книгу Российской Федерации и среды их обитания при проведении лесохозяйственных мероприятий и использовании лесов, что противоречит целям ведения Красной книги Хабаровского края о сохранении биологического разнообразия Хабаровского края, принципам Федерального закона «О животном мире», «Об охране окружающей среды», что недопустимо.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2021 года административные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований, указывая на нарушение судом требований статей 84, 176, 180, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, а именно: судом не созданы условия для всестороннего и полного изучения доказательств, поступивших в день судебного заседания (контракта на проведение мониторинга тигра в 2020 году № 27-11 от 09.11.2020, акта оказанных услуг по контракту № 27-11 от 09.11.2020, протокола Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края от 06.08.2021, контракта от 24.08.2020 № 18-08, акта выполненных работ по контракту от 24.08.2020 № 18-08, государственного контракта от 22.03.2021 № 07-03, письма министерства от 15.06.2021 № 06-6373, письма министерства от 21.05.2021 № 06-5486, письма министерства от 02.07.2021 № 06-7056, ответа Рослесхоза от 22.07.2021 № АВ-03.-54/15766), указанные доказательства судом и участниками процесса не изучены, полное их содержание не оглашалось; административное исковое заявление рассмотрено судом по существу в течение четырех часов; не учтено, что большая часть работы проделана Министерством после внесенных мер прокурорского реагирования, а именно представления от 08.06.2020 и рассматриваемого административного искового заявления; не представлена возможность ознакомления с материалами административного дела; являются ошибочными выводы суда о том, что требованиях прокурора не конкретизированы и не исполнимы; судом не взяты во внимание результаты проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки хозяйствующих субъектов; решение содержит не согласующиеся между собой выводы. Повторно приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В письменных возражениях на апелляционное представление административный ответчик Министерство природных ресурсов Хабаровского края против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения. Указал, что министерством все необходимые природоохранные мероприятия выполняются.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Стерликов Е.В. доводы апелляционного представления поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО1 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения по доводам, изложенным в письменных возражениях на апелляционное представление.

Административные ответчики Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, заинтересованные лица Росприроднадзор, Росприроднадзор по Дальневосточному Федеральному округу, ООО «Пасифик Майнинг», ОАО «Исток» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления уведомлены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 18.05.2020 № 7-32-3030 проведена проверка реализации Министерством природных ресурсов Хабаровского края полномочий по ведению Красной книги Хабаровского края, в ходе которой установлено, что Министерством не ведется государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, а именно, в нарушение статьи 12, части 1 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 3.3.15 Положения о Министерстве, пунктов 2, 9 Положения о Красной книге края эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не проводятся; обязанность по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания особых защитных участков леса (ОЗУ) с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тигра не исполнена. Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Хабаровского края не выделены, ОЗУ не проектировались, в лесохозяйственные регламенты лесничеств не вносились. Действующие лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края в разделе «3.2. Ограничения по видам особо защитных участков лесов» не содержат перечень кварталов и выделов, а также их частей, отнесенных к ОЗУ. Отсутствие сведений об ОЗУ в лесном плане Хабаровского края и лесохозяйственных регламентах лесничеств Хабаровского края способствует осуществлению хозяйственной деятельности, несущей угрозу популяции объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края. Ненадлежащая организация работы региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений создает угрозу уничтожения животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, Красную книгу Российской Федерации и среды их обитания при проведении лесохозяйственных мероприятий и использовании лесов, что противоречит целям ведения Красной книги Хабаровского края о сохранении биологического разнообразия Хабаровского края, принципам Федерального закона «О животном мире», «Об охране окружающей среды».

08.06.2020 г. Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление № 2-16-2020 «Об устранении нарушений законодательства о животном мире, ведении Красной книги Хабаровского края» на имя и.о.министра природных ресурсов Хабаровского края ФИО2, на которое дан ответ 16.07.2020 № 06-6173 с разъяснением о ведении работы в данном направлении на регулярной и постоянной основе.

Отказывая в удовлетворении административных требований суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для их удовлетворения, нормы проведения ежегодного мониторинга на модельных площадках и одного сплошного учета тигров (каждые 10 лет) соблюдаются и оснований для применения иной периодичности не имеется. Министерством природных ресурсов Хабаровского края проводятся мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. Государственный мониторинг Амурского тигра на территории Хабаровского края проводится, места мониторинга охвачены местами обитания Амурского тигра на пяти модельных участках, охватывая четыре муниципальных района Хабаровского края. Изменения в Красную книгу Хабаровского края вносятся. Внесение предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания особых защитных участков леса (ОЗУ) является правом ответчика, а не обязанностью.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основан на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования прокурора не конкретизированы, что лишает возможности оценить действия административного ответчика в целях установления нарушений в его действий действующего природоохранного законодательства.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

По настоящему делу совокупность указанных обстоятельств отсутствует.

Устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала является основным принципом лесного законодательства (пункт 1 статьи 1 Лесного кодекса РФ).

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) (часть 1 статьи 3 Лесного кодекса РФ).

Статьей 4 Лесного кодекса РФ определено, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (часть 1). От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2).

Проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 9 статьи 81 Лесного кодекса РФ).

Согласно статья 119 Лесного кодекса РФ особо защитные участки лесов особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 1). К особо защитным участкам лесов относятся места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных (пункт 6 части 2). Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (часть 7). Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 8).

Указом Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) переданы Федеральному агентству лесного хозяйства (подпункт «б» пункта 2).

Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 и определяет, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений и осуществляет:

принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса (пункт 5.4.4);

проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункт 5.4.12).

Как следует из части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя (в числе прочего): проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (пункт 2); закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (пункт 3).

Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции по выработке краевой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов, объектов животного мира) (далее - природные ресурсы), охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, социально-экономического развития проживающих в крае коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее также - коренные малочисленные народы Севера), а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края является Министерство природных ресурсов Хабаровского края (пункт 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 N 106-пр).

Министерство природных ресурсов Хабаровского края также является органом государственной власти Хабаровского края, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации (пункт 31 Перечня органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 107).

Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (пункт 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр).

В силу статьи 12 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ к основным принципам государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения среды его обитания, относятся: обеспечение устойчивого существования и использования животного мира, поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания, при том, что согласно части 1 статьи 15 названного Федерального закона государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного использования из обитания.

Полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, согласно статьи 6 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации являются переданными от Российской Федерации органам исполнительной власти субъекта.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.2011 № 963 утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, согласно пункту 5 которого ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации.

Государственный учет объектов животного мира, в соответствии с пунктом 1 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира, представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, природоохранные учреждения при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют в федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Исходя из пунктов 13, 15 Порядка, государственный мониторинг объектов животного мира состоит из регулярно обновляемых сведений и параметрах состояния объектов животного мира, среды их обитания и их динамики. Данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира хранятся на бумажном и электронных носителях.

В соответствии с пунктами 16, 16.2 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга представляются на бумажном и электронных носителях с указанием количества предоставляемых документов и файлов, их имен (названий), размеров, даты их актуализации, в том числе: уполномоченными органами субъектов Российской Федерации - в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в отношении охотничьих ресурсов ежегодно до 15 мая, иных объектов животного мира - до 1 августа не реже одного раза в три года.

Статьей 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, ведение которой по субъектам относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.10.2006 N 157-пр утверждены Положения о порядке ведения Красной книги Хабаровского края, согласно пунктов 4 и 5 которого, Министерство природных ресурсов Хабаровского края:

проводит работу по занесению в Красную книгу Хабаровского края (исключению из нее) того или иного объекта животного или растительного мира, об изменении категории его статуса, за исключением объектов, включенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по представлению комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края (далее также - Комиссия) и по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

осуществляет подготовку к изданию и организует издание Красной книги Хабаровского края, отдельных публикаций на ее основе;

для оперативного планирования мероприятий по сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, своевременного информирования граждан и организаций о наличии особо охраняемых на территории Хабаровского края объектов животного и растительного мира в периоды между изданиями Красной книги Хабаровского края обеспечивает подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края (исключенных из нее);

обеспечивает в пределах компетенции разработку мер по охране объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, кроме объектов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, включая организацию особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников, природных парков, памятников природы и т.д.);

организует работу по подготовке рукописи Красной книги Хабаровского края.

В силу пункта2.1. Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, комплексное государственное управление природными ресурсами в крае, в том числе в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, развития ресурсных и охотничьего промыслов в крае, а также охраной окружающей среды и особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с законодательством. При этом, к полномочиям Министерства относится организация ведения Красной книги Хабаровского края в порядке, установленном законодательством.

Для решения вопросов, связанных с ведением Красной книги Хабаровского края, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и научно-исследовательских организаций создается комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края.

Согласно пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11 Положения, Комиссия осуществляет подготовку и обоснование предложений по определению критериев занесения, очередности расположения видов (подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, установлению правил составления листов Красной книги Хабаровского края, сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, включая разработку мероприятий по искусственному разведению этих объектов в неволе или в культуре.

Научное обеспечение ведения Красной книги Хабаровского края осуществляется организациями, определяемыми в установленном порядке министерством природных ресурсов Хабаровского края, из числа научно-исследовательских организаций и вузов, осуществляющих исследовательскую деятельность по изучению и разработке мер охраны объектов животного и растительного мира (далее - ведущие организации).

Ведущие организации проводят сбор, анализ, обобщение и хранение научной информации по объектам животного и растительного мира, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Хабаровского края, за исключением объектов, включенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, создают и пополняют банки данных по указанным объектам и передают соответствующие материалы в министерство природных ресурсов Хабаровского края. Сбор данных о распространении, местах обитания, образе жизни, биологии, численности, лимитирующих факторах, принятых и необходимых мерах по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, об изменении условий их обитания осуществляется организациями и гражданами, связанными по роду своей деятельности с изучением и охраной объектов животного и растительного мира. Сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Хабаровского края (исключению из нее), обеспечивается в результате проведения необходимых обследований с использованием данных мониторинга состояния объектов животного и растительного мира.

Осуществление мероприятий по сохранению объектов животного и растительного мира и мест их обитания проводят граждане и организации, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, а также органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

В силу пункта 17 Положения, издание Красной книги Хабаровского края осуществляется по мере изменения экологической ситуации в Хабаровском крае и поступления новых данных об объектах животного и растительного мира, но не реже одного раза в 10 лет.

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 07.06.1995 N 224 (ред. от 28.09.2020) "Об учреждении и обеспечении работы по ведению Красной книги Хабаровского края" определено, что комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края (далее - комиссия) является коллегиальным совещательным органом при министерстве природных ресурсов Хабаровского края и в её задачи входят: рассмотрение предложений о занесении в Красную книгу Хабаровского края, об исключении из нее и о переводе из одной категории в другую включенных в нее видов животных, растений и грибов; рассмотрение материалов об оценке состояния объектов животного и растительного мира, грибов, обитающих (произрастающих) на территории Хабаровского края;рассмотрение программ, правил, рекомендаций и методических материалов по охране, воспроизводству, использованию и изучению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также по совершенствованию ведения Красной книги Хабаровского края; подготовка предложений о занесении в Красную книгу Российской Федерации, об исключении из нее и о переводе из одной категории в другую включенных в нее видов животных, растений и грибов; принятие решений и рекомендаций по другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.

Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 01.09.2020 N 439-р "О составе комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края" утвержден состав данной комиссии.

Перечень объектов растительного и животного мира, утвержден Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.10.2006 № 163-пр и в данный перечень входят более 150 видов, подвидов животных и более 300 видов растений, распространенных по всей территории Хабаровского края, в том числе в пункт 14 раздела 1 включен Амурский тигр.

Представленными административными ответчиками в материалы дела доказательствами подтверждается участие Министерства природных ресурсов в проведении сплошного учета Амурского тигра на территории Хабаровского края в зимний период 2014-2015 г. и планирование проведения следующего сплошного учета на период 2025-2026 годов.

Выборочный учет Амурского тигра на модельном участке «Ботчинский заповедник» осуществляет дирекция Ботчинского заповедника, на модельных участках «Большехехцирский заповедник» и «Тигровый дом» - ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края», Министерство природных ресурсов Хабаровского края проводит мониторинг амурского тигра на модельных участках «Хор» и «Матийский заказник» (контракты на ежегодное проведение работ № 50-10 от 19.10.2016 г., № 82-11 от 16.11.2017 г., № 57-10 от 17.10.2018 г., № 43-11 от 18.11.2019 г.).

Дальневосточным филиалом ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М.Житкова» отмечено отсутствие необходимости в ежегодных учетах амурского тигра, как крупного хищника, численность которого не подвержена резким колебаниям в относительно небольшой временной период, и достаточность площади модельных участков, на которых проводятся наблюдения за тигром, для получения репрезентативной информации, с указанием отсутствия необходимости для введения новых модельных участков (письмо от 31.08.2020 г. № 3-14/64).

Письмом от 01.11.2018 № 12.3.50-28014 Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подтверждено направление данных государственного мониторинга за 2015-2017 г.г. Письмом от 15.06.2021 № 06-6373 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации административным ответчиком направлены данные государственного мониторинга объектов животного мира за период 2018-2020 г.г. с приложением Перечня видов объектов животного мира, обитающих на территории Хабаровского края, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Создание банка данных по объектам животного мира, обитающим на территории Хабаровского края, за исключением охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, и разработка предложений по занесению объектов животного мира в Красную книгу Хабаровского края».

Специалистами охотничьих хозяйств и Министерства природных ресурсов Хабаровского края при прохождении маршрутов на учетном листе отмечаются все виды животных (их следы), встреченных ими в ходе проведения работы, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края.

В период 2016 – 2020 годов проведены работы по обследованию территории в Тугуро-Чумиканском, Вяземском, Бикинском, Солнечном, Хабаровском муниципальных районах Хабаровского края на предмет наличия в их границах ценных и исчезающих видов животных и растений в целях придания статуса особо охраняемой природной территории краевого значения, расширения границ ООПТ, что подтверждается материалами комплексного экологического обследования, госконтактами от 15.11.2017 № 81-11, от 19.10.2016 № 51/10, от 17.06.2016 № 33/05, письмом заданием министерства от 10.07.2018 № 12.3.50-23262, контрактом от 24.08.2020 № 18-08, контрактом от 22.03.2021 № 07-03.

Заключен государственный контракт от 22.03.2021 № 07-03 на оказание услуг по созданию банка данных по объектам животного мира, обитающим на территории Хабаровского края, за исключением охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, и разработке предложений по занесению объектов животного мира в Красную книгу Хабаровского края. Техническим заданием к контракту предусмотрены, в том числе, сбор сведений о состоянии среды обитания объектов животного мира, сбор, обобщение и анализ информации о состоянии объектов животного мира на территории Хабаровского края, характеристике флоры и растительности, сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения объектах животного и растительного мира, суммарных сведений о разнообразии.

Ежегодно, в период с 2016 года по 2020 год, специалисты Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, совместно со специалистами природоохранных и научных учреждений, проводили исследования, наблюдения, обобщения научных данных о видовом разнообразии редких животных и растений, обитающих на территории Хабаровского края, о чем публиковалась информация в научных изданиях: в 2016 г. – Вестник Дальневосточного отделения РАН; в 2019 – Вестник Северо-Восточного научного центра ДО РАН; в 2020 г. –Заповедная наука.

Осуществлено издание Красной книги Хабаровского края в новой редакции, где приведены современные сведения о категориях редкости, распространении, местах обитания, биологии, численности, лимитирующих факторах и угрозах, принятых и необходимых мерах охраны 238 видов покрытосеменных, 3 – голосеменных, 24- папоротникообразных, 2 – плауновидных, 7 – моховидных, 20- лишайников, 16- грибов, а также 161 вида животных, в том числе мелкопитающих – 30, птиц – 82, пресмыкающихся – 6, земноводных – 2, рыб – 9, кольчатых червей – 2, моллюсков – 15, членистоногих – 15 видов (контракт от 30.08.2019 года). По результатам многолетних исследований проведены исключения и включения в Красную книгу Хабаровского края объектов растительного и животного мира.

Письмом Министерства природных ресурсов от 17.07.2020 № 06-6235 в адрес управления лесами Правительства Хабаровского края направлены предложения об учете мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, приведенных в Красной книге Хабаровского края, при проектировании ОЗУ в рамках проведения лесоустроительных работ на землях лесного фонда в границах Хабаровского края, с приведением ссылки на публикацию мест обитания (ареалов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Также были направлены дополнительные письма от 21.05.2021 № 06-5486, от 12.07.2021 № 06-7056.

Сведения по государственному мониторингу объектов животного мира в Министерство природы России направлялись письмами от 01.11.2018 г. № 12.3.50-28014, 15.06.2021 № 06-6373.

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По настоящему спору незаконного бездействия административных ответчиков не установлено и соответствующие требования о возложении на них обязанности удовлетворены быть не могут и являются необоснованным вмешательством в их административно-хозяйственную деятельность.

Все приведенные в апелляционном представлении природоохранного прокурора доводы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии с законом, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционного представления не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: