Судья Сайфуллин И.Ф. дело № 2а-3109/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-19914/2023
1 ноября 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Маркеловой И.А.,
ФИО1,
при секретаре Юлдашбаевой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 ФИО13 к Управлению Федерального Казначейства по Республике Башкортостан, заместителю руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО2, специалисту исполнителю Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО3 о признании незаконным перенаправления обращения Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан для рассмотрения в соответствии с компетенцией,
по апелляционной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, получив дата года его обращение о проверки деятельности Регионального оператора по капитальному ремонту в Республике Башкортостан в части использования средств бюджета республики в ходе реализации программ, связанных с проведением капитального ремонта помещений общей долевой собственности (в том числе лестничных клеток, лифтовых и приквартирных холлов), дата года проинформировало его направлении обращения в Министерство финансов Республики Башкортостан в соответствии с компетенцией. Между тем, учитывая то, что Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, наделен контрольными функциями за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, считает такое перенаправление его обращения не законным.
В связи чем просил, признать перенаправление его обращения Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в Министерство финансов Республики Башкортостан незаконным, обязать Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан рассмотреть его обращение в установленный законом срок.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года административное исковое заявление ФИО5 ФИО14 о признании незаконным перенаправления обращения Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан для рассмотрения в соответствии с компетенцией, удовлетворено частично. Судом признано незаконным направление Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан поступившего дата года обращения ФИО5 ФИО15 в Министерство финансов Республики Башкортостан в соответствии с компетенцией. В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 ФИО16 части возложения на обязанности Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан рассмотреть поступившее дата года обращение ФИО5 ФИО17 в установленном законом порядке, отказано.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО4, просит решение суда отменить, считает его незаконным, необоснованным, ссылаясь, что Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан в рамках рассмотрения административного искового заявления ФИО5 приобщило к материалам дела письмо Управления от дата года в ответ на обращения ФИО5 от дата года, в котором сообщает, что в целях всестороннего рассмотрения обращения ФИО5 Управлением принято и согласовано с Федеральным казначейством решение о проведении внепланового контроля в отношении Некоммерческая организация «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» по теме «Проверка предоставления и средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в дата году, по многоквартирному дому по адресу: адрес. В рамках рассмотрения дела дата года Управлением в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан были предоставлены пояснения о том, что обращение ФИО5 было рассмотрено полно и всесторонне, внеплановое контрольное мероприятие, проведенное в связи с поступившим обращением ФИО5 нарушений в некоммерческой организации «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» нарушений не выявило.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО5 – ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Исходя из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1, подпункту "в" пункта 3 и пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, признание незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти или местного самоуправления и их должностных лиц возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, созданием препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконным возложением на них каких-либо обязанностей.
Как следует из материалов дела, дата года в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан поступило обращение ФИО5, которым последний просил провести проверку деятельности Регионального оператора по капитальному ремонту в Республике Башкортостан в части использования средств бюджета республики в ходе реализации программ, связанных с проведением капитального ремонта помещений общей долевой собственности (в том числе лестничных клеток, лифтовых и приквартирных холлов).
21 октября 2022 года Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан проинформировало ФИО5 о направлении его обращения в Министерство финансов Республики Башкортостан в соответствии с компетенцией.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя административный иск о признании незаконным направления Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан обращения ФИО5, поступившего дата года, в Министерство финансов Республики Башкортостан суд исходил из того, что контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, относится к исключительной компетенции Федерального казначейства, у Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан отсутствовали правовые основания для направления обращения в Министерство финансов Республики Башкортостан.
Такой вывод суда является законным и обоснованным
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, и, соответственно, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 закона (пункт 3 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»),
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 закона.
Из названного положения следует, что в тех случаях, когда поставленные в письменном обращении гражданина вопросы не входят в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, он пересылает такое обращение по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Такое регулирование, основано на том, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 1163-О, от 23 июня 2016 г. № 1230-О, от 28 сентября 2017 г. № 1864-О и др.).
По смыслу приведенных законоположений, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможности гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию.
При этом, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 664-О).
Как следует из части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, коим является Федеральное казначейство (часть 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
28 ноября 2013 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092).
Согласно пункту 1 названных Правил, последние определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство осуществляет, в частности, контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (подпункт «а» пункта 6 Правил).
Таким образом, учитывая то, что в соответствие с частью 3 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта независимо от бюджетов, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора осуществляет исключительно Федеральное казначейство.
Из постановления Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2013 года № 634 следует, что в Республике Башкортостан действует, разработанная в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан от 28 июня 2013 года № 694-з «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающая в себя ремонт помещений общей долевой собственности, в том числе лестничных клеток, лифтовых и приквартирных холлов.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Башкортостан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах также может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов.
Некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», как следует из заключенного дата года Соглашения № №... о предоставлении некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан, в форме субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Башкортостан, включенных в краткосрочный план реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, дополнительных соглашений к нему, Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» в виде добровольного имущественного взноса на обеспечение его деятельности, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2018 года № 582, осуществляет финансирование республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающей в себя ремонт помещений общей долевой собственности, за счет средств, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан, в форме субсидий.
Из изложенного следует, что некоммерческой организацией Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» финансирование осуществляется за счет полученных из бюджета Республики Башкортостан средств в качестве меры государственной поддержки.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что
когда контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, относится к компетенции Федерального казначейства, у Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан отсутствовали правовые основания для направления обращения ФИО5 в Министерство финансов Республики Башкортостан.
В материалам дела имеется письмо Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от дата года в ответ на обращения ФИО5 от дата года, в котором сообщает, что в целях всестороннего рассмотрения обращения ФИО5 Управлением принято и согласовано с Федеральным казначейством решение о проведении внепланового контроля в отношении Некоммерческая организация «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», в том числе на предмет предоставления и(или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в дата году, по многоквартирному дому, расположенному по адресу: адрес.
На основании указанного письма судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворения административного искового заявления в части возложения на Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан рассмотрение поступившего дата года обращения ФИО5 в установленном порядке.
По смыслу положений части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращение производства по административному делу возможно в случае, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца. Данные законоположения не предполагают автоматического прекращения судопроизводства, поскольку возлагают на суд обязанность устанавливать названные выше юридически значимые обстоятельства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1006-О).
Кроме того, согласно пункту 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2020) суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов. Положения части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не освобождают суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные частями 8 - 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Требования административного иска ФИО5 мотивированы тем, что административный ответчик незаконно и необоснованно перенаправил его обращения к нему для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Министерство финансов Республики Башкортостан.
В этой части исковые требования ФИО5 правильно удовлетворены судом первой инстанции, факт проведения внеплановой проверки после обращения истца в суд не может являться основанием для прекращения производства по делу. Необоснованное перенаправление обращения ФИО5 нарушило его право на своевременную проверку его доводов и дачи Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан ответа на его обращение, в котором он просил проверить нецелевое использование некоммерческой организацией «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» денежных средств при проведении капитального ремонта лестничных клеток многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, адрес, в котором он проживает.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для прекращения производства по делу.
Судебная коллегия находит приведенные в обжалуемом решении выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции в полной мере учел все существенные обстоятельства по делу, правильно установил факты и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимых для удовлетворения требований, по делу имеется, в связи с чем, согласно пункту 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда отмене не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи