Судья Шпигарь Ю.Н.,
Дело № 33а-13090/2023; 2а-3112/2023,
УИД: 59RS0004-01-2023-002683-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2023 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.
судей Котельниковой Е.Р., Морозовой Н.Р.
при секретаре Садковой К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения представителя административного истца Захарова Е.В., представителя заинтересованного лица Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми Балаша Р.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района г. Перми, действуя в интересах неопределенного краг лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнений просил возложить обязанность на администрацию г. Перми в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет проездов улично-дорожной сети (л.д.51).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Индустриального района г. Перми проведена проверка соблюдения администрацией г.Перми соблюдения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующие вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети.
В рамках проверки на соблюдение законодательства установлено, что администрацией Индустриального района г. Перми в соответствии с Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130, направлена в Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми документация о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры:
- проезд от шоссе Космонавтов до шоссе Космонавтов, 194Б;
- проезд (ул. Калиновая) от ул.2-й Гамовская до ул.Экскаваторная;
- проезд от ул.Экскаваторная, 68 до ул. 1-й Гамовская, 98а;
- проезд от ш. Космонавтов, 207 до ш. Космонавтов, 197;
- проезд от ул. Верхнемуллинская, 23 до ул.Верхнемуллинская, 21;
- проезд от ул. Оверятская до ул.Оверятская, 6;
- проезд от ул. Космонавта Леонова, 87а/1 до ул.Космонавта Леонова, 105/5;
- проезд от проспекта Декабристов, 13 до проспекта Декабристов, 15.
Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми в администрацию Индустриального района г.Перми направлена информация о наличии оснований для приобретения указанного недвижимого имущества в собственность муниципального образования.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные объекты в муниципальную собственность не приняты.
Указанные дорожные объекты являются бесхозяйными, что подтверждается выписками Управления Росреестра по Пермскому краю, ТУ Росимущество по Пермскому краю, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети.
Бездействие администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Оспариваемым решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.08.2023 возложена обязанность на администрацию г. Перми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных проездов, находящихся в городе Перми:
- проезд от шоссе Космонавтов до шоссе Космонавтов, 194Б;
- проезд (ул. Калиновая) от ул.2-й Гамовская до ул.Экскаваторная;
- проезд от ул.Экскаваторная, 68 до ул. 1-й Гамовская, 98а;
- проезд от ш. Космонавтов, 207 до ш. Космонавтов, 197;
- проезд от ул. Верхнемуллинская, 23 до ул.Верхнемуллинская, 21;
- проезд от ул. Оверятская до ул.Оверятская, 6;
- проезд от ул. Космонавта Леонова, 87а/1 до ул.Космонавта Леонова, 105/5;
- проезд от проспекта Декабристов, 13 до проспекта Декабристов, 15.
В апелляционной жалобе представитель Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми просит решение отменить. Указывает, что судом не дана оценка доводам представителя Департамента и администрации г.Перми. Администрацией г.Перми полномочия, связанные с бесхозяйным имуществом, распределены между функциональными и территориальными органами. В соответствии с пунктом 3.2.7.25 Положения о территориальных органах администрации г.Перми обязанность по проведению работы по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов в пределах административных границ возложена на территориальный орган. Постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г.Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и подготовке документов для приобретения их в собственность муниципального образования. Поскольку полномочия по выявлению бесхозяйных объектов в данном случае возложены на администрацию Индустриального района г.Перми, требования прокурора к администрации г.Перми удовлетворению не подлежат.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам, для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца – прокурор прокуратуры Пермского края Захаров Е.В. против отмены решения суда возражал.
Представитель Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, о рассмотрении жалобы уведомлены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Индустриального района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности.
Выявлены бесхозяйные объекты транспортной инфраструктуры:
- проезд от шоссе Космонавтов до шоссе Космонавтов, 194Б (л.д.13-16);
- проезд (ул. Калиновая) от ул.2-й Гамовской до ул. Экскаваторной (л.д.17-20);
- проезд от ул. Экскаваторной, 68 до ул.1-й Гамовской, 98а (л.д.21-24);
- проезд от шоссе Космонавтов, 207 до шоссе Космонавтов, 197 (л.д.25-33); проезд от ул. Верхнемуллинской, 23 до ул. Верхнемуллинской, 21 (л.д.34-41);
- проезд от ул. Оверятской до ул. Оверятской, 6 (л.д.46-49);
- проезд от ул. Космонавта Леонова, 87а/1 до ул. Космонавта Леонова, 105/5 (л.д.42-45);
- проезд от проспекта Декабристов, 13 до проспекта Декабристов, 15 (л.д.9-12).
Указанные дорожные объекты собственников не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Пермскому краю, ответом ТУ Росимущества по Пермскому краю, ответом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, ответом Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о том, что данные участки в реестрах федеральной, региональной и муниципальной собственности не числятся, в ЕГРН не зарегистрированы.
Администрацией Индустриального района г.Перми в адрес Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми на основании Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130, направлены обращения о предоставлении информации о целесообразности приема в муниципальную собственность следующих объектов:
- проезд от проспекта Декабристов, 13 до проспекта Декабристов, 15 (л.д.9)
- проезд от шоссе Космонавтов до шоссе Космонавтов, 194Б (л.д.13)
- проезд (ул. Калиновая) от ул.2-й Гамовской до ул. Экскаваторной (л.д.17)
- проезд от ул. Экскаваторной, 68 до ул.1-й Гамовской, 98а (л.д.22)
- проезд от шоссе Космонавтов, 207 до шоссе Космонавтов, 197 (л.д.26)
- проезд от ул. Верхнемуллинской, 23 до ул. Верхнемуллинской, 21 (л.д.35)
- проезд от ул. Космонавта Леонова, 87а/1 до ул. Космонавта Леонова, 105/5 (л.д.43)
- проезд от ул. Оверятской до ул. Оверятской, 6 (л.д.47).
На указанные обращения Департаментом дорог и благоустройства администрации г.Перми даны заключения о целесообразности принятия указанных выше объектов в муниципальную собственность (л.д.9, 13, 17, 21, 25, 34, 42, 46).
Удовлетворяя требования прокурора Индустриального района г. Перми и возлагая на администрацию г.Перми обязанность обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю в установленном пунктом 3 статьи 225 ГК РФ порядке с заявлением о принятии на учет спорных бесхозяйных объектов, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми дано заключение об обоснованности и целесообразности принятия выявленных объектов в муниципальную собственность г. Перми. Отсутствие собственника автомобильных дорог и проездов влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
На основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Уставом города Перми, принятым Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, дорожная деятельность в границах Пермского городского округа отнесена к вопросам местного значения Пермского городского округа. Исполнительно-распорядительные полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения г. Перми осуществляет администрация г.Перми (пункт 20 части 1 статьи 49 Устава).
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации г.Перми.
В соответствии с пунктом 1.2 Типового положения, территориальными органами администрации г.Перми являются соответствующие администрации Дзержинского, Индустриального, Кировского, Ленинского, Мотовилихинского, Орджоникидзевского, Свердловского районов г.Перми и администрация поселка Новые Ляды г.Перми. Территориальный орган создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории.
Пунктом 3.2.7.25 Типового положения одной из задач территориального органа в сфере благоустройства является выполнение работ по выявлению, в том числе, бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признании права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществление действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в собственность муниципального образования город Пермь.
Указанным Регламентом определен порядок и последовательность совершения функциональными и территориальными органами администрации г.Перми действий, направленных на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
При этом, пунктом 3.2.5 Регламента обязанность по обеспечению постановки бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на него, возложена на территориальный орган.
Разрешая дело, судом первой инстанции указанным обстоятельствам правовая оценка не дана.
В силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, в том числе, на участие в судебном заседании и представление доказательств.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика. Таким образом, если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным.
Несмотря на наличие нормативного-правового акта администрации г.Перми, которым распределены полномочия в отношении недвижимого бесхозяйного имущества и определен порядок принятия на учет бесхозяйного имущества, судом первой инстанции не определен надлежащий круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле в качестве административного ответчика.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, в результате нарушения процессуального закона решение суда подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует правильно определить юридически значимые обстоятельства и состав лиц, участвующих в административном деле.
В связи с этим доводы апелляционных жалоб судебная коллегия с правовой точки зрения не оценивает, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 августа 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/