ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Бунаева А.Д.. поступило 13.08.2021
Номер дела суда 1 инст. 2а-3119/2021 33а-3041/2021
УИД 04RS0018-01-2021-004188-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ об оспаривании распоряжения
по апелляционной жалобе представителя Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2
на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 3 июня 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 03.03.2021 г. №359 о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 г.».
Обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ восстановить ФИО1 в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 14.02.2018 г.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобой, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, ФИО1 просит суд отменить распоряжение администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 03.03.2021 № 359, восстановить ее в списках состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы».
Требования мотивированы тем, что с 14 февраля 2018г. ФИО1 на основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в связи с выездом из местности приравненного к району Крайнего Севера с составом семьи 2 человека была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы». Однако распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 03.03.2021 № 359 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с 14.02.2018 с составом семьи 2 человека и исключена из состава участников указанной подпрограммы в связи в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Согласно распоряжению ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения площадью 63 кв.м. по адресу: <...> где на регистрационном учете значатся два человека, в связи с чем с учетом собственника жилого помещения на каждого человека приходится по 21 кв.м. жилья, что более учетной нормы. Указанное распоряжение является незаконным, нарушающим права истца на жилье, гарантированное Конституцией РФ. ФИО1 не является членом семьи собственника указанного жилья ФИО3, которая приходится ей сестрой. Сестра зарегистрирована и проживает со своей семьей на <...>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержала и дала пояснения аналогичные содержанию иска, уточнив, что ФИО3 временно по договору о безвозмездном найме жилья вселила истца с ее сыном в свою квартиру по адресу: <...>. При этом истец совместно с ФИО3 не проживает, не является членом ее семьи. ФИО3 зарегистрирована и проживает с матерью на <...>. Проживание истца в квартире сестры является временным, на период до приобретения жилья. Она вынуждена была зарегистрироваться в квартире сестры в связи с необходимостью получения социальных выплат по месту жительства, поскольку она является инвалидом первой группы по зрению.
Представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что ФИО1 состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с 14.02.2018 с составом семьи 2 человека. По распоряжению администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ 03.03.2021 она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку при проверке учетного дела выявлено, что ФИО3 заявила о регистрации в ее квартире сестры и племянника, следовательно, они являются членами семьи. На регистрационном учете в квартире по указанному адресу значится истец с ее сыном, с учетом собственника жилья на каждого человека приходится по 21 кв.м., что больше учетной нормы.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, указывая, что Федеральным законом от 20 июля 2020 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" были внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Срвера и приравненных к ним местностей" в соответствии с которыми право на получение жилищных субсидий на основании вышеуказанного закона имеют граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения.
При этом, согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 N 228-ФЗ действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом. вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, одним из установленных условий, которому должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии, это не являться членом семьи собственника.
Судом сделан вывод о том, что истец не является членом семьи собственника квартиры. Между тем, собственник вселяет и регистрирует в своем жилом помещении истца, как члена своей семьи, договор безвозмездного найма составлен формально, что подтверждается предоставленными собственником правами пользования данным жилым помещением истцу наравне с собственником. ФИО1 получает по указанному адресу все социальные выплаты для оплаты коммунальных услуг, что было установлено в суде. Она не является нанимателем помещения, а имеет все права пользования данным жилым помещением наравне с собственником.
Вышеуказанные доводы Администрации г. Улан-Удэ не приняты судом первой инстанции, имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло принятие незаконного, необоснованного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ не явился, от представителя по доверенности ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.02.2018 ФИО1 обратилась в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получения социальных выплат для приобретения жилья в г. Улан-Удэ.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 14.02.2018 № 169 ФИО1 включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним- инвалиды», с составом семьи 2 человека.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 03.03.2021 №359 ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека и исключена из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы».
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 03.03.2021 г. №359 о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020г.» является незаконным, поскольку при определении нуждаемости ФИО1 в жилом помещении, административный ответчик исходил из площади квартиры, принадлежащей другому лицу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Предоставление жилищных субсидий (социальных выплат) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ, и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В силу пункта 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения, в соответствии с которым граждане снимаются с учета, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (подп. "и" п. 21подп. "и" п. 21 Положения от 10.12.2002 N 879).
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновителя данного гражданина.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 14.02.2018 № 169 включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним- инвалиды», с составом семьи 2 человека.
Судом по делу установлено и не оспариваются сторонами время прибытия ФИО1 в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года) и продолжительность ее стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее пятнадцати календарных лет), дающих право на получение жилищной субсидии.
По сведениям из адресной справки МП отделения МВД России по Муйскому району РБ от 02.2018, ФИО1 состояла на регистрационном учете в Муйском районе РБ в период с ... по ..., с ... по ... По данным о стаже, выданным Управлением ПФР а г. Улан-Удэ ..., продолжительность стажа работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 21 год.
В собственности либо на ином праве, ФИО1 жилых помещений не имеет, что следует из выписок из ЕГРН, справки Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, по состоянию на май 2021г.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 03.03.2021 №359 ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека и исключена из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы».
Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения явилось то, что в процессе проверки административным ответчиком учетного дела выявлено наличие статуса члена семьи собственника жилого помещения по адресу: <...> общей площадью 63 кв.м., где на регистрационном учете в квартире значится истец и ее сын, с учетом собственника жилого помещения на каждого человека приходится по 21 кв.м., что более учетной нормы.
Согласно выписке из лицевого счета от ..., выданного МКУ «Управление информатизации информационных ресурсов» ФИО4<...>, на регистрационном учете по адресу <...> с ... значатся ФИО1 и ФИО6, другие лица с 2012 г. на указанной площади на регистрационном учете не значатся.
Собственником указанного жилого помещения площадью 63 кв.м является ФИО3, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии ... от ...
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что ФИО1 на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и принятия по нему решения не являлись нанимателями жилых помещений или членами его семьи, а также собственниками жилых помещений.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, для признания членом семьи собственника проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей собственника, вселенных собственником в жилое помещение, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Что касается других родственников независимо от степени родства и нетрудоспособных иждивенцев как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иных граждан, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации, они могут быть признаны членами семьи, если вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в названном постановлении также подчеркнул, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого распоряжения от 03.03.2021, административный ответчик, делая вывод об обеспеченности жилой площадью более учетной нормы на каждого члена семьи ФИО1, исходил исключительно из справки о регистрации ФИО1 с членами ее семьи в жилом помещении общей площадью 63 кв. м, принадлежащем сестре административного истца, факт вселения собственником квартиры административного истца и членов его семьи в качестве членов собственной семьи установлен не был.
Проверяя доводы иска ФИО1, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, допросив в качестве свидетеля ФИО3, пришел к правильному выводу, что административный истец с семьей не вселялся в качестве члена семьи собственника квартиры, проживает в ней временно по договору безвозмездного найма, регистрация по месту жительства была осуществлена в отсутствие иной возможности для решения вопроса о получении социальных услуг, учитывая, что является инвалидом первой группы.
В подтверждение доводов о временном проживании в квартире сестры, административным истцом представлены договоры безвозмездного пользования.
При таком положении у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания признать неправильным выводы суда первой инстанции о том, что административный истец и члены ее семьи не являются членами семьи ФИО3, обеспечены жилой площадью менее учетной нормы и о неправомерности учета административным ответчиком площади жилого помещения, в котором зарегистрирована семья ФИО1 при определении нуждаемости в жилом помещении.
С учетом установленных по делу обстоятельств, несоответствия решения административного ответчика, приведенным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит в выводу о наличии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Несогласие административного ответчика с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не дает оснований считать судебный акт незаконным и необоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом правильно установлены значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу.
Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию выражают несогласие с выводами суда, которые мотивированы, данные доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение административного ответчика о том, как должны быть оценены фактические обстоятельства дела.
Приведенные в жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда, и не являются основаниями для отмены решения суда.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: