Дело № 2а-311/2020 председательствующий-судья Ткаченко Т.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2961/2020
гор. Брянск 10 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июня 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделению (территориальное, г.Брянск) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., объяснения административного истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение суда, объяснения административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проживает на территории закрытого военного городка города Карачев по адресу <адрес>. Он и его несовершеннолетняя дочь ФИО11 вселены в указанное жилое помещение и проживают по настоящее время, на основании договора найма служебного помещения, заключенного между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» МО РФ и его матерью - ФИО3 Считал, что сам по себе факт проживания в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. 6 марта 2019 года ему направлено требование об освобождении жилого помещения, подан иск в Карачевский районный суд Брянской области о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении, что свидетельствует о начале процедуры переселения (выселения). 5 сентября 2019 года обратился с заявлением в Отделение (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153, однако 10 октября 2019 года получил отказ со ссылкой на несоответствие его требованиям, предусмотренным названной выше целевой программы. Просил суд решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение, г.Брянск) от 10 октября 2019 года №14-60/22/2019 признать незаконным; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение, г.Брянск) признать ФИО1 и ФИО4 участниками основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предоставить государственный жилищный сертификат.
В судебном заседании ФИО1 заявленные административные требования поддержал, пояснил, что его мать ФИО3 более 30 лет находилась в трудовых отношениях с войсковой частью 92919 (в настоящее время войсковая часть 55443), уволена в 2012 году в связи с сокращением штата работников. На территории закрытого военного городка города Карачев ФИО1 проживает с 1980 года. Его мать признана нуждающейся в обеспечении жильем, в связи с чем, 1 сентября 2010 года между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» Минобороны России и ФИО3 заключен договор найма служебного жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение по адресу <адрес>, вселены члены семьи сын и внучка. Срок действия договора - до отселения из закрытого военного городка. Наниматель ФИО3 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, однако ФИО1 и его несовершеннолетняя дочь остались проживать в указанном жилом помещении. ФИО1 как наниматель заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями, оплачивал коммунальные платежи. Поскольку Министерством обороны Российской Федерации в Карачевский районный суд Брянской области подан иск о признании ФИО1, ФИО4 утратившими право пользования жилым помещением, выселении, административный истец полагает, что в отношении него начата процедура переселения (выселения) из закрытого военного городка, в связи, с чем у государства перед административным истцом возникли обязательства по обеспечению жилым помещением.
Определением Фокинского районного суда города Брянска в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованных лиц Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, «Войсковая часть 55443-БК».
Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителей иных лиц, участвующих в деле, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие. Представивших отзывы, в которых просили отказать в административном иске.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июня 2020 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь, в том числе, на правовую позицию иных судом, считает ошибочными выводы суда, считает, что у государства возникли обязательства по обеспечению его жильем в связи с тем, что он подлежит переселению из закрытого военного городка, поскольку проживает на его территории, не имеет связи с Министерством обороны РФ. Обращает внимание, что решение не содержит указания на то, какой орган является уполномоченным на принятие решения о реализации процедуры переселения граждан. Считает, что наличие исков в Карачевском районном суде свидетельствует о начале процедуры переселения. Также указывает на то, что он и его дочь являлись членами семьи ФИО3, работающей в войсковой части. Договор найма служебного помещения заключен на срок: до отселения из закрытого городка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц: Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 55443-БК, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не явились. Судебная коллегия в силу ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд в силу положений статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, праъ- на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1).
Пункт 5 Правил устанавливает категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, согласно подпункту «б» пункта 5 Правил (в редакции №21 от 4 июля 2019 года, действующей на момент возникновения спорных отношений) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2019 года №265 «Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации» (действующий на дату обращения ФИО1 с заявлением) (далее -Порядок).
Согласно пункта 2 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие, указанные в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 5 Правил; граждане, уволенные с военной службы, указанные в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил; члены семей военнослужащих, указанные в абзаце восьмом подпункта «а» пункта 5 Правил; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года№ 752-р), были поставлены на учет в Министерстве обороны на получение сертификата для переселения из закрытого военного городка, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что мать административного истца ФИО3 работала в войсковой части № (в настоящее время войсковая часть №) с ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ.
5 марта 1988 года на основании ордера ФИО3 и ее сыну ФИО1 предоставлена комната, площадью 17,48 кв.м, в <адрес>.
1 сентября 2010 года на основании решения о предоставлении жилого помещения между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» Минобороны России и ФИО3 заключен договор найма служебного жилого помещения.
Согласно условиям договора нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование, для временного проживания передана <адрес>, расположенная по адресу <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в качестве нанимателя квартиры в поквартирной карточке указан ФИО1, в качестве члена семьи дочь - ФИО4
Согласно справке Домоуправления №2 ЖКС №3 (г.Брянск) от 7 августа 2019 года ФИО1, ФИО4 зарегистрированы и проживают по указанному выше адресу, квартира находится в закрытом военном городке №, войсковой части ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р, город Карачев входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1, как член семьи работника учреждения, подведомственного Министерству обороны, проживает на территории закрытого военного городка с 1988 года по настоящее время.
5 сентября 2019 года ФИО1 обратился с заявлением к начальнику Отделения (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 26 марта 2006 года, поскольку относится к категории граждан подлежащих переселению из закрытого военного городка.
По результатам рассмотрения заявления принято решение № 14-60/22/2019 от 10 октября 2019 года об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, и исходил из того, что ФИО1 не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, определенного пунктом 2 Порядка, реализация процедуры переселения граждан из закрытого военного городка не осуществлялась, а само по себе проживание ФИО1 в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания административного истца и членов его семьи участниками подпрограммы, пришел к выводу о законности и обоснованности принятого ответчиком решения №14-60/22/2019 от 10 октября 2019 года об отказе в признании истца участником целевой жилищной программы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям сторон.
Ошибочным является довод ФИО1 о том, что в отношении него начата процедура переселения из закрытого военного городка.
Необходимым условием для разрешения вопроса, может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, причины утраты гражданином связи с военным ведомством, а также принятие в установленном порядке уполномоченными органами решения и переселение граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Между тем, ФИО1 связи с Министерством обороны не имел, в трудовых отношениях не состоял, в установленном порядке уполномоченными органами решение о переселении граждан из закрытого военного городка не принималось, переселения граждан не производилось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на получение государственного жилищного сертификата обусловлено фактом проживания в закрытом военном городке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости проверки условий выселения административного истца из предоставленного жилого помещения, также основаны на ошибочном толковании норм права.
Вопреки таким доводам, основания выселения из служебного жилого помещения не являются юридически значимыми обстоятельствами по данному делу, не входят в предмет спора и доказывания.
Необходимые для оценки оспоренного административным истцом решения обстоятельства судом установлены верно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных сторонами в материалы дела доказательств, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через Фокинский районный суд города Брянска в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Судьи | ФИО5 Е.В.Апокина ФИО6 |